В нашей стране большое внимание уделяется социальной помощи: по оценкам Мирового банка, 21% ВВП Украины направлено на оказание социальной помощи. При таком подходе в Украине, по идее, не должно быть бедных людей, однако это не так. Что нужно сделать для того, чтобы помощь от государства получали только самые бедные, и что сделано на сегодняшний момент, обсуждали участники заседания пресс-клуба на тему «Адресность социальной помощи в Украине и пути ее повышения».
Заседание пресс-клуба, в котором приняли участие как представители Мирового банка в Украине, так и представители ГУ труда и соцзащиты населения облгосадминистрации, привлекло внимание не только николаевской, но и херсонской прессы, что еще раз подтверждает — обществу это интересно. Тем более, было интересно услышать, что думают о системе украинской социальной помощи представители Мирового банка, который финансово поддержал проект Министерства труда и социальной политики Украины «Усовершенствование системы социальной помощи в Украине».
В рамках этого проекта, который стартовал в 2006 году и завершится летом 2011 года, за $100 млн., выделенных Мировым банком, в большинстве местных управлений труда и соцзащиты населения должны быть проведены ремонты и техническое переоснащение с целью внедрить единую технологию приема граждан, которые обращаются за назначением всех видов социальной помощи. В идеале после переоснащения все управления труда и соцзащиты должны работать ежедневно, без обеденного перерыва, и на оформление заявления с соответствующими документами гражданину надо будет только 20 минут, рассказала старший специалист по социальной защите представительства Мирового банка в Украине Екатерина Петрина.
Что же на практике? В Николаевской области, можно сказать, что очень и очень неплохо. По словам 1-го заместителя начальника ГУ труда и соцзащиты населения Анастасии Кулаженко, в Николаевской области единая технология приема граждан начала вырабатываться даже еще раньше, с 2005 года, в управлении труда и соцзащиты населения Баштанского района, а теперь полученный опыт внедряется во всех 27 управлениях области. Причем прием граждан осуществляется не только в управлениях, но и в отдаленных районах — заявления от граждан принимаются и в сельсоветах, так что человеку не надо ехать в районный или областной центр со своим заявлением. Относительно необходимых ремонтов в помещениях, которые должны быть проведены в соответствии со стандартами, то они проводились за счет средств местных бюджетов, а вот необходимое техническое переоснащение без средств Мирового банка сделать не удалось бы. По оценке Министерства труда и соцполитики, в Николаевской области уже на 82% внедрена единая технология приема граждан, а стопроцентная готовность будет достигнута после завершения ремонтных работ во всех управлениях и внедрения нового программного комплекса по назначению и выплате социальной помощи.
Но усовершенствование — это не только ремонт помещений, новое оборудование и внедрение единой технологии приема граждан. Мировой банк провел исследование «Повышение уровня адресности программ социальной помощи в Украине» и пришел к малоутешительным выводам: действующие программы социальной помощи малоэффективны. 34% бюджета всех трат на соцпомощь получают 20% самых бедных граждан, однако «золотой стандарт», по словам Е.Патрины, — чтобы 60% всех трат на соцпомощь получали самые бедные граждане. Как свидетельствует анализ Мирового банка, только в Грузии и Сербии был достигнут «золотой стандарт», немного до него не дотянула Румыния, но эти страны достигли таких результатов благодаря значительным реформам в системе предоставления соцпомощи. Президент Украины В.Янукович подтвердил свое стремление проводить такие реформы, но, как с сожалением заметила Е.Патрина, между словами и делом есть большая разница. А реформы, которые рекомендует провести Мировой банк, болезненны.
К примеру, программу социальной помощи малообеспеченным семьям Мировой банк называет высокоадресной, потому что 86% бюджета программы получают 20% самых бедных. Однако к недостаткам этой программы можно отнести ее низкое покрытие: только 2% населения Украины получает помощь как малообеспеченные. Поэтому рекомендация Мирового банка — расширить данную программу.
Худшая оценка — у программы субсидий на жилищно-коммунальные услуги и топливо. У этой программы не только малое покрытие, но и низкая адресность. Мало того, что в 2007-2008 гг. только 2% населения Украины получило субсидии на ЖКУ, — большинство получателей субсидии не являются бедными. Но это можно изменить, считает Е.Патрина. Во-первых, правительство должно четко определиться с критерием, каким должен быть доход семьи для получения субсидии (допустим, 1 прожиточный минимум и т.д.). А во-вторых, активнее должны работать социальные инспекторы, которые будут выявлять непрямые доходы граждан, претендующих на субсидию, или привлекать недобросовестных получателей субсидии к материальной ответственности — возвращать данные государством средства. Допустим, человек собрал документы, которые недвусмысленно говорят, что он беднее церковной мыши, а на деле у него есть и автомобиль, и другие блага, которые настоящим беднякам не по карману. Вот это-то и должен выявить социальный инспектор. К слову, институт социальных инспекторов уже давно работает в Европе и успешно выявляет тех, кто необоснованно претендует на помощь от государства.
У системы помощи на детей, по мнению Мирового банка, — средний уровень адресности, хотя некоторые виды помощи — высокоадресные (помощь одиноким матерям, опекаемым детям). Но и тут нужны реформы — необходимо постепенно вводить критерий оценки дохода во все виды помощи на детей, не уменьшая общий объем финансирования, а перераспределяя его в пользу малообеспеченных. Кстати, Е.Патрина считает, что данная система станет еще более эффективной, если правительство на законодательном уровне учтет тот факт, что семьи даже с одним ребенком могут быть более бедными, чем семья, состоящая из пенсионеров. Но, сожалеет специалист Мирового банка, в правительстве данный факт никто не воспринимает, и для этого есть политические основания — самым активным электоратом у нас остаются все же пенсионеры...
А самой худшей программой социальной помощи специалист Мирового банка назвала предоставление льгот. Е.Патрина считает, что льготы гражданам, которые имеют заслуги перед Родиной (ветераны ВОВ, афганцы, чернобыльцы), должны остаться, но стать более справедливыми. Для более точного понимания этого месиджа специалист Мирового банка привела такой пример. Есть два ветерана ВОВ, с одинаковым количеством наград, с одинаковым воинским званием и т.д., но один из них живет в хорошей квартире в Киеве, а другой — в сельской местности. Обоим полагаются 50-процентные льготы по оплате ЖКУ. Так вот, ветеран, который живет в Киеве в хорошей квартире, получит в денежном выражении большую льготу, чем ветеран, живущий в сельской местности. А коль они равны, то и суммы льгот в денежном выражении у них должны быть равными.
А вот против чего восстает Мировой банк, так это против так называемых профессиональных льгот — льгот государственным служащим, военнослужащим, милиционерам, судьям, прокурорским работникам и народным депутатам. Льготы этим людям надо отменить, потому что они не являются малообеспеченными, говорит Е.Патрина. А уж если так случится, что они вдруг станут бедняками, то пожалуйста — получайте помощь от государства на общих основаниях.
И еще на одном моменте настаивала представитель Мирового банка: помощь от государства должна предоставляться только самым нуждающимся, причем предоставляться эта помощь должна с уважением. А вот с уважением к человеку у нас, увы, не все так гладко. Но в данном случае Мировой банк нам не помощник. Мы сами должны прочувствовать свою ценность и заставить относиться к себе с уважением. Ведь в конце концов все управления, государственные учреждения и пр. созданы и работают за наши с вами деньги — деньги налогоплательщиков.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.020Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |