В одном из лучших городских выставочных залов Николаева, в галерее искусств ЧГУ имени Петра Могилы, состоялось закрытие художественной выставки «Древо жизни» — выставки графики, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства одесского художника Михаила Пархоменко, его учителей и учеников. Учредителем выставки стало международное творческое объединение «Спокуса», которое и в этот раз порадовало горожан своими творческими находками.
Те, кто знает Михаила Пархоменко (на снимке) много лет, обязательно вам скажут, что он человек разносторонний: художник, путешественник, общественный деятель. Член Национального союза художников Украины, координатор творческих программ Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, учредитель Союза маринистов Одессы, художественный руководитель международного творческого объединения «Спокуса», а также организатор всеукраинских и региональных творческих проектов: «Лицо границы», «Волшебный мир Днестра», «Крылья Отчизны», «Соединяем берега», «Всегда помним».
Что касается главной стихии Михаила Пархоменко, то, наверное, это — путешествия. «Все видеть, все знать интересно, и вот я хожу по стране»... Но не только. Михаил совершил два кругосветных путешествия, десятки раз обошел Европу на судах бывшего Черноморского морского пароходства. Для многих нынешних украинских художников, во главе с заядлым путешественником Михаилом Пархоменко, Турция, Грузия не раз становились местом их творческой командировки.
Путешественники, открыватели новых земель, по мнению Михаила Пархоменко, — герои нашего времени. Один из его любимых — русский исследователь Арктики Георгий Седов, для которого честь страны была не пустым звуком. Ради нее он готов был рисковать жизнью, добиваясь цели.
Одержимость для достижения своей цели нужна и нынешним художникам. Это непросто — выбрать свой собственный путь в искусстве и придерживаться его, отстаивать собственную точку зрения, иметь свой творческий характер. Возможно, поэтому, на взгляд Михаила Пархоменко, сегодня в Украине возникает проблема — исчезают школы. Профессионализм, помноженный на талант, уступает технике и коммерческому спросу.
Как важно, чтобы рядом был мастер, у которого можно было бы научиться, дабы потом молодой художник почувствовал себя Данилой-мастером, колдующим над каменным цветком.
- То, что делает художник Михаил Пархоменко, дело нужное, — говорит заведующая галереей искусств Любовь Омельченко. — Часто можно услышать, как аттестуют авторитетного специалиста: «У него были отличные учителя!» Я считаю, что ученикам Михаила Пархоменко повезло.
Что касается учителей Михаила Пархоменко, то среди них — народный художник Украины, скульптор Николай Ясиненко (на выставке экспонировались его деревянные женские скульптуры) и художник-график из Санкт-Петербурга Александр Москвичев.
Особое место в экспозиции — главному учителю — отцу Ивану Ивановичу Пархоменко, украинскому и советскому художнику. На выставке представлены его работы маслом, передающие красоту природы и православных храмов... Тематикой для отцовской живописи много лет служили исторические, трудовые и ратные традиции, которыми так богат Донбасс. 23 года он жил в Краматорске, был главным художником города, руководил изостудией, создал народную картинную галерею, ставшую ныне Художественным музеем.
Михаил рос и воспитывался в творческой среде, в семье художников, поэтому в его работах ощущаются накопленный опыт и «насмотренный глаз». С детства впитывал в себя все, с чем связана эта профессия: литературу, историю искусства, технику рисования. И сегодня он блестящий график, который мастерски интерпретирует мифологию, литературную классику, соединяет фантасмагорию и аллегорию, тонкую иронию и юмор.
- Маслом я писал до поступления в институт, — говорит авторитетный мастер. — Я знаю эту школу, отец мне это передал. А графика — это другие возможности. Здесь в один лист можно поместить очень много разных сюжетов, планов, событий и это, по моему характеру, я — путешественник. Графику можно сравнить с характером современной жизни — графика более мобильна. Я не такой, как отец, и слава Богу. Самое главное для художника — быть самим собой.
«Быть самим собой» — это наставления именитого художника, который не жалея своего времени и сил, выводит учеников в большую творческую жизнь, воодушевляя их, вселяя уверенность в свои силы, азарт и любовь к искусству.
Среди учеников — Анна Васкевич. На выставке был представлен ее батик (роспись по шелку). Совсем другое искусство, нежели живопись или графика. На ткани, по мнению Анны, иногда можно передать больше, чем на холсте или бумаге. Есть о чем подумать, есть на что просто полюбоваться.
Родилась Анна Васкевич в Винницкой области. С золотой медалью окончила общеобразовательную школу, потом — художественно-графический факультет Южноукраинского национального педагогического университета им. Ушинского. В вузе училась на отлично, получала даже стипендию им. Ушинского. Во время учебы Анна Васкевич стала членом молодежного объединения при Одесском отделении Национального союза художников Украины.
Молодая и талантливая художница активно участвует в выставках. Ее работы находятся в музеях Одессы, Краматорска, Николаева, Очакова, Ильичевска... Анна участвовала в таких симпозиумах и пленэрах, как Кинбурнский в 2006 году, Коблевский в 2007-м, Карпатский в 2006-м и 2007-м, Гурзуфский в 2007-м и 2008-м, Стамбул — Одесса в 2008 году. А в августе 2009 она была среди девятнадцати художников Украины и России, которых одна успешная киевская фирма пригласила в бесплатное турне по столицам европейских государств. Условие такое: из пяти картин с выставки в Киеве одну получает предприятие. Фирма сама отбирала таланты. И не все именитые могли попасть в тот престижный список.
После этой поездки зрители увидели новые работы.
«Праздник Бранденбургские ворота». До момента падения Берлинской стены ворота были символом разделенных Германии и Берлина. Сейчас они свидетельствуют о единстве государства. Здесь часто проходят праздники, где всех собравшихся гостей ждут концерты, спектакли и, конечно же, праздничный фейерверк, который изображен на картине.
Следующая работа — «Париж. Огни большого города». Эта картина образно переносит нас в фильм Ч. Чаплина с одноименным названием, где просто слышно: «Париж — это страсть. Париж — это праздник. Это песня. Это чувство». Работа запоминающаяся и художественно привлекательная.
«Дельфтский фарфор» — название еще одной картины. Разновидность этого фарфора изобрели в Голландии. Это была попытка воспроизвести оригинальный китайский фарфор. Хотя дельфтский фарфор чрезвычайно красив, он не выдерживает температуры кипятка. Анна Васькевич демонстрирует нам, что истинную дельфтскую глиняную посуду можно распознать по нарисованному маленькому горшочку. Одним словом, все замечает истинный художник.
Одна из работ Анны так и называется — «Объединенная Европа». Здесь использован распространенный в средневековом европейском искусстве образ фантастических чудовищ — химер, которые в контексте сегодняшнего дня несут дозорную службу — это наблюдатель и защитник объединенной Европы. А рядом — флаг ЕС и флаги государств, в которых побывала художница. Все это Европа, свободная от любых линий размежевания и разделения. Очень хочется верить, что это и наша общая и объединяющая перспектива — жить в едином европейском доме.
Когда я покидал выставку «Древо жизни», вспомнил строки, принадлежащие перу известного поэта Евгения Винокурова, как формула, которая как нельзя лучше подходит к деятельности Михаила Пархоменко: «Художник, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться!»
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |