ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Автоперевозчика поменяли, а Вова и Андрей — остались
31.07.2010 / Газета: Южная правда / № 82(22672) / Тираж: 24600

Садоводческое товарищество «Сосновое», что в Новоодесском районе, так бы и жило-поживало, не беспокоя ни областное руководство, ни средства массовой информации, если бы не случилась одна неувязочка: во время очередного январского заседания конкурсного комитета на маршруте «Николаев — Сосновое» почему-то поменяли автоперевозчика. Но даже не это встревожило пассажиров: условия перевозок не улучшились, новые автобусы, как это было заявлено победителем конкурса, на маршруте не появились. Следовательно, возникают жалобы на организацию автоперевозок. И чтобы они не остались гласом вопиющего в пустыне, нужна огласка через средства массовой информации.

Попробуем объяснить и пассажирам, и всем, кто будет читать этот материал, откуда у этой проблемы, как говорится, «ноги растут». А, может, никакой проблемы вовсе и нет?

Десять лет назад на одном из совещаний, посвященных организации автоперевозок в Николаевской области, тогдашний губернатор отмечал недобросовестное отношение автоперевозчиков к своим непосредственным задачам — предоставлению услуг для пассажиров. Подчеркивалось, что контроль со стороны государства за качеством перевозок практически не осуществляется. Стоит ли удивляться, что значительная часть автоперевозчиков не придерживается требований действующего законодательства, ущемляя интересы граждан и своих коллег. На совещании приводились примеры, когда в существующие маршруты, определенные согласно конкурсу, структуры с криминальным оттенком силой кулака внедряют свои машины («Маршруты только достойным», публикация от 01.07.2000 г., В. Олейник, «Южная Правда»). По прошествии десяти лет что-то изменилось? Мы имеем в виду — к лучшему, конечно. Вряд ли, если продолжают появляться нарекания на обслуживание, к примеру, пассажиров-дачников. Раньше «Астра-Транс» обслуживал маршрут к садовым товариществам «Сосновое», «Ясная поляна», «Янтарное» и «Подлесное». Потом это автопредприятие благополучно развалилось, и с этого момента началась грустная история. Вот что в своем письме на имя нынешнего губернатора Николая Круглова написал председатель СТ «Сосновое» И. Барицкий: ...маршруты, в большей части социально-значимые, взяло тогда на себя автопредприятие «Орион-Авто». Но ...остается загадкой, почему маршруты «Николаев — Баловное» и «Николаев — Сосновое» (последний обслуживает наше общество) достались ЧП «Бершацкому»? Худо-бедно, Бершацкий обслуживал маршрут старенькими автобусами ПАЗ (водители — Вова и Андрей). А в январе этого года мы узнали, что маршруты «Николаев — Баловное» и «Николаев — Сосновое» выиграл автоперевозчик «Алан-Техно». Как мы понимаем, для того, чтобы выиграть тендер у существующего автоперевозчика, претендент предлагает лучшие условия перевозки, лучшие автобусы и т. д. А что получилось? На маршруте «Николаев — Сосновое» по-прежнему продолжают работать те же Вова и Андрей, на тех же стареньких автобусах. И, если автобусы ломаются (а ломаются они очень часто), то вместо них ставят микроавтобус, который не в состоянии забрать даже небольшую часть садоводов (Сосновое — 1200 участков, Ясная Поляна — 500, Янтарное — 300, Подлесное — 450). Перевозили только двух льготников, никого при этом не фиксируя. И как «Алан-Техно» отчитывается, получая немалые суммы компенсации от льготных перевозок?». Как видим, есть вопросы. Но больше всего нас заинтересовал тот факт, что автоперевозчика на маршруте «Николаев — Сосновое» поменяли, а вышеупомянутые Вова и Андрей, водители, остались! Можно было бы предположить, что они благополучно перешли работать в «Алан-Техно». Логично! Но тогда почему эти водители работают на том же стареньком автотранспорте? И его тоже ЧП «Бершацкий» передал или продал в «Алан-Техно»? Эти вопросы вряд ли возникли бы, если бы руководительница, которой принадлежит автотранспортное предприятие «Алан-Техно», предоставила пассажирам-дачникам качественные услуги, хотя бы на несколько порядков отличающихся от ранее существующих. «Очень просим Вас поручить разобраться в этой ситуации и помочь нам в назначении нового автоперевозчика, с которым мы будем осуществлять поездки на свои садовые участки и обратно. Ведь основной контингент — это пенсионеры, пожилые и заслуженные люди», — от имени более чем двух тысяч садоводов обращается к Николаю Петровичу Круглову, нынешнему губернатору Николаевской области, председатель СТ «Сосновое». На разбирательство нужно время, иногда бумажная волокита затягивается на длительный период, а дачникам, утомленным немилосердным солнцем, духотой и полнейшим отсутствием элементарного комфорта, нужно добираться и в Николаев, и в «Сосновое». И не когда-то, а ежедневно.

Время не ждет, оно работает против пассажира, который в буквальном смысле обижен и унижен таким отношением автоперевозчика. Думаем, что пролить свет на происходящее помог бы сам Бершацкий. Во время встречи с журналистами он рассказал, что десять лет назад вышел на пенсию, что проживает в Баловном. В то время, как уже было сказано, ушел в небытие 28-й автопарк. «Я купил восемь автобусов, занялся автоперевозками пассажиров, изучив предварительно этот рынок услуг, и конкретно знал проблемы именно на двух вышеупомянутых маршрутах. Выиграл пару конкурсов. Соблюдал все условия и требования, которые государство предъявляет к автоперевозчику. Но сразу хочу отметить, что условия конкурса изначально так прописаны, что у конкурсного комитета всегда существует лазейка для нарушений. Согласитесь, не могут в его составе превалировать представители от государства. А как же представлены граждане? Где представители общественных и партийных организаций? Вот и получается, что конкурсный комитет — это своеобразный трон, на котором восседает не его величество Закон, а держится ручками и ножками идеально отработанная необъяснимая схема, которая исповедует, как нам кажется, принцип дарения маршрутов. А то, что за день-два до начала конкурса его участник (допустим, не каждый), может погасить имеющуюся задолженность и без зазрения совести, на равных с законопослушными перевозчиками, претендовать на получение маршрута — это тоже правильно? Как мне кажется, тут уж не до правил. К примеру, мои автобусы очень удобны для осуществления пригородных пассажирских автоперевозок. Я оборудовал их также для удобств проезда инвалидов. Претензий ко мне, как к автоперевозчику, со стороны государства и пассажиров не было. Я осуществлял по 30 рейсов за день, оказывая за это время автоуслуги четырем садоводческим товариществам, и в том числе, — «Сосновому». Но конкурс, как я уже говорил, далек от совершенства. Судите сами: главную роль сыграла «фишка» в виде новых автобусов, заявленных «Алан-Техно» на маршруты «Николаев — Баловное» и «Николаев — Сосновое». На самом деле, если я не ошибаюсь, эти автобусы благополучно обслуживают иной маршрут — они «привязаны» к пивзаводу! Вот этим «буфером» перевозчик «Алан-Техно» набирает баллы, выигрывает конкурсы. А дальше, по собственному усмотрению, запускается накатанная схема: выиграв маршрут, автобусы бывшего автоперевозчика его новый владелец оставляет для продолжения работы. Мне, как проигравшему конкурс, было сделано такое же предложение: остаться работать на маршруте, как и ранее, но ... на определенных условиях. А так как речь шла не только обо мне, но и о водителях, у которых дети, семьи, нет иного источника существования, — я согласился. По прошествии времени могу сказать, что кабальные условия оказались мне не под силу: практически не остается средств ни для ремонта автобусов, ни для пополнения автопарка. В выигрыше только победительница: не вкладывая ни копейки, она получает хорошие доходы.

Вполне закономерно возникает вопрос: неужели конкурсный комитет не вправе до принятия столь ответственного решения (распределения маршрутов) поинтересоваться, не обслуживают ли заявленные автобусы какие-то маршруты? И почему государственные структуры не имеют права (или не хотят) через пару дней после проведения конкурса проверить, обслуживает ли заявленный транспорт конкретный маршрут? Поинтересоваться, почему автоперевозчик отдала «в аренду» выигранные маршруты? Есть ли от этого выгода государству? Думаем, читателю станет интересно узнать, на каких таких «особых» условиях «Алан-Техно» оставил работать бывшего автоперевозчика ЧП «Бершацкий» на выигранном маршруте. Как выполняются подобного рода «договорные обязательства», если таковые существуют между «Алан-Техно» и ЧП «Бершацкий», и какая роль в подобных делах отводится государству? К чему приведут подобные «вариации» на темы автоперевозок? Выгодно ли государству, чтобы крупные автоперевозчики, коим, несомненно, является «Алан-Техно», что называется, «проглотили» небольшие ЧП при наличии у остальных и собственного автотранспорта, и своих баз, и обслуги — технической и медицинской? Вопросы, вопросы, вопросы...Но мы не зря начали этот материал с выдержек из публикации десятилетней давности. На том губернаторском совещании 2000 года прозвучало следующее: «в качестве конкретного и убедительного примера рассказал о том, что его дочь тоже возглавляет автопредприятие, осуществляющее перевозки пассажиров. И выполняет она все, что положено: техника — под контролем, водители регулярно проходят медицинское освидетельствование, за работающими на линии автобусами ведется постоянное наблюдение. Так что, любую проверку можно начинать с этого предприятия с уверенностью, что все будет в порядке» («Южная правда» от 01.07.2000 г.).

У нас нет оснований сомневаться в достоверности сказанного тогдашним губернатором Николаевской области. Значит, так и было! Но, как поется в песне, — было да прошло. Не все, конечно, прошло, но и воды за это время много утекло, и аппетиты изменились. Наглядный пример — обслуживание предприятием «Алан-Техно» маршрутов «Николаев — Баловное» и «Николаев — Сосновое».

В беседе с журналистами Игорь Павлович Барицкий — председатель СТ «Сосновое» — сказал, что ему нужно платить еще и за вредность, ведь все нарекания на недобросовестные перевозки выслушивает не владелица маршрута, а именно он. Дачники просят посодействовать и оградить их от никудышней организации перевозок. Не всех удовлетворяет график движения, в выходные и праздничные дни не всегда удается уехать «с первого захода», постоянная давка в салонах, большая изношенность машин — ПАЗиков — и, как уже было сказано, в случае поломки предоставленные микроавтобусы проблем не решают, а состояние подъездной к дачам дороги не выдерживает никакой критики.

Как всегда возникает извечный вопрос: кто виноват и что делать? Дачники убеждены, что маршруты достаются «нужным людям», а надо бы их отдавать эффективным автоперевозчикам. Но чтобы не быть голословными, мы спросили у самих дачников, что является причиной их жалобы, как они видят пути решения транспортного дачного вопроса.

- Это позорные автобусы, — говорит Лидия Георгиевна Иванова, — ко мне приехали внуки, так они боятся садиться в них, потому что такой транспорт может развалиться по дороге. Лидия Георгиевна сама возглавляла правление кооператива. Со своими единомышленниками они продумали хорошую схему движения 50-ти автобусов, при которой было бы удобно и дачникам, и жителям соседнего села. Но нынешние хозяева маршрута такую идею зарубили на корню.

- В летнее время, — считает Ирина Владимировна Терещенкова, — движение на маршруте прекращается рано, и поэтому многие вечером идут на конечную остановку в Баловное. Лично мне на это приходиться тратить около сорока минут, а ведь дачники всегда везут с собой что-то в корзинке. И неудобно, и тяжело.

Николай Иванович Струмицкий убежден в том, что эти автобусы при таком их состоянии и при такой организации работы не смогут в ближайшее время обеспечивать перевозку пассажиров.

Олег Ильич Сурмачов с внуком Ярославом шел в магазин, но узнав о цели нашего визита, высказал свое мнение:

- Автобусное сообщение нуждается в существенном улучшении.

Из «Соснового» спешим на Центральный рынок, в 14.00 отсюда должен отправляться автобус на дачи. За полчаса на остановке полно людей, разговорились с Владимиром Ивановичем Плишко, который сказал, что ожидает прибытия автобуса в течении двух часов, примерно столько же времени потеряла на это Нина Петровна Кобрина и другие пассажиры. И уж совсем прискорбно, когда удается уехать не всем пассажирам, а значит, многим придется ждать следующего рейса.

Вспомнилось одно «заезженное» выражение: театр начинается с вешалки. А отправка пассажиров с чего должна начинаться? Автобусная остановка оборудована наспех. С одной стороны сидение напоминает доску, поставленную ребром, а по центру скамейка сколочена так высоко, что ноги не достают до земли. О каких удобствах можно говорить? Скажете: при чем тут автоперевозчик? Да при том, что хотя бы иногда можно вспомнить о пассажире, создав элементарные условия, когда человек будет чувствовать к себе человеческое отношение. Из увиденного и услышанного напрашивается один вывод: организатору перевозок есть время думать о чем угодно, только не о людях, ради которых создано «Алан-Техно», выигрываются маршруты. Или люди в бизнес не вписываются?

Наверное, автоперевозчику «Алан-Техно» тяжело понять, как чувствуют себя «уложено-складированные» пассажиры в некомфортабельном автобусе. А может, некогда вникать в столь мелкие проблемы «маленького» человека, которому ни по наследству ничего не досталось, ни заработков и пенсий не хватило, чтобы купить себе хотя бы самое скромное четырехколесное счастье...

В назидание и руководству «Алан-Техно», и другим автоперевозчикам (если они забыли, для кого работают) скажем, что дачники «Соснового», как, впрочем, и других садоводческих товариществ, убеждены в одном: маршрут — это не вотчина автоперевозчика. Будем верить, что маршруты впредь будут доставаться только лучшим, более достойным.

Следовательно, и услуги должны соответствовать. Если с этим кто-то не согласен, то вот вам — Бог, а вот — порог. А свято место пусто не бывает: найдется более достойный перевозчик, который, кроме цели заработать, будет с уважением относиться к пассажирам. А пока — на маршруте поменяли автоперевозчика. Конкурсный комитет с задачей справился.

Мавр сказал свое слово — Мавр может уходить. А государство, предоставившее почти неограниченные полномочия конкурсному комитету, как должно себя вести в конкретном случае?! Или все-таки сделает шаг навстречу пассажиру, добросовестно пополняющему казну автоперевозчика? Ведь стоимость проезда за последнее время увеличилась в разы.

Знаем только одно: нельзя отстраняться от проблемы и на возникшие вопросы тоже нужно отвечать и автоперевозчику, и государственным структурам, в чьей компетенции — осуществление контроля за предоставлением услуг пассажирам.

Вот кто остался в этом деле ни при чем, так это водители — Вова и Андрей: они как выполняли свою работу в ЧП «Бершацкий», так до сих пор ею и занимаются на тех же маршрутах, на том же транспорте. Правда, маршруты теперь принадлежат «Алан-Техно». И, к сожалению, многое в предоставлении качественных услуг пассажирам-дачникам ни от Вовы, ни от Андрея не зависит.

Автор: Анна КОРОЛЬ, Виталий ОЛЕЙНИК.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту