На Николаевщине проходит Суворовский год. И просто необходимо вспомнить о роли, которую сыграл великий полководец в истории нашего края. Его имя мы неизменно произносим с уважением и признательностью. Это человек, чья жизнь измерялась боями и походами. Александр Васильевич Суворов, пожалуй, был един ственным в русской армии полководцем, который прошел путь от капрала до генералиссимуса.
На карте Европы очень много мест, связанных с победами А. В. Суворова. Особенно он прославился во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., когда обрушившиеся на земли Украины татарские орды стерли с лица земли многие селения и увели в Крым тысячи невольников. Именно с этого времени имя Суворова означало только победу над врагом. Суворовым были одержаны судьбоносные для России успехи.
В результате заключенного в 1774 г. Кючук-Кайнарджийского мирного договора от турок были освобождены ряд городов и южные земли между Днепром и Южным Бугом. Сбылась долгожданная мечта — российский торговый флот получил возможность свободного плавания через проливы Босфор и Дарданеллы.
К документу было приложено и описание границы, которая проходила по р. Южный Буг. В нем упоминаются и названия двух речных кос — Жабурной и Осницкой (ныне Лески), а также Поповой балки, где турки добывали камень для постройки зданий в Очакове и на Кинбурнской косе. Это все — территория нашего города и области.
Однако исконно славянские земли Северного Причерноморья еще оставались под властью султанской Турции. Поэтому весь XVIII в. был ознаменован борьбой России за их возвращение — ведь на протяжении трех столетий коренное население этих земель находилось под двойным гнетом — турок и татар.
В 1783 г. к России было присоединено Крымское ханство, один из главных очагов турецкой агрессии против русского и украинского народов.
Тем не менее все проблемы решены не были. Османская Турция не смирилась с потерями, и началась еще одна русско-турецкая война — 1787-1791 гг.. В ней проявился недюжинный талант А. В. Суворова как полководца.
В 1787 г. состоялось одно из важнейших сражений этой войны — на Кинбурнской косе. Противник высадил с кораблей 5-тысячный десант. У Суворова войск было меньше, но он умело руководил ими. Трижды русские войска бросались в атаку. Суворов был дважды ранен, но поле боя не покинул. К вечеру остатки вражеских войск бежали на свои корабли.
Битва на Кинбурнской косе стала крупнейшим сражением, давшим возможность присоединить к России Северное Причерноморье (ныне южные области Украины).
Знаменательной победой русских войск под командованием Суворова было овладение важнейшей крепостью на Черном море, главной базой турецкого флота — Очаковом. Штурм крепости начался 6 декабря 1788 г. и длился более часа при 23-градусном морозе. Неприступная крепость пала, хотя турецкая армия в несколько раз превосходила русскую и по численности, и по вооружению. Наш город своим именем обязан именно этой победе в День св. Николая-Чудотворца, которая положила конец господству Турции на Черном море.
На протяжении XV — XVI вв. могучим оплотом украинского народа в борьбе против султанской Турции и Крымского ханства была Запорожская Сечь. Основным объектом военных походов запорожцев стал Очаков, который был важнейшим опорным пунктом Турции в Северном Причерноморье и центром особой провинции Османской империи под названием Очаковский эйялет, куда входили западные и южные районы нынешней Николаевщины.
Первый поход украинских казаков под Очаков состоялся еще в 1490 г. А их было немало. Особенно успешным стал поход в 1541 г., когда казакам удалось разрушить часть крепости и порта. Турецкий автор XVII в. Э. Челеби писал, что запорожцы держали турецкую администрацию в постоянном страхе, в результате чего правитель Очаковского эйялета вынужден был в целях безопасности переносить свою резиденцию то в Силистру, то Аккерман.
История свидетельствует, что противостояние существовало вплоть до XVIII в., когда в 1787 г. Турция предъявила России ультиматум, требуя вернуть Крым и признать Грузию турецким вассальным владением. Получив решительный отказ русского правительства, Турция в этом же году объявила войну России.
За победы в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. А. В. Суворов был удостоен почетного титула графа Рымникского — по названию реки Рымник, где в 1789 г. состоялось одно из самых серьезных и важных сражений.
Под командованием Суворова в военных кампаниях принимал участие наш соотечественник Александр Засядько, наследник древнего казацкого рода. Это был лихой генерал, необыкновенный смельчак. А. Засядько был образцом мужества и бесстрашия. Ему принадлежит первенство в создании боевых ракет и строительстве первых в мире ракетных установок.
К тому времени Россия имела не только сухопутные войска, но и черноморский флот, хотя он не мог в полной мере противостоять восстановленному после Чесменского сражения турецкому флоту — одна лишь Херсонская верфь не в состоянии была справиться со стратегическими заданиями по ускоренному оснащению флота.
Это обстоятельство стало причиной того, что Верховный главнокомандующий войсками в Новороссии князь Г. А. Потемкин принимает решение в срочном порядке построить еще одну верфь, которая была бы по расположению удобнее Херсонской. Это была стратегическая необходимость. Потемкин принимает решение строить новую верфь в устье Ингула, которую предполагает превратить в Адмиралтейство. К декабрю 1789 г. для закладки корабля был уже готов первый эллинг, и на нем 5 января 1790 г. был заложен и вскоре спущен на воду первенец николаевских судостроителей — 50-пушечный военный фрегат «Святой Николай». Судостроение дало жизнь нашему городу.
На то время А. В. Суворов был главнокомандующим армии и флота. А посему ему подчинялась и Гребная флотилия, которой командовал контр-адмирал Рибас. На зиму она приходила на стоянку в Николаев, и Рибас до весны жил на углу улиц Николаевской и Наваринской. С Суворовым его связывала давняя дружба, которая началась под стенами Очакова. Оба были храбрыми, умными, талантливыми, предприимчивыми, прямолинейными и хитрыми. Г. Потемкин говорил о Суворове, что его «не пересуворить», а Екатерина II добавляла, что «в России самый хитрый — Суворов» (думается, что в данном случае имелась в виду его военная хитрость и поражающая дипломатичность — ведь она по достоинству оценивала его победы), «но Рибас — хитрее его».
Несмотря на приятельские отношения, А. В. Суворов заметил, что Рибас в командовании Гребной флотилией не проявляет особого рвения, а потому был вынужден с возмущением констатировать: «Оба флота в моей команде: гребной — гнилой, парусный — хуторной и первому подобный». Из-за такого состояния Гребной флотилии А. В. Суворов перестал переписываться с Рибасом (позднее Дерибасом). Для Суворова всегда превыше всего были дело, честность и добросовестность.
Уж ему нельзя было отказать в справедливости при оценке деятельности другого человека. Например, восхищаясь победой над неприступной крепостью на острове Корфу, одержанной Ф. Ф. Ушаковым, великий полководец воскликнул: «Ура русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем я не был при Корфу, хотя бы мичманом?»
С нашим городом А. В. Суворова связывала и экспедиция строения южных крепостей, состоявшая под его начальством. В Николаеве он построила склад, или, как тогда говорили, армейский магазин для провианта и фуража.
А. В. Суворов был сторонником совместных военных действий армии и флота. Известно, что Черноморский флот оказывал помощь в военных операциях у Кинбурна, при взятии Измаила.
В Средиземноморской кампании при освобождении Ионических островов участвовали корабли, построенные в Николаевском адмиралтействе. Это первый корабль верфи фрегат «Святой Николай», корабль «Григорий Великой Армении», а также самый крупный на Черноморском флоте 90-пушечный корабль «Святой Павел». Как лучший корабль флота, за постройкой которого наблюдал сам адмирал, он стал флагманским кораблем в эскадре Ф. Ушакова.
По просьбе Суворова Ушаков постоянно посылает курсировать корабли в Венецианском заливе, устанавливает блокаду Аконы.
Со «Святого Павла» непрерывно идут указания и советы, сотни четких и толковых распоряжений от русского адмирала. Именно на флагманском корабле «Святой Павел» состоялась знаменательная встреча двух адмиралов — Ф. Ф. Ушакова и Г. Нельсона — и английского посла в Неаполе сэра Гамильтона.
А. В. Суворов был единственным военачальником, который не проиграл ни одного сражения. До сих пор известны его знаменитые слова: «тяжело в учении — легко в бою», ставшие крылатыми.
А мы помним его, его деяния во славу своего Отечества.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |