Крутой спуск, ведущий к дому №3 по улице Большой Морской, что находится прямо перед Варваро-вским мостом, назвать тротуаром можно лишь с очень большой натяжкой. Водные потоки (вспомнить хотя бы недавние летние ливни) размыли не только положенный десятилетия назад асфальт, но и грунт, вынеся на поверхность множество камней, образовав глубокие рытвины. Как ходят здесь ежедневно жители ближних домов, особенно в непогоду, трудно себе представить. Что же говорить о пожилых людях, которым каждый шаг дается с трудом?
Травмы в собственном дворе
Любовь Васильевна Бетьева, тяжело опираясь на палочку, медленно ведет меня по своему ежедневному маршруту. От родного подъезда наверх, из низины, где стоит дом, к остановке иначе выйти никак нельзя.
Здесь она живет уже более 50 лет, с того самого времени, когда девушкой приехала в Николаев на учебу. Сейчас ей 83 года, и она никак не может понять, Почему никому нет дела до того безобразия, что творится вокруг.
Вместо тротуара представьте себе настоящий овраг, размываемый потоками во время каждого дождя. Идем с опаской, глядя, куда можно поставить ногу. Где с камня на камень, где мне просто приходится перепрыгивать. Асфальтовое покрытие перед двумя подъездами давно раскрошилось, на этих местах — ямы и кучи камней.
«Вот в этом самом месте несколько дней назад я споткнулась и упала, — показывает палочкой Любовь Васильевна. — Мамы с колясочками здесь не могут пройти. Сколько мы ни обращались в ЖЭК — все бесполезно. Там отвечают, что это — не наша работа. А чья же тогда?».
Неприятное происшествие, очевидно, стало для Любови Васильевны последней каплей, после чего она и позвонила в нашу редакцию.
С балкона верхнего этажа выглянул сосед. Любовь Васильевна махнула ему рукой: «Расскажи, как ты здесь ногу сломал!».
Оказывается, не только старикам проходу по двору нет. Мужчина средних лет рассказал, что в мае нынешнего года на этом же месте подвернул ногу, да так, что потом месяц пришлось лежать в постели. Врачи диагностировали перелом голени.
Покореженный асфальт — не единственное препятствие для передвижения по двору. На подъеме есть вполне добротная железная лестница. Чтобы хоть как-то можно было подходить к лестнице, Любовь Васильевна бросила под ноги снятую с петель старую дверь — вот и получился почти безопасный мостик-переход.
На упавших листьях, которые усыпают ступеньки, как уже не раз убеждалась Любовь Васильевна, легко поскользнуться, но дворники упорно не реагируют на просьбы людей вовремя сметать листву.
«Во дворе, да и в подъезде одна я заметаю, — жалуется Любовь Васильевна. — Хотя в ЖЭКе, который сейчас называется «Соборное-1», много лет проработала паспортисткой, там меня хорошо знают. Но от моих обращений почему-то отмахиваются, не замечают, что по двору пройти невозможно».
Перила к лесенке — это, можно сказать, достижение Любови Васильевны. Появились они совсем недавно, в конце прошлого года, после того, как она отнесла в горисполком жалобу, подписанную всеми жильцами дома.
В окружении общественных туалетов
Квартира Любови Васильевны находится на первом этаже, так что выпивохи из ближних забегаловок именно сюда обычно приходили справить нужду. То возле одной стены, то возле другой. Чтобы прекратить это безобразие, Любови Васильевне пришлось самой искать решение. Закидала досками подход к дому со двора. А с другой стороны сделала настоящую изгородь из сухих веток. Из-за этой изгороди с коммунальщиками чуть ли не воевать пришлось: они требовали убрать, а для Любови Васильевны это вопрос выживания, она и не уступила, только еще больше укрепила свой оплот.
Добилась и освещения во дворе: единственный фонарь висит над входом в ее подъезд, освещая весь двор.
Похоже, по-хозяйски к своему двору относится только Любовь Васильевна, а не те, кто должен делать это по долгу службы. В письме заместителя городского головы, директора департамента ЖКХ В.К. Новожилова ответы на все вопросы по-чиновничьи неоригинальны: не предусмотрено и нет денег.
«Выходом на место установлено, что внешнее освещение на придомовой территории не предусмотрено проектом застройки, — говорится в официальном ответе из департамента, датированном октябрем прошлого года. — Входы в подъезды жилого дома №3 по ул. Большой Морской освещаются.
По вопросу ремонта лестницы сообщаем, что в соответствии с проектным решением, к Вашему жилому дому предусмотрены проезды и проходы. Относительно металлической лестницы между жилыми домами №3 и №5 по ул. Большой Морской, то проектом она не предусмотрена и потому на балансе ООО «Соборное-1» не находится.
Относительно ремонта внутриквартального проезда сообщаем, что в связи с ограниченностью бюджетных средств, предусмотренных на капитальный ремонт жилого фонда г. Николаева в 2009 году, первоочередным является выполнение неотложных работ, таких, как ремонт кровли, внутридомовых инженерных сетей, ремонт магистральных дорог и дорог с большой перегрузкой автотранспортом, поэтому выполнить ремонт внутриквартального проезда в настоящее время, к сожалению, нет возможности. При составлении плана работ на 2010 год и при выделении средств из городского бюджета данный вопрос будет учтен».
Пошла вторая половина 2010 года, но, как видим, никаких шагов сотрудники коммунальной службы города так и не сделали . Жильцов также никто не известил, предусмотрены ли в бюджете деньги на благоустройство их двора. Будет ли когда-либо сам ремонт, остается только гадать.
Порядок не для всех?
Возможно, сравнение получится некорректным, но, путешествуя по двору Любови Васильевны Бетьевой, мне вспомнился один подобный двор в Киеве, откуда я вернулась недавно. Как известно, вся столица расположена на холмах, так что домов, построенных в таких же условиях, в Киеве немало. Проходить по этим дворам не только удобно, но и приятно: даже самые крутые спуски «и подъемы аккуратно заасфальтированы, разбиты цветники и газоны, детям отведены места для игр. Почему же в николаевских дворах даже за много лет нельзя навести порядок?
Впрочем, о том, что мечта жильцов дома по улице Большой Морской вполне осуществима, свидетельствует вид соседней набережной, выходящей к Южному Бугу. В «лучшем» виде оформлена территория вокруг городской прокуратуры, расположенной буквально рядом, через несколько десятков метров. Вход в это государственное учреждение выложен плиткой, цветы высажены в форме тризуба, с тыльной стороны здания положен асфальт. Почему же рядовые горожане не имеют права на красоту и порядок в собственном дворе? Или это исключительная привилегия столичных жителей и власти имущих?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |