ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Как растащили «Родину»
04.08.2010 / Газета: Николаевский бизнес / № 31(335) / Тираж: 5100

Перефразируя известное изречение, можно сказать: когда обманывают одного человека -это мошенничество, а когда обманывают тысячи — это уже статистика. Нечто подобное произошло в селе Пересадовка Жовтневого района, где один человек — бывший председатель колхоза «Родина» Ярослав Белевят -за спиной тысячи своих односельчан вдруг стал полноправным хозяином имущества всего коллективного хозяйства.

В минувшую пятницу в Жовтневом районном суде закончилось слушание одного интересного спора. Десять пенсионеров из села Пересадовка требовали отменить решение общего собрания сельскохозяйственного производственного кооператива (СХПК) «Родина» восьмилетней давности. В своем иске селяне утверждали, что ни они лично, ни остальные 1178 членов СХПК не принимали того рокового решения, которое в итоге позволило их бывшему руководителю — Ярославу Белевяту прибрать к рукам лакомые куски имущества богатейшего некогда колхоза-миллионера. Доводы селян, которых представлял адвокат Евгений Михайлив, были очень весомыми и убедительными, поэтому решение, принятое в их пользу, казалось вполне очевидным. Но капризная украинская Фортуна в лице судьи Н. Самчишиной и на этот раз продемонстрировала всю свою сущность: в удовлетворении иска пересадовцам было отказано. При этом, судья даже не удосужилась огласить мотивы своего очень сомнительного решения.

Колхоз-миллионер

История пересадовского коллективного хозяйства, в миниатюре, демонстрирует то, что происходило у нас в государстве. В конце семидесятых — начале восьмидесятых годов минувшего столетия пересадовс-кий колхоз «Родина» гремел не только на весь район и область; перенять опыт успешной работы сюда приезжали даже из других уголков Украины. И поучиться было чему, ведь в возглавляемом орденоносцем Георгием Москаленко хозяйстве умели зарабатывать деньги: доход приносило и большущее стадо в несколько тысяч голов, основную массу которого составляли племенные породы коров и быков; и хорошие урожаи зерновых; и невиданные сборы овощей, особенно огурцов, реализуемых практически на протяжении всего года. Теплично-овощной комбинат, где выращивались те огурцы, был и гордостью хозяйства, и его существенным материальным подспорьем.

Кстати, трудиться в хозяйстве было не только почетно, но и выгодно. Судите сами: в Пересадовке построили шикарную двухэтажную больницу, грязелечебницу, аптеку, школу, дом культуры, детский городок «Сказка». А еще в селе были проложены водопровод и канализация, а также асфальтированная дорога, связывающая самые отдаленные уголки села. И все это за счет колхоза-миллионера.

По воспоминаниям старожилов, закат благополучия Пересадовки начался в 1986 году, когда на место Георгия Москаленко пришел Ярослав Белевят. Случайно или нет, но именно при нем, кроме церкви, в селе больше ничего не построили, а вот разрушить успели многое: проезжая по Пересадовке сегодня, невозможно без боли смотреть на пустые, разрушенные коровники; старую ржавеющую сельхозтехнику; полуразваленный теплично-овощной комбинат.

Бывший председатель колхоза Георгий Москаленко, которого до сих пор вспоминает все село, как мудрого и рачительного хозяина, и с которым автору удалось пообщаться, не скрывал своей боли.

- Я в их дела не мешаюсь, но видеть все, что происходит, тяжело, — с трудом подбирая слова, говорит восьмидесятилетний Георгий Леонтиевич.

- Да он же просто заболел, когда видел все это, — не выдерживает жена Москаленко Лариса Ивановна. При нем столько всего для села построили, а теперь все пошло прахом. Как можно такое спокойно переносить?

АОЗТ- СХПК- ЧСП

Что же произошло с некогда сильным хозяйством? Как получилось так, что прибыльное в свое время предприятие растащили на куски, и оно теперь влачит жалкое существование?

Ответить на этот вопрос сейчас пытаются правоохранительные органы, и, конечно же, не факт, что найти ответ им удастся. Слишком много ответственных лиц заинтересовано в том, чтобы похоронить эту тему навсегда. А вот жители села — члены инициативной группы, в которую входят семнадцать пенсионеров, уверены, что и без милиции могут безошибочно ответить на этот вопрос.

- Без Белевята тут не обошлось, — убеждена Мария Пономаренко, одна из членов инициативной группы.

- Благодаря нашему бывшему председателю (Белевяту -ред.) мы теперь бедные, зато он — богатый, — поддерживает Марию Николаевну Николай Осадчий.

И Пономаренко, и Осадчий, и другие члены инициативной группы, которую создали селяне два года назад, уже пенсионеры, но в свое время вложили немало своего труда в создание тех благ, которые в одночасье стали собственностью одного человека.

Происходило это так. В августе 2002 года акционерное общество закрытого типа (АОЗТ) «Родина», которое было создано в Пересадовке на месте одноименного колхоза, решили- реорганизовать в сельскохозяйственный производственный кооператив (СХПК) с тем же названием. Данное предложение внес председатель АОЗТ Ярослав Белевят, и все 1187 остальных акционеров (селян) согласились перерегистрировать одно хозяйствующее предприятие в другое. Так, все 1188 членов АОЗТ стали пайщиками СХПК. А вот дальше началось самое интересное.

В конце 2002 года вновь созданный сельхозкооператив перестал существовать, и вместо него появилось частное сельхозпредприятие (ЧСП) с тем же названием «Родина». Основателем данного предприятия стал бессменный глава и АОЗТ, и СХП К Ярослав Белевят. В том, чтобы зарегистрировать частное предприятие, никакого нарушения закона нет, но не в этом случае. Дело в том, что по документам ЧСП Белевята стало полноправным правонаследником сельхозкооператива со всеми вытекающими отсюда правами. Зато всех остальных 1187 членов СХПК оставили, мягко говоря, за бортом.

Теплица как самый лакомый кусок

О том, что кооператив, имущество которого принадлежало в разных долях всем 1188 пайщикам, превратился в частное предприятие одного человека, его бывшие члены узнали много лет спустя, уже в 2008 году. И когда узнали, то, конечно же, обомлели. Оказывается, согласно протоколу проведения общего собрания,датированному еще 2002 годом, все члены кооператива единогласно поддержали реорганизацию сельхозкооператива в ЧСП.

- Такого быть не могло, — убеждена член инициативной группы Мария Канировская. — Мы бы за подобную реорганизацию никогда не проголосовали. Все делалось втайне от селян, — не скрывает своего возмущения бывшая учительница сельской школы.

- Людей обидели, это однозначно, — согласна с Канировской и нынешний председатель сельсовета Пересадовки Ирина Беглица. — Теплица не распаевана? Не распаевана, а она есть собственность наших людей. Конечно, это не справедливо, — выносит свою стороннюю оценку Ирина Федоровна, которая не была членом упомянутого кооператива, поэтому может оценивать произошедшее со стороны.

Кстати, теплично-овощной комбинат, о котором упоминает сельский голова, был уведен из кооператива в 2008 году. Как уверяет адвокат пересадовцев Евгений Михайлив, сделано это было очень «красиво». Ярослав Белевят подал тогда в суд на БТИ, потребовав разрешения приватизировать тепличный комбинат, который, по его утверждениям, и построил. То ли не разобравшись, а толи еще по какой причине хозяйственный суд Николаевской области вдруг разрешил приватизировать то, что еще в советское время возводилось при бывшем председателе колхоза Георгии Москаленко. Получив такое сказочное решение суда, Белевят быстренько приватизировал комбинат и тут же продал его за несколько миллионов гривен в частные структуры. Новоявленные владельцы его тоже очень быстренько перепродали. И тоже за несколько миллионов, только уже долларов!

Уголовное дело для рекламы?

Видя, что имущество (только одних тракторов и комбайнов была сотня, и столько же машин и прицепов — ред.), принадлежавшее всем, начинает уплывать, пересадовцы стали действовать. Инициативная группа, которую поддерживало все село, нашла адвоката и в начале 2009 года подала иск в Хозяйственный суд Николаевской области. Требование было одно — отменить решение, якобы, принятое в 2002 году о реорганизации кооператива в частное предприятие Белевята. Решение, которое на самом деле селяне тогда не принимали. Рассмотрев дело, суд принял единственно верное решение -иск был удовлетворен. Но Белевят так просто сдаваться не стал и подал апелляцию в Одесский апелляционный хозсуд. Там решение суда первбй инстанции отменили, найдя достаточно сомнительные аргументы. В высшем хозсуде Украины не согласились с аргументами одесского суда и отменили его решение, отправив дело для повторного рассмотрения в Николаевский хозсуд. А тут вдруг прозрели и дело, которое полтора года назад уже рассматривали, неожиданно отказались принимать в производство, аргументируя тем, что оно не подлежит рассмотрению в хозяйственных судах. Как поступил Жовтневый райсуд, куда пошли пересадовцы, написано выше.

Примечательно, что пока вертелась вся эта катавасия с судами, параллельно происходила проверка законности создания ЧСП «Родина» и со стороны правоохранителей. Но и здесь все было неоднозначно. В конце минувшего года сотрудники прокуратуры Николаевской области, проверив все факты, связанные с реорганизациями сельхозпредприятий Пересадовки, не нашли оснований для возбуждения уголовного дела. А уже через месяц уголовное дело по статье 190 «Мошенничество» части 4 (особо крупные размеры, предусматривающее наказание от 5 до 12 лет с конфискацией — ред.) вдруг завели, поручив проводить следствие Следственному управлению УМВД Украины в Николаевской области.

Вполне возможно, на подобный поворот существенным образом повлияло то, что на пересадовское дело обратил внимание Николай Круглое, к которому пересадовцы также обратились за помощью.

Однако спустя более, чем полгода после возбуждения уголовного дела каких-либо серьезных действий со стороны правоохранителей пересадовцы больше не наблюдают. И это заставляет их сильно насторожиться, ведь известно, как в нашей стране могут разваливаться уголовные дела, уже готовые к передаче в суд.

- Уголовное дело возбуждено для рекламы. Его как возбудили, так и закроют, — уверен многолетний подручный Белевята Михаил Томов.

Беседуя с автором, он, не стесняясь, высказал свое мнение по данному поводу, добавив, что «с деньгами еще никто не судился».

Думается, что во многом Томов прав, так как с большими деньгами (полученными неправедным путем) действительно бороться тяжело, тем более простым селянам-пенсионерам. Но попробовать отвоевать свое можно. И в этом им может помочь, наверное, только одно — воля. Воля губернатора, который взял это дело на свой контроль. И если Николай Круглое продолжит принципиально контролировать ситуацию по Пересадовке, то есть надежда на справедливое разрешение конфликта. Если нет -то высоки шансы, что виновные останутся не наказаны.

Автор: Ярослав ЧЕПУРНОЙ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту