У николаевских ценителей живописного искусства давно сложилось особенное отношение к творчеству художника Дмитрия Болякова. Он пишет иконы. Он пишет библейские сюжеты. И нет в Николаевском Союзе художников, богатом на талантливых людей, второго такого, как он... — иконописца.
Иногда Дмитрий Боляков расписывает стены и купола храмов, иногда создает святые лики для иконостасов. Он работал в Успенском мужском монастыре Бахчисарая, в храме Святой Троицы в Харькове, в сельских церквах Одесской области — в Гандрабурах и Вишневом. Получив приглашение из Хорватии, откровенно обрадовался: в монастыре Крка (основан в 14 веке!) Далматинского округа требовалось расписать капеллу, по сухой штукатурке покрыть росписью стены и своды... О такой встрече с творчеством можно было только мечтать.
Сюжеты, заказанные хорватскими священнослужителями, оказались знакомы и близки: «Вознесение», «Сошествие во ад», «Распятие», «Преображение», «Успение Богородицы»... по периметру стен — лики святых, особо почитаемых в монастыре, среди прочих — святой Павел... Иоанн Предтеча...
- Все сюжеты написаны в византийском стиле, — рассказал о своей работе Дмитрий Боляков. — Это канонический стиль иконописи, он до наших дней сохранился в хорватских храмах, чего нельзя сказать об Украине. Если проанализировать, как сегодня украинские православные храмы расписаны, — это всё «перепевки» петровского времени. При Петре Первом из Европы в Россию «просочились» сюжеты и стилистика западноевропейской церковной живописи, то бишь католической. Она объемная, а в православии — плоскостная, символическая. Классический византийский стиль, сложившийся в православии в XIV веке, был утвержден на церковном соборе, и с тех пор этих канонов никто не отменял. Это стиль Андрея Рублева, Феофана Грека...
Сохранить канонический стиль нужно было и при росписи часовни в Хорватии. Для члена Союза художников Украины Дмитрия Болякова это требование никакой проблемы не составляло. Церковной живописью он увлекся еще будучи студентом Ленинградской академии художеств. Здесь вплотную познакомился с особенностями древнерусского искусства. Правда, осваивать традиции, технику и прочие нюансы церковной живописи ему пришлось собственными силами. В 70-е годы прошлого века в советской атеистической стране практически никакой литературы, никаких центров по возрождению канонической живописи не было. По крупицам собирая знания, Дмитрий Боляков прошел долгий, но необычайно интересный путь. Благодаря этим знаниям и опыту работы, накопленному за три десятилетия творчества, он вошел в число немногих специалистов Украины, которые сегодня создают произведения церковного живописного искусства.
Интерес к церковной живописи находит отражение и в светских полотнах художника: среди персонажей его картин — ангелы, герои Евангелия, святые.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |