В последнее время ряд газет, интернет-изданий, телеканалов с грифом «ЖИЗНЕННО ВАЖНО» обнародуют тенденциозные материалы о работах над проектом ГСХ «Дунай-Черное море». Транслируются сюжеты на темы: Украина теряет Дунай как транспортную артерию; злые языки трубят о якобы создавшейся угрозе утраты су дового хода «Дунай — Черное море» из-за снижения глубин; звучит озабоченность по поводу неэффективной траты материальных средств и невыполнения необходимых работ по расчистке канала; выносятся заключения, что в создавшихся условиях специализированные дноуглубительные суда не способны работать, что украинский судовой ход прекращает свое существование и Украина теряет «ключи от Дуная» в соединении река Дунай -Черное море; что имиджу державы нанесен огромный вред, а экономический ущерб составляет сотни миллионов гривень.
Знаковый визит
Недавно украинское Придунавье во второй раз посетил министр транспорта и связи Украины Константин Алексеевич Ефименко. С месяц назад он уже побывал в портах Измаила и Рени, а в этот раз его интересовали жизнедеятельность Килийского судоремонтного завода, строительство ограждающей дамбы морского подходного канала и сам глубоководный судовой ход «Дунай — Черное море». Журналисты прессы и телевидения из Измаила, Вилково, Николаева прибыли на встречу с ним. Пресс-конференция состоялась на ПРДС (пункт регулирования движения судов) в городе Вилково. Обсуждались самые животрепещущие проблемы. Министр К. Ефименко констатировал: «Несмотря на небывалые паводковые осадочные наносы этого лета судоходство, хоть и с ограничениями по осадкам, на ГСХ не прекращалось. На одном из участков морского подходного канала проходная осадка понизилась с 5,50 метров до 3,30. Но силами предприятия «Дельта-лоцман» под руководством А. Голодницкого в экстремально короткие сроки эти навигационные глубины полностью восстанавливаются. Нерестовый период закончился, и работы по сооружению до проектных размеров морской защитной дамбы подходного канала в гирло Быстрое сейчас развернулись такими же интенсивными темпами, как и в предыдущий год. У нас — молодой, но достаточно опытный руководитель предприятия. Голодницкому мы доверяем, в Минтранссвязи он на довольно высоком счету. Если говорить о международном аспекте, он остается напряженным. Но Румыния — это не просто наши соседи, это коллеги, это друзья. Я проинформировал посла в Румынии, что Украина в следующем году продолжит второй этап реализации проекта строительства ГСХ. Уже в этот приезд на Дунай поручил и руководителю Укрморречфлота Сергею Владимировичу Крыжановскому, и директору «Дельта-лоцман» Александру Григорьевичу Голодницкому все просчитать для сдачи в эксплуатацию морского подходного канала ГСХ р. Дунай — Черное море в рамках характеристик второго этапа строительства — полное развитие: обеспечение проходной осадки судов в 7,20 метров, то есть до показателей Сулинского канала. Вторая фаза проекта предполагает проведение дноуглубительных работ в Килийском рукаве. Необходимо углубить, то есть ликвидировать мели на 3 процентах всей длины этого рукава. Сегодня самый лучший, жесткий и прагматичный ответ на все паводки-наводнения и конкуренцию соседей — это 7,20, это новые глубины канала «Дунай — Черное море». Сегодня мы просчитываем все, в следующем году — реализуем».
Семь двадцать — ответ стихиям, экономике и конкуренции
По словам старожилов и по данным гидрометеослужбы такого паводка, как в этом году, по объемам воды и речным наносам в дельте Дуная не было с 1973 года, а по уровню воды он превысил все исторические максимумы. Таяние снегов и аномальные дожди в странах Центральной Европы привели к повышению уровня воды в Дунае. Экологи отмечают, что в связи с изменением климата частота таких бедствий увеличится. Прогнозируют, что они будут повторяться не каждые 10-15 лет, как было раньше, а каждые 3-5.
Представитель Украины в Дунайской комиссии, Чрезвычайный Полномочный посол Украины в Венгрии
Ю. Мушка, считает причиной усиления паводков в Дунайском регионе недостаточную глубину судового хода «Дунай — Черное море» по сравнению с Сулинским каналом в Румынии. «Избежать или хотя бы снизить вред, наносимый наводнениями региону, можно только начав системные работы по увеличению пропускной способности украинского глубоководного судового хода», — считает первый заместитель директора Института гидротехники и мелиорации НААН Украины Михаил Ромащенко. По его словам, «если довести глубины ГСХ до румынских — это может дать положительный эффект». В настоящее время Минтранссвязи и государственное предприятие «Дельта-лоцман» на морском подходном канале ГСХ р. Дунай — Черное море, в баровой части украинской дельты Дуная, осуществляют дноуглубительные работы. Несмотря на небывалые паводковые осадочные наносы этого лета, несмотря на соблюдение предприятием четырехмесячного запрета на проведение дноуглубительных работ в связи с нерестовым периодом судоходство на ГСХ не прекращалось. Более активное заиливание морского подходного канала было сдержано ограждающей дамбой, построенной предприятием в конце 2009 года. Но для глобального изменения ситуации предстоит наращивать фронт дноуглубительных работ. Ведь проходная осадка ГСХ «Дунай — Черное море» после завершения первого этапа восстановления украинского судового хода должна составлять 5,85 метров, тогда как максимальная проектная проходная осадка Сулинского канала — 7,2.
Много злободневных вопросов накопилось и у нас, журналистов, и у простых людей к лидеру государственного предприятия А. Г. Голодницкому. Сегодня тот день, когда мы получаем информацию из первых уст.
Блиц-вопросы к директору
- Александр Григорьевич, мы рады приветствовать вас на страницах «Южной правды». Что, на ваш взгляд, может эффективно предупреждать паводки на Дунае?
- Учитывая практическую нереальность сооружения противопаводковой дамбы для защиты Вилково, повышения водопропускной способности Дуная можно добиться не только путем углубления баровых частей рукавов дельты реки, но и благодаря увеличению глубин на перекатах. Это позволит уменьшить гидравлическое давление на берега и защитную дамбу. Для более оптимального прохождения паводковых вод в украинской дельте Дуная необходимо углубление пяти перекатов на участке между Рени и устьем Быстрое. Вообще, дноуглубления в Килийском рукаве Дуная, на рукавах его авандельты и на перекатах призваны носить характер государственной программы как борьбы с паводками, так и интенсификации судоходства. Жизнь показала: поддержание глубин на морском подходном канале ГСХ р. Дунай — Черное море в течение последних лет, кроме судоходных интересов, имеет защитный эффект как в период наводнений, так и суровых ледовых ситуаций.
- Да, осуществляя программу по борьбе с наводнениями, государство способствует экономическому развитию региона. Скажите, Александр Григорьевич, что значит канал «Дунай — Черное море» для транспортного комплекса страны и экономики Придунавья?
- ГСХ «Дунай — Черное море» является транспортным проектом, который реализуется не только с целью оптимизации функционирования 7-го международного транспортного коридора и транспортного коридора ТРАСЕКА, а и ставит задачи стимулирования экономического обновления морехозяйственного комплекса Придунавья. Последние полтора десятилетия этот регион — депрессивный. ГСХ дал импульс для его экономического развития. Канал предоставил работу украинцам, проживающим в Придунавье. Благодаря ГСХ растет загруженность украинских портов Рени, Измаила, Килия.
В 2009 году ГП «Дельта-Лоцман» получило чистой прибыли 392,6 миллиона гривень, что превысило аналогичный показатель за 2008 год в 2,8 раза. В сводный бюджет всех уровней (государственный и региональный) 2009 года было перечислено 326 миллионов.
Для решения социальных и экологических проблем города Вилково «Дельта-Лоцман» на протяжении последних двух лет выделил более двух миллионов гривень. Необходимые средства предоставляются и ныне... Во время мирового финансового кризиса экономическое значение ГСХ особенно велико. Учитывая оптимальную тарифную политику, канал обеспечивает объективное снижение стоимости доставки грузов внутренними водными путями в европейские порты. Сегодня уже можно однозначно сказать, что за три года после возобновления судоходства на 170-километровом участке украинской части Дуная румыны утратили свою монополию. Судовладельцы десятков стран все больше отдают предпочтение украинскому глубоководному судовому ходу. Несмотря на высокий зимний и весенне-летний паводки судоходство по ГСХ не останавливалось ни на один день. За январь — июнь 2010 года осуществлено 750 судопроходов, что на 47 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сулинским каналом за это время прошло 538 судов, что на 31,2 процента меньше показателей ГП «Дельта-Лоцман». За первое полугодие этого года украинскому судовому ходу отдали предпочтение судовладельцы 20 стран мира, перевезено более 500 тысяч тонн грузов. Чем дальше, тем больше клиентов становится у круглосуточного украинского судового хода гирлом Быстрое. За последние два года интенсивность движения тут возросла почти втрое. Украинский ГСХ «Дунай — Черное море» еще называют Малым Босфором, то есть воротами Украины в Центральную Европу. В будущем ожидается, что три пятых всего дунайского грузопотока переключится на украинскую часть дунайской дельты.
Позиция соседей
На официальном сайте города Измаила размещено тревожное Обращение депутатов к Президенту Украины, Премьер-министру, Секретарю Совета национальной безопасности и обороны Украины об угрозе срыва выполнения Программы комплексного развития украинского Придунавья. Вот выдержка из Обращения: ...украинский проект (а с ним — и наша надежда на стабильность) ГСХ «Дунай — Черное море» — под угрозой. Используя лоббистские позиции в международных экологических структурах ЕС, Румыния фактически заблокировала дальнейшую реализацию ГСХ «Дунай — Черное море» (доведение технических характеристик проекта до проходной осадки в 7,2 метра). Румыния не только пытается лишить Украину своего судоходства на Дунае, но активными темпами развивает собственные четыре судоходных канала и планирует строить пятый. Построенная Румынией сеть гидротехнических сооружений и активно продолжающиеся гидрологические работы привели к искусственному перераспределению водостока Дуная в пользу наших соседей. Таким образом, у Украины отобрано уже около 20% дунайского потока!.. Все эти действия (перераспределение водостока в своих интересах, блокирование функционирования ГСХ «Дунай — Черное море», лишение местного населения экономических источников для существования) — звенья одной цепи, цель которых — получение полного контроля над украинским Придунавьем... Мы надеемся на адекватную реакцию нашего государства на притязания Румынии».
Недавно во время встречи с комиссаром Европейской комиссии по вопросам региональной политики Йоханнесом Ханом Премьер-министр Украины Николай Азаров заявил: «Мы обеспокоены позицией Румынии, которая в одностороннем порядке проводит работы по расширению гирла Дуная, чтобы переориентировать грузопотоки на свои порты». Украинско-румынские отношения всегда были, мягко говоря, непростыми. Весной этого года госсекретарь Румынии Богдан Адреску обмолвился, что Румыния всегда боролась за то, чтобы такого рода проект (ГСХ «Дунай-Черное море») был сорван. А министр охраны окружающей среды Ласло Борбели в мае в одном из румынских изданий заявил, что Румыния в состоянии инициировать новый процесс в Гаагском суде, чтобы еще раз показать, что проект строительства канала по гирлу Быстрое является ошибочным и причиняющим якобы вред окружающей среде. Конечно, лучший метод защиты — нападение. Ведь с появлением ГСХ Дунай — Черное море румыны теряют не просто статус монополиста, а большие деньги. Хотя наши соседи и объясняют борьбу против украинского канала заботой об экологии Дуная, все же настоящая причина их возражений против ГСХ — экономическая.
Блиц-вопросы к директору
- Александр Григорьевич, каковы шаги ГП «Дельта-Лоцман» и Минтранссвязи в решении проблемы выполнения работ на русловой части ГСХ р. Дунай — Черное море?
- Со второго квартала 2008 года Минтранссвязи и непосредственно ГП «Дельта-Лоцман» неоднократно обращались в Администрацию Пограничной Службы Украины, Госводхоз Украины и МИД с просьбой заранее согласовать с румынской стороной проведение уже достигнутых ранее глубин в рамках первого этапа ГСХ р. Дунай — Черное море, а в случае, если это затруднительно, ограничиться информационным сообщением румынской стороны о намерениях выполнения работ по дноуглублению на конкретных участках Килийского гирла Дуная. Кроме этого, по инициативе ГП «Дельта-Лоцман» в июне прошлого года в Госводхоз был направлен соответствующий депутатский запрос народного депутата Украины С. Р. Гриневецкого. В полученном ответе Госводхоза отсутствовал окончательный вывод относительно того, нужна ли необходимость в отдельном соглашении дноуглубительных работ, связанных с доведением до соответствующих навигационных глубин на 5 перекатах с румынской стороной. Таким образом, по сегодняшний день разрешение на выполнение работ по проекту «Создание глубоководного судового хода р. Дунай — Черное море на украинском участке дельты» предприятием-заказчиком ГП «Дельта-Лоцман» не получено. Перекаты находятся на границе между странами, и Бухарест хронически не согласовывает их углубление. Тем самым блокируется расчистка русла украинско-румынского Килийского устья. Это приводит к накоплению огромных масс воды, не успевающих выйти в Черное море, и созданию угрозы затопления территорий. Ранее этот вопрос рассматривался как фактор, сдерживающий развитие ГСХ, а сегодня мы уже говорим о безопасности проживающих в нижней части Дуная людей.
- Скажите, а какие последние неконкурентные деяния предприняла Румыния, дабы уменьшить транзитную привлекательность ГСХ «Дунай — Черное море»?
- Румынская сторона снизила стоимость транзита через Сулинский канал на 22%, воспользовавшись курсовой разницей двух валют на международном валютном рынке. Этот факт свидетельствует, что новые сниженные тарифы не отвечают себестоимости работ для обеспечения безопасности судоходства, что противоречит ст. 37 Белградской Конвенции и носит признаки демпингования, то есть умышленного снижения реальных тарифов с целью увеличения конкурентоспособности в сравнении с ГСХ р. Дунай — Черное море.
Также Румынией повышены тарифы для тех судов, которые зашли в Дунай через ГСХ, а выходят через Сулину. Действия Румынии относительно неправомерного обложения канальным сбором за фактически непредоставленные услуги носят признаки неконкурентных мер, направленных на уменьшение транзитной привлекательности ГСХ.
- Александр Григорьевич, каков же выход?
- С целью отстаивания национальных интересов Украины и избрания общегосударственной позиции мы предложили рассмотреть наболевшие вопросы на уровне Кабинета Министров Украины и по результатам дать соответствующие поручения МИД Украины, Минюсту Украины, Минэкономики Украины доработать их согласно компетенции. Полученные данные дадут Украине юридические основания для дальнейших организационных шагов на международной арене касательно неконструктивных действий Румынии. В случае признания всех претензий к деятельности Специальной Администрации Нижнего Дуная как национального органа Румынии Украина сможет использовать международное законодательство в сфере антиконкурентной деятельности.
Обострение конкуренции в транзитном судоходстве Нижним Дунаем обязывает украинско-румынским отношениям быть более цивилизованными, корректными и добрососедскими. Если Бухарест не захочет помочь Украине в решении придунайских проблем, то можно попытаться сделать так, чтобы румыны хотя бы не мешали реализации украинского проекта. Проблемы Придунавья — это безопасность и жизнь людей, это благосостояние края, это имидж державы, имидж транзитного государства, большегрузного международного судоходства. Выход у государства здесь один: на международном уровне отстаивать свои позиции и доносить их до европейского сообщества. Терять «ключи от Дуная» Украина никак не намерена. Как говорят в Одессе: не дождутся.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.028Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |