ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
«Сижу за решеткой...
07.08.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 90(2953) / Тираж: 7500

Юный Пушкин, прекрасный памятник Макушиных в Николаеве, находится «в заточении» граффитчиков, их «буквенноиностранных» знаков. Давайте освободим Пушкина от ненужных сюжетов!

Как складываются добрые традиции в народе? По велению души, по требованию благодарной памяти, по зову любящих сердец. В этом году 6 июня, в день рождения Пушкина, к памятнику Поэту в Николаеве приходили многие горожане — это было видно по охапкам возложенных свежих цветов.

Поклонники поэта из нашей «команды» собрались в 15.00 — это поэты, журналисты, литераторы города, пишущие ученики и учителя русского общества «Русич-Николаев» и школы №22. Ведущий голос нашего открытого собрания — Валентина Долженко, человек уникальный, участница многих международных литературных конференций, умница, все знающая о поэте, собирательница и хранительница книг и статей о литераторах, всегда поражающая и вдохновляющая нас редкостной старинной или новейшей книгой. На этот раз книга была из серии ЖЗЛ об Арине Родионовне — няне Пушкина. Душа наших встреч — Людмила Костюк, изящная и обаятельная, хохотушка с бубенцовым заразительным смехом, искренняя, умная, деликатная и любимая всеми. Хотя замечу: здесь все взаимно любимы друг другом и Поэтом — для нас ведь писал.

Встречаемся мы с Пушкиным не только в день его рождения — здесь отмечаем юбилеи всех любимых русских литераторов: скамейка становится витриной для книг, фотографий, газетных статей; каждый готовит небольшое сообщение по теме или стихи юбиляра, или свои стихи о поэте. На этот раз их читала юная поэтесса «Русич-Николаева» Аня Бурковская, а председатель Николаевского союза писателей Вячеслав Качурин пригласил ее участвовать в областном конкурсе поэтов-школьников.

Рядом с Пушкиным в такой открытой ветрам аудитории все услышанное воспринимается острее и вдохновеннее, и пушкинские строчки сами наплывают друг на друга: «Друзья мои! Прекрасен наш союз!», «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...». Кто-то вспоминает: «Где же кружка? — сердцу будет веселей!». Скатерть-самобранка рядом, на ней всегда есть любимые Пушкиным пироги в аппетитном разнообразии. Прилетевший прямо в центр нашего круга голубок стал клевать крошки от пирога — душа Пушкина с нами, решили все, и стали крошить пироги для рядом наблюдавшей стайки голубей.

Уходя, мы вместе с Поэтом на прощание полюбовались панорамой свободной стихии на берегу Ингула, порадовались ухоженным газонам перед памятником и... уперлись взглядом в бетонные плиты, огораживающие пушкинский уголок. Они вызывающе размалеваны знаками в технике граффити. А ведь здесь должны бы быть рисунки Пушкина и рисунки по сказкам Пушкина: яркие, радостные, легко узнаваемые, с любимыми с детства сказочными героями. Бедный Пушкин — он по-прежнему в цепях ненужных жизненных сюжетов, как в мундире камер-юнкера; трепетную душу русского Поэта заточили в «буквенноиностранное» окружение нелепо огромных знаков и чужих символов!

В ПЛЕНУ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА

Уродливые граффити заполоняют общественное пространство города, и это тоже становится традицией — уличной традицией уличных подростков с антисоциальным поведением. Что это — открытые выставки? Но для этого есть музеи, где демонстрируются признанные произведения мастеров. Это искусство — но какое? Первобытный примитивизм? Уличная неоготика? Постапокалиптика? Крутой имидж арт-искусства в реальной жизни стал арт-терроризмом. Древнюю пещерную технику, исторически обоснованную, грубо осовременили. В Европе считают: где граффити — там возникает ощущение нищеты, запустения, повышенного чувства опасности. Как-то по телевизору, да и в Интернете тоже, видела, как красиво художник-граффитчик, по желанию жильцов, по их выбору рисунков, расписал глухие стены домов добрыми сюжетами, несущими позитив. По нашим же подъездам, где живут тупо инициативные граффитоманы, проходишь, как по свистящему пулями полю, а на новом, свежевыкрашенном доме вандалы обязательно поставят свое примитивное, безобразно выполненное клеймо — больно! Так почему же анонимные варвары безнаказанно тычут в лица прохожим гримасы своего больного, убогого воображения?

«ГРАФФИТИ — НЕ ИСКУССТВО, ГРАФФИТИ — ПРЕСТУПЛЕНИЕ!»

Под таким лозунгом в Америке и Европе еще с 80-90-х годов ведется борьба с граффитчиками как с преступниками: сроки их тюремного заключения достигают 2,5 лет, штраф — 2 тысяч долларов. Вводятся запреты на продажу лицам до 18-21 годов перманентных маркеров и баллончиков с аэрозольными красками. К продавцам, нарушающим этот запрет, применяют те же законодательные санкции.

«ЛИЧНЫЙ ПОДВИГ РОДИТЕЛЕЙ»

Что движет уличными граффитчиками? Бездуховность? Неразвитость чувств? Этическая запущенность? Непонимание, «чего творят»? Кто и как подростков должен учить художественному вкусу, этическому чувству грани дозволенного в общественном пространстве, пониманию того, что за этой гранью — начинается дорога от Бога, от людей, от себя — человека?

В речи Патриарха Кирилла на открытии 14 Всемирного русского народного собора, посвященного образованию, читаем: «Воспитание ребенка начинается с семьи, а все остальное, о чем мы будем говорить, повиснет в воздухе и останется пустыми словами, если не будет подкрепляться личным подвигом родителей». Но многие родители на своем торговом месте, опустошив стаканчик от кофе, бросают его под ноги прохожим: урн в городе мало, кое-где можно только встретить баки с высыпающимся мусором — не нести же стаканчик домой, рассуждают.

По инициативе нашего общества «Русич-Николаев» была установлена мемориальная доска знаменитому николаевцу А.М.Топорову, возле нее мы сами установили вазоны с цветами: сколько раз высаживали красивые цветы, столько раз их и выкапывали. Не дети — взрослые для своих дач. Такой вот личный родительский «подвиг». В той же соборной речи Патриарх утверждает, что «педагогика — это область аскетики, она связана с подвигом, самоистощением, а человек равнодушный и холодный, морально деградировавший или своекорыстный не может быть хорошим педагогом; не сможет он отдавать себя, свою энергию, свою силу, формируя следующее поколение». В школе же некоторые учителя, «навчаючи свідомості, забыли объяснить ребятам, что истинные гражданственность и патриотизм начинаются с уважения к людям, с соблюдения речевого этикета в общественных местах, со смелого поступка, когда отважишься остановить товарища, матерно выражающегося в общественных местах, с неброшенной на асфальт жвачки или этикетки.

Спеша однажды в школу, я видела, как старик, идущий впереди, все время что-то поднимал с земли, проходя мимо детского сада. И это не были пустые бутылки, которые наши бедные старики высматривают на улице. Подойдя ближе, я увидела: он собирал валяющиеся на траве бумажки — он не был дворником, это был просто прохожий. Старик молча, личным примером учил высокому человеческому этикету. На вопрос ученикам моего класса, кто когда-нибудь, будучи просто прохожим, тоже поднимал на улице бумажный мусор, только Луиза Мороз рассказала, что на Кинбурнской косе они с родителями всегда идут на море с запасным пакетом, чтобы по дороге поднимать валяющиеся бумажки и бутылки.

Мемориал Анны Ахматовой в дачном районе Одессы, куда мы с пушкинистами поехали в июле 2009 г. на 120-летие поэтессы, был граффитчиками обезображен вампирскими вензелями, сопровожденными вандалами безграмотным лозунгом на всю стену: «Болончика (надо — баллон) не жалей!» На всех памятниках в центре Одессы прикреплены таблички: «От благодарных одесситов». А настенная пачкотня — это от неблагодарных. Мы с ребятами осенью, вооружившись растворителями, поехали отмывать мемориал вместе с русской общественной организацией «Единая Одесса» и ее председателем Валентином Черновым — единственным, кто в Одессе с полуслова поддержал нашу инициативу. В мае этого года мы вновь поехали к Ахматовой, чтобы высадить возле мемориала рассаду цветов. И снова «Единая Одесса» и В.В.Чернов были с нами: привезли инвентарь, воду для полива, вместе мыли, пололи, садили рассаду, выращенную в Николаеве, а затем за свой счет Валентин Валентинович всех 20 николаевцев в своем кафе накормил обедом, заказал экскурсию по городу и в одесские катакомбы, тем самым реабилитировав в наших глазах всех «благодарных одесситов» и продемонстрировав не только щедрость души, но и истинный патриотизм, любовь к отеческой земле и ее корифеям.

ПУШКИН ПРИГЛАШАЕТ ДРУЗЕЙ-ХУДОЖНИКОВ

Говоря о памятнике Пушкину в Николаеве, нужно отметить: ни в одном городе нет такого поэтического ландшафта, окружающего памятник поэту. И если огорожен пушкинский скверик не ажурной чугунной решеткой, то бетонные плиты николаевцам под силу сделать сказочными окнами в пушкинский мир поэзии и детства. Русское общество «Русич-Николаев» и учащиеся 9-а класса школы №22, при поддержке директора школы П.М. Богуна, уже летом готовы начать работу по рисункам Пушкина и по сказкам Пушкина на бетонных плитах в стиле граффити. Желающих присоединиться к нам художников-профессионалов, юных художников, друзей поэта, бизнесменов, депутатов городского совета, общественные организации (понадобится немало средств для покупки растворителей, маркеров и краски) — просим обращаться по тел. 093-982-45-25. Приступать к работам будем только после утверждения авторских проектов специально созданной комиссией. При наличии средств выпустим брошюру со стихами николаевцев, посвященными поэту, и рисунками по сказкам Пушкина. Итак, Пушкин приглашает в гости друзей-художников и любителей поэзии.

Автор: Зоя Шаталова, учитель-методист школы №22, председатель РНО


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.009
Перейти на повну версію сайту