В Херсоне судят мошенника, который обманным путем скупал залоговые автомобили и выставлял их потом на продажу по поддельным документам
Схема, по которой действовал автомошенник, севший на скамью подсудимых в Херсоне, уже «обкатана» в нашей стране. Возникла она, когда грянул кризис: тысячи автовладельцев, ранее добросовестно погашавших кредиты за свои «тачки», из-за финансовых трудностей прекратили это делать и стали злостными неплательщиками.
«Автокредит «с чужого плеча» — самое то, что мне сейчас нужно»
- Мой муж — моряк загранплавания, зарабатывал хорошо, жили мы небедно, и решение приобрести в кредит машину приняли незадолго до кризиса, — рассказала «ФАКТАМ» Оксана Картавцева, жительница Херсона. — У нас трое детей, и новенькая «Киа» оказалась как нельзя кстати. Мы так радовались покупке! Но примерно через год эта радость обернулась бедой: из-за финансового кризиса Леша не смог уйти в очередной рейс, работы по специальности не стало. Муж начал «таксовать» в Херсоне, но заработка едва хватало на хлеб. Какое-то время мы еще пытались держаться на плаву и погашать кредит (500 долларов в месяц), но потом перестали. Банк пригрозил закрыть Леше выезд за рубеж... Что означает эта мера для моряка, можете себе представить. Банкиры как раз представляли, поэтому и считали ее одной из самых эффективных по воздействию на должника. Где выход? В кредитных каникулах нам отказали. Отдать машину банку, чтобы выставили на продажу? Тогда авто, которое обошлось нам почти в 27 тысяч долларов, уйдет по дешевке, а валютный долг в размере 4-5 тысяч все равно повиснет на заемщике, и банк начнет выбивать деньги с новой силой.
- Максим Татарченко как раз и охотился на таких людей, как Картавцевы: использовал их тяжелые жизненные ситуации в целях личной наживы, — рассказывает Наталья Мисюкевич, пресс-офицер управления по борьбе с организованной преступностью ГУ МВД Украины в Херсонской области. — Он отлично знал, что найти тех, кто в свое время купил автомобиль в кредит, а теперь не может от него избавиться, легче всего в интернете.
- В поисках выхода мой муж стал «бродить» по автомобильным форумам и сайтам по продаже машин, вечера просиживал за компьютером, — продолжает Оксана Картавцева. — Там он и разместил объявление о переуступке валютного кредита. Информацией тут же заинтересовались, и в январе 2010 года нам позвонил некто Костя Симонов (мы тогда еще не знали, что это не настоящая его фамилия). «Автокредит «с чужого плеча» — самое то, что мне сейчас нужно», — заявил он. Мужчины договорились встретиться и обсудить сделку. Мы планировали передать Симонову авто, чтобы он продолжал выплачивать кредит, а по окончании договора машина перешла бы ему. Константина это устроило, ведь часть долга за автомобиль мы уже погасили. «Дешево приобрести «тачку» неплательщика — настоящая удача!» — потирал он руки. Передал нам три с половиной тысячи долларов на погашение банковской задолженности и покупку страховки. Выглядел Симонов респектабельно: одет был с иголочки, обладал приятными манерами, одним словом, милый интеллигентный человек. Мы тут же сообщили банку о наших новых планах, там не возражали. Правда, выдвинули условие: ежемесячно показывать им автомобиль в подтверждение того, что с залоговым имуществом все в порядке.
Картавцевы оформили у нотариуса доверенность на право управления машиной на имя Константина Симонова и передали ему ключи от автомобиля с уверенностью, что счастливо избавились от кредита.
- Когда подошел срок показать машину банку, Алексей позвонил Косте, но телефон не отвечал, — продолжает Оксана. — Примерно через неделю мы встревожились: вдруг это неспроста? Как теперь найти иголку в стоге сена? У нас, правда, осталась ксерокопия паспорта Симонова, который прописан в Дружковке Луганской области. Раздобыли тамошний квартирный телефон, позвонили и узнали, что интересующий нас человек не проживает по данному адресу уже больше трех лет. Муж стал искать Симоновых через социальные сети в интернете и вышел на 18-летнего парня, оказавшегося сыном настоящего Константина Симонова. Тот сообщил, что отец более двух лет числится без вести пропавшим. Отправили юноше фотографию с ксерокопии паспорта и получили ответ, что на ней вовсе не его отец. Значит, аферист свой снимок вклеил в чужой паспорт. Леша тотчас отправился с заявлением в Суворовский райотдел милиции Херсона, его зарегистрировали, но искать мошенника там, похоже, не собирались, пришлось мужу самому заняться розыском.
Алексей еще раз разместил в интернете на том же сайте похожее объявление, только теперь указал другую марку авто, иной номер телефона и вымышленное имя. Наш «друг» моментально откликнулся, назначил встречу на 13 февраля у железнодорожного вокзала. Леша пришел туда не сам, а вместе с сотрудниками областного управления по борьбе с организованной преступностью, к которым обратился за помощью. Афериста, что называется, взяли на горячем, УБОП возбудил уголовное дело по факту незаконного завладения чужим автомобилем, лже-Симонова поместили в следственный изолятор, и мы с облегчением вздохнули, так как надеялись на честное расследование. Кто же мог знать, что впереди — сплошные мытарства...
«За информацию о том, куда мошенник пристроил наше авто, предложили заплатить 3,5 тысячи долларов»
По словам Оксаны, следствие шло слишком долго и реальных результатов не принесло.
- Вы бы видели, как мошенник вел себя на опознании! — возмущается потерпевшая. — Смеялся, о чем-то мило беседовал с милиционерами, будто знает их сто лет. Вместе с ними слушал мелодии на сотовых, наверное, хотел дать понять, что он здесь свой человек. А вскоре нас нашла некая дамочка, назвалась Мариной. Она, мол, юрист, и не просто юрист, а племянница тогдашнего начальника областного УБОПа, пообещала содействие в возврате машины. Вместе с ней был молодой человек, он представился действующим сотрудником УБОПа. За вознаграждение в сумме 2 тысячи гривен и 500 долларов парочка пообещала сообщить, где сейчас находится наша машина. Вроде бы оперативникам все давно известно, но просто так делиться информацией они не собираются.
С каким трудом мы с мужем собирали названную сумму! Продали даже дочкин компьютер. И что? Отдав деньги, взамен ничего не получили. Марина оставила нам свою визитку с телефонами. Она действительно имеет свою адвокатскую контору в центре Херсона и, казалось бы, должна помогать гражданам бороться с беззаконием. Однако статус не помешал Марине обмануть еще раз уже обманутых аферистом людей.
Тем временем дело передали в суд. Лже-Симонову предъявили обвинение по 12 эпизодам. Негодяя судят за воровство кредитных авто, и товарищей по несчастью у нас много — по всей Украине. Машины за полгода так и не найдены. Чем же милиция занималась? Мы остались без автомобилей и с огромными кредитами. Что ходим пешком, не беда, самое страшное — разуверились в людях, в нашей правоохранительной системе. И когда следователь Ольга Хоменко, которая распутывала это дело, предложила моему мужу заплатить мошеннику, находящемуся в СИЗО, три с половиной тысячи долларов, и только после этого Костя, мол, сообщит, где сейчас наша «Киа», Леша наотрез отказался. Сколько можно тянуть из нас жилы?!
За комментарием «ФАКТЫ» обратились в УБОП Херсонской области.
- Как потерпевших я Картавцевых понимаю, — говорит Татьяна Кравчук, заместитель начальника областного УБОП. — Алексей проявил смекалку, помог задержать мошенника, мы ему за это благодарны. Другое дело, что до сих пор не удалось отыскать машину этой семьи, тогда как банк требует от них полного погашения кредита за авто. Мы не меньше, чем Картавцевы, заинтересованы в том, чтобы найти вещественные доказательства по уголовному делу, и прилагаем максимум усилий: машины находятся в поисковых системах нашего министерства, наложен запрет на их отчуждение, направлены ориентировки во все регионы Украины. Скорее всего, автомобиль «Киа», как и другие иномарки, продан аферистом по поддельной доверенности другому лицу, и «засветиться» теперь может только случайно, например, попав в ДТП.
Максим Татарченко выманивал у людей кредитные авто и тут же перепродавал. Известно о 12 таких случаях. Нашли мы пока только одну машину, переоформлявшуюся по биржевому соглашению: когда ее проверили в ГАИ, оказалось, что она в угоне. Строго говоря, угона не было. Просто встретились два человека и договорились о чем-то. Каждый из потерпевших добровольно оформил доверенность незнакомому гражданину на право управления своей машиной, причем без участия банка. Это гражданско-правовые отношения, и доказывать вину здесь очень непросто. Почему? В 11 случаях Татарченко оформлял у нотариусов документы на свое настоящее имя. «Да, машину брал, но ее у меня угнали», — объяснял. Как обвинить в мошенничестве? Действует презумпция невиновности. Поэтому в тех 11 случаях уголовные дела даже не возбуждались. И только афера с Картавцевыми позволила потянуть все остальные эпизоды: раз паспорт поддельный, то намерение совершить мошеннические действия налицо. А «работал» подозреваемый во многих городах страны.
- Татьяна Николаевна, но Картавцевы в обиде на следователя, к тому же жалуются на затягивание сроков досудебного разбирательства...
- Просто объем работы огромный. Представьте: четыре эпизода в Херсонской области, три — в Николаевской. Пришлось выезжать в Запорожье, Днепропетровск, в Крым, на Волынь — везде потерпевшие, и все дела — как под копирку: прохиндей соглашался погашать кредит неплательщика, владелец машины и аферист обменивались соглашениями у нотариуса, и мошенник испарялся вместе с залоговым авто. Следователь месяцами находилась в командировках, а между тем у нее маленький ребенок. И мне обидно, что вместо благодарности она заслужила у потерпевших только осуждение. Жалобы в министерство, в прокуратуру, внутреннее расследование! Приходилось постоянно объясняться, оправдываться. Да и обвинения нелепые: Татарченко сейчас в СИЗО, как можно передавать туда деньги? Чушь!
- Как вы можете охарактеризовать подследственного? Что это за человек?
- Он очень обаятельный, в доверие входит за секунду. Много лет, как мы догадываемся, занимается подобными делами, но ни разу не был судим. Аферы не просто его профессия, а образ жизни. Имеет высшее педагогическое образование, знает несколько иностранных языков. У Татарченко нет постоянного места жительства, он кочует из города в город, снимает квартиры, с женой развелся. К тому же у него нет никакого имущества, свободный человек. «Я по жизни художник, — объяснял нам Татарченко. — Заглянул на юг посмотреть, что тут интересного». И сразу «интересное» нашел. Продав по «черной» схеме иномарку, клал в карман минимум 8-10 тысяч долларов.
Что же касается жалоб потерпевших... Вот они пишут, как развязно Татарченко вел себя на очных ставках. Да, сидят конвоиры, мошенник с ними разговаривает, шутит. Ну не заклеивать же ему рот пластырем! С нами выбрал иную тактику — молчать, тогда как задача следователя — установить психологический контакт с подозреваемым. Не кофе, конечно, вместе пить, но и не настраивать против себя лишний раз окриком. Не знаю, какую позицию обвиняемый займет в суде, с нами же Татарченко воспользовался своим законным правом молчать.
«Мой друг профессионально занимается проблемными машинами, могу дать телефончик»
Третьего августа суд Суворовского района Херсона должен был начать разбирательство по делу о мошенничестве с залоговыми автомобилями, однако по каким-то причинам конвой не доставил на заседание подсудимого, и оно перенесено на 17 августа. С разочарованием расходились потерпевшие: Александр из Николаева, его земляк Анатолий, Елена из Армянска, Сергей из Скадовска, еще одна Елена из Херсона. Истории их очень похожи.
- Машину «Мицубиси» стоимостью 20 тысяч долларов моя мама в 2007 году оформила на себя, а платили за нее кредит мы с мужем, — рассказывает жительница Херсона Елена, администратор одной из служб такси города. — Все было хорошо до мая 2009 года, когда заболела наша бабушка: инсульт за инсультом, потом ей ампутировали ногу. На лечение ушли все сбережения, а тут еще и кризис. Мы перестали платить банку. Коллега по работе присоветовал человека, согласившегося переоформить кредит на себя: «Он профессионально занимается проблемными машинами. Хороший знакомый, не сомневайтесь, я ему и свой автомобиль доверил». Так мы познакомились с Татарченко. «Через банк проводить сделку долго и дорого, — заявил он. — Просто обменяемся соглашениями у нотариуса: я беру на себя погашение вашего кредита, а вы мне даете доверенность на управление машиной». Мама переписала доверенность на право управления, прошел месяц, мы звоним в банк: «Деньги поступали?» — «Нет». Конечно, аннулировали доверенность, уведомили об этом Татарченко по почте, обратились с заявлением в милицию. «Это ваши проблемы», — ответили там. Банк поступил еще жестче. «Можете ваше уголовное дело выбросить в мусор, — сказали, — нас оно не интересует». И подали в суд. Уже описано все имущество мамы и моего мужа как поручителя. Мы в ужасе!
- Банк взыскивает с нас через суд всю сумму долга, — сокрушается Оксана Картавцева. — Вынесено решение конфисковать нашу квартиру. Надеюсь, исполнителям не удастся выбросить семью на улицу, ведь несовершеннолетних детей нельзя оставить без жилплощади. Наняли адвоката, боремся. Слава Богу, хоть муж ушел в рейс, теперь появятся деньги на услуги юриста.
P.S. Имя и фамилия мошенника изменены.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |