Немецкий марш по киевской «дороге смерти» — от кинотеатра «Киевская Русь» к Бабьему яру — удостоился весьма сдержанной реакции в украинских СМИ. Нам кажется вполне естественным, что потомки причастных к массовому уничтожению евреев в годы второй мировой войны стремятся к покаянию — так, будто бы покаяние является естественной частью нашей собственной жизни. Мы не замечаем, как изменился мир вокруг нас. Каются уже не только государства, для которых покаяние является скорее частью дипломатии, чем отражением истинного убеждения в несправедливости происшедшего. Свои извинения приносит католическая церковь, ещё недавно считавшаяся непогрешимой. Готовы извиняться и отдельные люди — не только за свои собственные поступки, но и за поступки своих предков, и за преступления своих страну религиозных конфессий. Только это и позволяет цивилизации выжить. Тот, кто не умеет каяться и просить прощения, обречён на деградацию, на вечное повторение ошибок и преступлений. Именно поэтому приехавшие в Киев немцы, среди которых было немало потомков ветеранов Вермахта и СС, дали нам наглядный урок. Но этот урок не будет усвоен. Потому что в постсоветском обществе принято гордиться прошлым. Своими предками гордятся и те, чьи деды раскулачивали и прятали зерно, и те, кто становился жертвами Голодомора. И те, чьи родственники спасали евреев и те, кто выдавал их гитлеровцам или самолично расстреливал в бесчисленных ярах. И те, чьи деды «зачищали» помогавшие бандеровцам украинские сёла и те, чьи деды из ОУН расправлялись с теми, кого считали коллаборционистами или просто поляками. Так исчезает сам моральный критерий в обществе, исчезает само понятие праведника. А село без праведника не стоит. Почему же удивительно, что мы выбираем власть, начисто лишённую моральной парадигмы, если искренне уверенны, что отвечаем за своё прошлое только в случае, если можем этим прошлым гордиться — а в противном случае наша хата с краю, мы люди маленькие, ни за что извиняться не будем. Это перед нами все должны извиняться, это мы — вечные жертвы, в крайнем случае — герои. Но уж никак не преступники. А если уж были в нашем прошлом или в прошлом нашей семьи преступления — так это от трудной жизни. И это никакие не преступления, а отдельные проступки, о которых не напоминают в приличном обществе.
Тот, кто решит что в тексте о Бабьем яре я решил напомнить биографию действующего президента Украины — только вот в такой завуалированной форме -ошибается. Не власть нужно менять — нужно меняться самим. Тогда и власть будет другая. А начать можно с малого — например, поинтересоваться, зачем же в Киев в сорокоградусную жару приехали эти странные немцы. Или установить памятные знаки — своеобразную киевскую кальварию — по «дороге смерти», которой они прошли. И начать поиск праведника в собственном селе...
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |