ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Как спасти «Николаевэлектротранс»?
17.08.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 94(2957) / Тираж: 7500

В свежей памяти горожан еще осталась история с «Николаевэлектротрансом», которая взбудоражила Николаев в начале лета, — громкие проверки коммунального предприятия контролирующими органами, вскрывшиеся факты злоупотреблений старого руководства, многомесячные невыплаты заработной платы работникам и, как следствие и способ обратить внимание на свои проблемы, — полная остановка электротранспорта и коллективная забастовка, продлившаяся две недели.

Путь к примирению — выплата заработной платы

Решали ситуацию на всех уровнях. Хозяйственную деятельность коммунального предприятия проверяли и делали выводы комиссии городского и областного уровня, КРУ. Ну а депутаты на сессии горсовета в конце июня решили помочь «Николаевэлектротрансу» материально — выделить из резервного фонда городского бюджета 1,2 млн. грн. Но все прекрасно понимали, что ситуацию с горэлектротранспортом невозможно спасти единоразовыми финансовыми «инъекциями», — они глубже, и их следует решать на государственном уровне. Поэтому тогда же, на июньской сессии, было составлено обращение к ВР по поводу общегосударственной поддержки коммунальных предприятий городского электротранспорта, в котором предложили субвенцию из Госбюджета для этих предприятий распределять равными частями ежемесячно в течение года, компенсацию за перевозку льготных категорий граждан направлять предприятиям горэлектротранспорта, внедрить погашение обязательств перед ПФУ за счет субвенций из Госбюджета.

С вышеописанных событий прошло около двух месяцев. Что за это время изменилось, какие проблемы ныне решают «электротрансовцы», «ВН» узнал на заседании комиссии по посредничеству и примирению наемных работников и администрации КП «Николаевэлектротранс», которое состоялось в минувший четверг. А предыстория следующая.

Разбираться с невыплатой зарплаты «электротрансовцы» решили цивилизованно, как принято в развитых странах, тем более что в Украине действует соответствующий Закон — «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов). Согласно части 6 статьи 15 этого Закона и пункта 3 Положения о порядке регистрации коллективных трудовых споров 27 июля распоряжением Национальной службы посредничества и примирения был зарегистрирован трудовой спор между наемными работниками и администрацией КП «Николаевэлектротранс». Требования следующие: полностью погасить задолженность работникам по заработной плате, которая на 01.07.10 составляла 4852,6 тыс. грн. (в том числе 3487,4 тыс. грн. — начисления на заработную плату) до 01.08.10, обеспечить компенсацию потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты, начиная с августа, обеспечить своевременную выплату заработной платы, привести ее размер в соответствие с действующим законодательством.

Дожились, люди просят выплатить заработанные деньги!

Забегая вперед, следует сказать, что за «круглым столом» заседаний в облсовпрофе трудового спора в прямом смысле этого понятия не наблюдалось. И представители местной власти, и администрация «Николаевэлектротранса» прекрасно понимают работников предприятия, сочувствуют им и — хочется верить — стараются предпринимать все возможное, чтобы проблему оплаты труда решить. С пониманием к чиновникам относились и представители коллектива работников «Николаевэлектротранса». К сожалению, от этого не легче.

На заседании 12 августа со стороны администрации присутствовали директор «Николаевэлектротранса» В.Ильницкий, начальник юридического отдела Т.Гриненко, главный бухгалтер Г.Федорова, заместитель директора по экономическим вопросам О.Андреева, со стороны наемных работников — Д.Топчий, Е.Заудальская, Л.Рожанская, председатель профкома предприятия Е.Жура и председатель профкома работников ЖКХ, глава комиссии посредничества и примирения С.Начинова, которая и вела данное мероприятие. Пришли на второе по счету заседание также первый заместитель городского головы Юрий Гранатуров, начальник отдела транспорта и телекоммуникаций горисполкома Геннадий Иванов, депутат горсовета Дмитрий Никонов, представитель финуправления облгосадминистрации Павленко.

Светлана Начинова начала с того, что с дохода, который получает предприятие от собственной деятельности, погасить имеющуюся задолженность по заработной плате не представляется возможным, а государственные субвенции поступают неравномерно и не в полном объеме, поэтому без поддержки местных органов власти, областной администрации предприятие эту задолженность не сможет погасить, но что-то с ней, с задолженностью т.е., надо делать, и попросила высказать предложения. Ее поддержала Евгения Жура, ибо для людей ситуация аховая. По словам председателя профкома предприятия, каждое утро они вместе с директором рассматривают заявления работников с просьбой выплатить зарплату или выделить материальную помощь (12 августа было 62 таких заявления) в связи с болезнями, похоронами членов семьи, что нечем платить за детские садики и потому существует угроза, что детей заставят из дошкольных учреждений забрать «за неуплату». А скоро учеников нужно будет собирать в школу, а первоклассник, по самым скромным подсчетам, «стоит» полторы тысячи грн. В то же время предприятие может выделить только часть заработанных денег. Сейчас с работниками частично рассчитываются за апрель. Евгения Жура рассказала, что она поинтересовалась, как обстоят дела в отрасли в других городах, — где-то положение такое же сложное, но в ряде областных центров местные власти взяли на себя поддержку электротранспорта, выделяя регулярное финансирование и частично погашая разницу в тарифе на перевозку «льготных» пассажиров. Она продемонстрировала также ответ Министерства по вопросам ЖКХ Украины на письмо николаевцев, где «все хорошо расписано», но в итоге сказано, «что мы являемся городской коммунальной собственностью, и город должен обратить на нас внимание».

Юрий Гранатуров начал свое выступление с того, что, если у кого-то из «электротрансовцев» есть проблемы с детскими садиками, то надо обращаться к нему лично, и вопрос будет улажен. А дальше его речь была не такая жизнеутверждающая. Первый заместитель городского головы заметил, что «очень страшно возвращаться в 90-е годы» и признал, что «хуже, чем не получать заработанную зарплату, нет ничего». В то же время он сказал, что город не в состоянии выделять предприятию дотации, к тому же это неправильно «своими деньгами отвечать за государство». Поэтому единственная надежда на государственную субвенцию, которую надо «выгрызть», за которую надо бороться. Именно этим, по его словам, и занимаются чиновники от городской власти, которых «в Киеве уже видеть не хотят и которые там уже практически живут». Но помимо этого, как считает Юрий Гранатуров, безусловно, надо заниматься и модернизацией «Николаевэлектротранса», и оптимизацией штатного расписания, и составлением новых финансовых планов, — работать и искать надо каждый день. Но повода для оптимизма немного, — первый заместитель городского головы убежден, что такое положение в стране сохранится до тех пор, пока «мы не придем к адресной финансовой помощи льготникам». А напоследок Юрий Гранатуров взбодрил присутствующих заключением, что все очень трудно и сложно, но не безнадежно, тем более что «городу электротранспорт нужен, как воздух».

В итоге присутствующие пришли к соглашению, что необходимо дождаться 17 августа, когда станет известен объем и срок поступления государственной субвенции, и тогда провести очередное заседание, деловое и конкретное. Но и эта, протокольная, встреча, по мнению Светланы Начиновой, не прошла даром, главное, что проблемами «Николаевэлектротранса» занимаются, — в конце июля было получено финансирование в размере 600 тыс. грн., в начале августа — 614 тыс. грн. Люди чувствуют сдвиг, пусть небольшими частями, но регулярные выплаты заработной платы начали получать.

Автор: Агита Исайкина.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.036
Перейти на повну версію сайту