ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Владимир Чайка: «Независимость государства нужно выстрадать. а независимость мэра невозможна в принципе»
21.08.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 96(2959) / Тираж: 7500

В этом году отмечается уже 19-я годовщина обретения Украиной государственной независимости. За эти годы мы смогли понять, что истинная независимость государства начинается не в момент ее провозглашения. Обретение независимости — это процесс, длительный и болезненный. По сути, страна и сегодня все еще «в пути». О сложностях становления украинской государственности, об условиях, необходимых для обретения реальной независимости, о том, насколько зависимым или независимым может быть мэр Николаева — наше интервью с городским головой Владимиром Чайкой.

- 19 лет назад провозглашение независимости Украины часть граждан восприняла с восторгом, другая — с раздражением. Потом, годы спустя, разочарования не скрывали даже оптимисты. Не независимостью как таковой, а торможением в развитии государства, у которого на старте были очень неплохие позиции. А как вы оцениваете этот исторический факт и прожитые 19 лет?

- Такая глобальная трансформация, которую пережил наш народ в 1991 году, не могла быть безболезненной. За десятилетия в Советском Союзе сформировались экономическая, социальная и идеологическая системы, в основе которых были патриотизм, моральные ценности, защита государства и работа на благо государства. Все республики отдавали «в общий котел» «по способностям», а получали из него «по потребностям», потому что по Конституции СССР все были равны, но их объединяло одно государство. Когда в Беловежской Пуще подписывались исторические документы, зафиксировавшие момент распада Союза, впервые лидеры республик, нынешних независимых государств, отстаивали уже интересы своих народов, своих стран. Украину как независимое государство признали сразу 142 государства — от США до самых небольших государств.

Было много иллюзий, и это закономерно, потому что ни у кого — ни у тогдашних руководителей, ни у людей, которых эти руководители представляли, да и в мировой практике не было опыта — мирного и добровольного раздробления такой огромной страны. Новорожденные государства в первую очередь взялись за решение первоочередных государственных задач — установление границ, формирование армий, создание государственных символов, государственной структуры управления, министерств и ведомств. На это тоже понадобилось время, и не все получалось сразу. Украина слишком долго шла к появлению национальной валюты, своей денежной единицы. Мы упустили время и потеряли рынки сбыта — с нами не хотели иметь дело из-за отсутствия стабильных денег, по этой же причине не могли полноценно развиваться экономические связи наших предприятий, как и сами предприятия, не могла сформироваться государственная финансовая система. Из-за первоочередных задач и текущих проблем многое было упущено. Например, была разрушена и перестала существовать кадровая система, в первую очередь управленческая, включавшая в себя в советское время кадровый резерв, систему подготовки и переподготовки кадров. Но много было сделано для сохранения мира. Наше государство не выясняло с соседями, со странами СНГ, кто главнее, мы не допустили на своей территории межнациональных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов, которые в некоторых бывших республиках СССР были и привели к кровопролитию и трагедии целых народов, которые вынуждены были искать спасения на других территориях. Руководители нашей страны, в первую очередь, первый Президент Леонид Кравчук, сделали все, чтобы в Украине всегда был мир между людьми. Украина осталась многонациональной страной, каждый ее житель, независимо от национальности, получил право на гражданство. Мы сохранили с соседями безвизовый режим, сохранили возможность для общения, для связи семей, которые оказались по разные стороны границ.

В 1996 году мы приняли Конституцию, которая закрепила путь развития страны, путь, который мы так долго и болезненно искали. Но восстановление экономики, формирование государственной экономической политики, возвращение позиций на международных рынках — это не могло быть быстрым и безболезненным. В мировой экономике освободившееся место не пустует, его тут же занимают другие страны, и вернуть утраченные позиции очень непросто. В СССР Украина была всесоюзной житницей. И во время обретения независимости правое крыло украинского парламента приводила этот факт как аргумент будущего благоденствия, как и то, что 60% металлургии Союза, машиностроения и судостроения — у нас. А когда пришло время разобраться, стало очевидным, что без интеграции, без партнерских отношений и отлаженных экономических связей Украина не выживет. Мы и сегодня еще это ощущаем. А тогда Николаев попал в экономический капкан, потому что судостроение, в том виде, объемах и профиле продукции, как это сформировалось и существовало при СССР, Украине и не нужно, и не по силам. У Украины совершенно иная военная доктрина, мы внеблоковое государство, мы не претендуем на чужие территории, мы добровольно отказались от ядерного оружия. И многое при этом потеряли, по крайней мере, ничего не приобрели, потому что тогда не умели торговаться. А надо было. По ядерному потенциалу мы были третьей в мире страной после США и России, мы могли в обмен на разоружение, за отказ от своего ядерного статуса, выторговать значительно большие преференции — политические, финансовые, экономические. Но у нас не было опыта, в том числе и дипломатического, поэтому свою возможность мы упустили. А Николаев в те годы пострадал, как никто другой. Мы потеряли статус столицы кораблестроения и получили «статус» забытого, брошенного города. Люди стали уезжать из Николаева в Турцию, в Польшу, вывозили туда все, что только можно — металл, комплектующие. Они вывозили за рубеж наши товары и свои рабочие руки, торговали там на рынках, искали любую работу, потому что им нужно было кормить семьи, которые остались тут, в городе. А на николаевских предприятиях ситуация была крайне сложная. Судостроительные заводы пытались договариваться с селами о взаимопомощи, везли туда металл, оставшийся на складах, какие-то детали, а обратно — продукты. Такой был натуральный, товарный обмен. На заводах пытались хоть как-то кормить рабочих, в столовых был горячий суп, рабочим выдавали по буханке хлеба, они этот хлеб не ели — несли домой, где их ждали голодные семьи. Семьи действительно голодали, потому что реальная безработица в Николаеве в те годы достигла 30%. А те, кто работал, не получал зарплату месяцами. Люди приходили к горисполкому, возмущались, митинговали, требовали отдать им заработанное, а денег не было. Мы пережили очень тяжелые времена. Поэтому кризис, о котором говорят сегодня, не идет ни в какое сравнение с кризисом 90-х годов.

- Владимир Дмитриевич, если независимость государства должна быть обеспечена ресурсами — финансовыми, экономическими, кадровыми, то независимость мэра чем должна быть обеспечена? Или она в принципе невозможна?

- В любом государстве любой человек не может быть абсолютно независимым. Он зависит от закона, от Конституции, он привязан к общине, семье, к своим знакомым. Он зависит от своего коллектива, от предприятия, от соседей и т.д. И мэр не может ни от кого не зависеть. Что бы ни случилось в городе — за все отвечает мэр. Значит, он уже зависим от того, как сработали его подчиненные, как сработали службы города, рассчитались ли с предприятиями за вывоз мусора и т.д. А сегодня, когда общество структурируется еще и по партийному принципу, руководитель города не может быть вне этого процесса. Я трижды выходил на выборы беспартийным. Нынешний закон привязывает и депутатов, и городских голов к той или иной партии, потому что только через партии осуществляется выдвижение кандидатов. Это взаимная ответственность: партии — за кандидата, или за мэра, и ответственность мэра, разделяющего политику партии. В любом случае и депутаты, и мэр должны работать не на партии, не на партийные структуры, а на улучшение жизни горожан. Виктор Янукович на выборах получил поддержку 75% горожан. Что должен делать мэр? Подчиниться выбору большинства николаевцев, что я и сделал, написав заявление о вступлении в Партию регионов. Я никогда не был в оппозиции ни к президенту, ни к правительству. Другое дело, что я — как независимый мэр, был, может быть, откровеннее в суждениях, которые и высказывал на совещаниях у президента или премьера.

Мне нелегко было принять это решение, но я его принял. Я считаю, что в нашем государстве и так слишком много времени было потрачено на выяснение политических отношений. Я надеюсь, что после выборов мы вместе с областной властью разработаем программу развития Николаева, столицы нашей области, и будем работать над ее осуществлением сообща, потому что многие вопросы невозможно решить в одиночку, без взаимодействия с областной властью, с правительством. Программа Президента направлена на улучшение инвестиционного, экономического, социального климата в государстве, на повышение благосостояния людей. Я ее поддерживаю, поэтому и принял решение вступить в партию. В то же время я открыт для продуктивного общения с любыми другими партиями, если это будет полезно городу.

А полностью независимым я могу быть только дома, и то, когда жена ушла на рынок, и я дома один. Но и дома я не отключаю мобильный телефон, в любой момент может позвонить дежурный по городу или потребуется мое вмешательство в каком-то другом вопросе. Вот на необитаемом острове человек, наверное, может быть независимым. Хотя и там он будет зависеть, от погоды, например.

- Праздники приходят и уходят, чем Николаев будет жить после Дня независимости?

- Будет жить очередными заботами и очередными трудностями. Очень туго идет в государстве реформирование жилищно-коммунального хозяйства. В центральных органах власти почему-то считают, что реформы ЖКХ — исключительно удел органов местного самоуправления. Я уже не говорю о том, что депутатский корпус постоянно блокировал приведение тарифов к экономически обоснованному уровню, а теперь это придется сделать, и разница будет ощутимой. То есть, если бы нам дали возможность постепенно, по чуть-чуть, увеличивать тариф на коммунальные услуги, как того требовали обстоятельства, теперь горожане в значительно меньшей степени ощутили бы подорожание услуг, которые неизбежны в связи с подорожанием газа. Но должен сказать, что государство разработало и активно внедряет программу социальной защиты для того, чтобы минимизировать затраты наших граждан в этой связи.

Для городской власти самое важное — чтобы каждый горожанин ощущал общность интересов городской общины, не чувствовал себя одиноким, потерянным и забытым. Что самое важное для горожанина? Максимально комфортное существование в современных условиях. Исходя из этого мы и строим свои планы.

А пользуясь случаем, хочу поздравить всех николаевцев с Днем независимости Украины.

- Спасибо за интервью.

Автор: Оксана Тихончук.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту