Тем, что в Николаеве уже давно пышным цветом цветет самозастрой, особо никого и не удивишь. В нашем городе ушлые предприниматели строят все, что захотят, как и где вздумается. Захотел, к примеру, почетный гражданин, депутат городского совета от партии регионов Анатолий Дюмин застроить сквер на Комсомольской уродливыми пластиковыми халабудами — и застроил. И никаких тебе проектов, разрешений, согласований... Какой там архитектурный ансамбль, целостность картинки или зеленый уютный сквер, где раньше отдыхали жители микрорайона! Кто об этом будет думать! Тут бы денег срубить, да побольше, побольше... И так у нас везде — небезызвестный Алик строит прямо на тротуаре, в центре города, торговые центры и цветочные магазины, однокашник мэра Чайки, депутат Крылов, возводит гигантское уродливое сооружение посреди рыночной площади, перед красивым зданием Центрального рынка, братья Чайки застраивают спортивные площадки на Сухом фонтане — и вроде бы так и надо. Но почему так происходит? Что это — бесхозяйственность, головотяпство, попустительство со стороны городской власти? Или может недостаточная информированность, отсутствие рычагов влияния, беспомощность?
Жители дома № 51 по ул. 8 Марта стали известны всему городу отчаянной борьбой за детскую площадку, на месте которой некий прыткий предприниматель пытался соорудить очередную «точку» — то ли магазин, то ли «разливайку». Тогда, год назад, жители совместно с общественной организацией «Наш город» прошли все — и обращения в официальные инстанции, и пикеты, и, даже, физическое противостояние с застройщиком. И победили! На месте предполагаемого магазина стоит новенькая детская площадка, на которую приходят теперь играть детки чуть ли не со всего микрорайона.
Но не успели жители вздохнуть с облегчением после отвоеванного права на крохотное пространство для своих детей, как возникла новая напасть — сбоку к дому «присоседился» очередной бизнесмен. На этот раз некий джентльмен по фамилии Ройтбурд решил строить вплотную к стене многоэтажки свой частный трехэтажный дом с огромным подземным паркингом. Мало того, что стена будущего дома находится в 1,5 метрах от стены многоэтажки (которая, кстати, не глухая — там расположены окна), так еще и часть строения просто примыкает к боковой стене многоэтажного дома. Такая себе «пристроечка».
Еще в апреле нынешнего года, увидев, что вплотную к стене дома экскаватор начал рыть котлован, жители забили тревогу. Раньше на данном участке находилось какая-то хибара одинокой бабушки. Однако когда бабушки не стало, одноэтажное жилое сооружение вместе с прилегающим земельным участком для его обслуживания выкупил Вадим Ройтбурд, который и затеял грандиозное строительство.
Жители дома № 51 пытались несколько раз побеседовать с новым владельцем, чтобы выяснить — есть ли у него разрешения на проведение строительных работ. Ведь изначально людей беспокоит безопасность их жилища — строительные работы в полутора метрах от несущей стены дома, даже на непрофессиональный взгляд, вряд ли отвечают строительным и санитарным нормам. К тому же, многоэтажка стоит на песчаном грунте, и, как рассказывают сами жители, построен без свай, на бетонной подушке — так что вырытый в непосредственной близости к несущей стене котлован всерьез угрожает целостности всего дома.
- У нас есть комната, которая выходит как раз на строительную площадку. Сейчас дверь в эту комнату перестала закрываться, хотя стоит уже лет семь, и до начала стройки, до того, как начали рыть котлован, этого не было. Мы спросили соседей — у них то же самое, — рассказала жительница дома № 51 Алла Кальмус.
- У меня стала с трудом закрываться входная дверь в квартиру, — подтверждает и Алла Юренко, квартира которой также находится со стороны стройки.
Жители считают, что дом уже дал осадку, именно по этой причине перекосились дверные коробки.
Однако хозяин стройки при встрече с жителями заверил, что все разрешительные документы у него есть. Наученные горьким опытом с предыдущим «захватчиком» придомовой территории, жители пошли по уже проторенной дороге — обратились за помощью в общественную организацию «Наш город». 19 мая 2010 года «Наш город» направил письмо на имя начальника инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в Николаевской области Валентина Возчикова. Ответ Валентина Дмитриевича датирован 17 июня и гласит следующее: ...Проверкой с выходом на место установлено, что впритык к жилому дому по ул. 8 Марта, 51 с нарушением строительных и санитарных норм ведется сооружение жилого дома. Разрешение на выполнение строительных работ на данный объект Инспекцией ГАСК не выдавалось...» Кроме того, в ответе значилось, что установить застройщика проверяющему инспектору не удалось, и инспекцией направлено письмо в городскую прокуратуру.
Убедившись в своей правоте, жители обратились на личном приеме к прокурору г. Николаева В. Коткову с просьбой принять меры к немедленному прекращению незаконного строительства, которое может нанести непоправимый ущерб их жилищу.
Но вместо того, чтобы прекратить стройку, застройщик после жалоб жителей ускорил темпы строительства: рабочие задерживались до поздней ночи, стали строить по выходным. Более того, Вадим Ройтбурд продолжал утверждать, что строить ему ГАСК разрешил! Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились к заместителю начальника инспекции ГАСК Ольге Матвиив.
Ольга Владиленовна рассказала следующее. Оказывается, еще 27 января 2010 года, Кабинетом Министров Украины было принято постановление № 160, которое вносит дополнения в уже существующий перечень объектов, для начала строительства которых не требуется разрешения ГАСКа.
- Согласно постановления Кабмина № 160, не требуется разрешения ГАСК на выполнение строительства частных домов дачного и усадебного типа, общая площадь которых не превышает 500 квадратных метров. В семидневный срок до начала проведения строительных работ, каждый желающий построить собственный дом общей площадью до 500 квадратов, приносит нам в ГАСК сообщение, в котором он пишет: я, такой-то, несу полную ответственность в соответствии с законодательством за достоверность предоставленной мной информации. У нас нет полномочий, чтобы проверить хотя бы одну строку из этого документа. Наша функция в данном случае — просто это сообщение зарегистрировать, — пояснила Ольга Владиленовна.
Другими словами, если у гражданина есть земельный участок, и он планирует на нем строительство дома общей площадью до 500 м2, он может строить БЕЗ РАЗРЕШЕНИЙ. Что касается конкретного случая по ул. 8-Марта, то, по словам Ольги Владиленовны, господин Ройтбурд зарегистрировал свое сообщение о строительстве жилого дома общей площадью 498 квадратных метров по адресу ул. 8-марта, 45, еще 16 июня. Не смотря на то, что в данном случае застройщик нарушил постановление КабМина и подал сообщение гораздо позже, чем полагалось, какой-либо ответственности за такое нарушение не предусмотрено. К данному сообщению Ройтбурд приложил государственный акт на земельный участок площадью 983 квадратных метра, проект, выполненный лицензированной организацией и... согласованный главным архитектором города Александром Бондарем.
- Мы этому застройщику ничего не разрешали — просто у нас нет на это полномочий, мы и не должны этого делать. Инспекция ГАСК в данном случае может только контролировать соответствие проекту, который составлен лицензированной организацией и заверен главным архитектором, — говорит Ольга Матвиив.
То есть, ответственность за нарушение санитарных и строительных норм ложится на ту инстанцию, которая данный проект утвердила. Что касается согласования со смежными землепользователями, которыми в данном случае являются жители дома № 51, то оно может требоваться на стадии предоставления земельного участка, инспекция ГАСК в этом процессе не участвует и участвовать не может.
- Земля — это коммунальная собственность города, и исполкому и депутатам виднее, кому и под что эту землю выделять. Любое строительство осуществляется на основании проектной документации, прошедшей согласования. Право собственности на построенный объект осуществляется на основании сертификата, выданного ГАСКом, подтверждающего соответствие заявленному проекту. Чтобы получить этот сертификат, нужно пройти определенную процедуру согласований, составляется акт комиссии. Без проектной документации сертификат о введении в эксплуатацию не выдается, — разъяснила порядок Ольга Матвиив.
Что касается письма за подписью Возчикова, в котором значится, что инспектор зафиксировал нарушения строительных и санитарных норм, то инспектор сделал выводы о нарушениях без ознакомления с проектом.
- 19 июля по запросу прокуратуры Заводского района наш инспектор вместе с представителем прокуратуры снова выезжал туда, проверял строительство на соответствие проекту. Соответствие полное. Единственное, что возникли вопросы по качеству выполняемых работ, но здесь вопросы к подрядчику.
Получается, что в данном случае инспекция ГАСК не владеет практически никакими полномочиями, чтобы повлиять на застройщика или зафиксировать нарушения. Строящийся объект соответствует утвержденном проекту — значит, все в порядке. Другой вопрос — как можно было согласовать проект, который, даже на первый взгляд, не отвечает санитарным и строительным нормам? Если даже инспектор ГАСКа, не видя проекта, но увидев стройку, сообщил о нарушениях? Вопрос об этом нужно адресовать не только проектной организации, которая создала такой проект, но в первую очередь, главному архитектору города Александру Бондарю, подпись которого была поставлена под проектом 19 января 2010 года. Но Александр Викторович при встрече категорически заявил — ответственность за обнаруженные нарушения он не несет.
- В соответствии с действующим законодательством, ответственность за принятые архитектурные, планировочные решения в проектной документации несет главный инженер проекта, то есть, проектная организация. Ответственность вплоть до уголовной. Мне, как главному архитектору, не вменено в обязанности перепроверять проектные, планировочные решения, которые принимает проектная организация. Я рассматриваю решения, которые связаны с обликом застройки, возможностью размещения тех или иных объектов на отведенных земельных участках. Моя подпись на этом или любом другом проекте обозначает, что этот проект соответствует градостроительной документации: имеется в виду генеральный план города, правилам застройки города. По генеральному плану у нас там жилая зона — объект соответствует требованиям. А соответствие площади остекления, примыкание к существующим зданиям и сооружениям — за это полную ответственность несет проектная организация. В том числе и за соответствие проекта санитарным, противопожарным, экологическим нормам и требованиям.
Что касается самозастроя, то, по мнению главного архитектора Николаева, это действительно проблема, актуальная не только для нашего города, но и для всех городов Украины.
- Вал самозастроя по всей Украине! И речь не идет о малых архитектурных формах, а о том, что строят капитальные здания, разрушают фасады, я уже не говорю о том ,как в квартирах сносят самовольно перегородки! Даже пройти два квартала от здания горисполкома, на улицу Карла Либкнехта, мы увидим столько интересного, что просто диву даешься полнейшему нигилизму наших уважаемых сограждан. К сожалению, прослеживается такая тенденция, что люди строят самовольно, а виноват главный архитектор!. Я же возглавляю управление по строительству, а не по самовольному строительству. Я-то строю, а не ломаю, условно говоря! Принимать меры должны те, кому положено это делать — правоохранительные органы. А у нас суды длительное время принимали решения по самозастрою — «в связи с тем, что никому не мешает, пусть будет». А мы что? Мы пишем письма, а они строят. Если мы все, совместно со средствами массовой информации, в том числе и я — а я не снимаю с себя эту тяжкую ношу, будем постоянно доносить людям: не стройте самовольно, потому что наказание неотвратимо, может, будет результат...
Что касается дома по ул. 8-го Марта, то Александр Викторович пообещал с вопросом тщательно разобраться: дать поручение своим подчиненным затребовать еще раз проектную документацию и просмотреть на соответствие нормам градостроения. В случае, если нарушения будут выявлены, от имени мэра или его заместителя будет направлено письмо в прокуратуру, которая, в свою очередь, должна будут подать в суд.
Итак, что мы имеем? На примере одного дома четко прослеживается вся цепочка возникновения в Николаеве самозастроя и прочих объектов, которые документально вроде и не самозастрой, а на деле — просто-таки не отвечающие никаким строительным, пожарным и санитарным нормам сооружения. Изначально, у нас есть депутаты и мэр, которые не глядя раздают земельные участки. Нет, они, конечно глядят, только по большей части не в сторону жителей, а в карман клиенту — сколько даст? Дальше у нас есть проектные организации которые, опять же, за деньги, слепят абсолютно любой проект. К черту строительные нормы, ведь главное, чтобы этот проект утвердили вышестоящие инстанции. И так утверждают же! Главный архитектор города легко ставит свою подпись под проектом, который ни в какие ворота не лезет, как ни крути. И вроде бы все правильно, и по закону. Есть у нас еще Инспекция ГАСК, которая, кстати, имеет право отобрать лицензию у проектантов, создающих подобные шедевры. Но она тоже, отчего-то, это не делает. А возвышается над всем этим еще и Кабинет Министров, который, дабы «упростить» людям жизнь, дает право строить практически без разрешений и согласований. Такая вот получается цепочка. Стоит ли после этого удивляться, что в Николаеве каждый строит что и как захочется? А разорвать этот «порочный круг» очень просто — достаточно чтобы хотя бы одно звено этой самой разрешительной цепочки действовало в интересах жителей. Повлиять на Кабинет Министров или государственную инспекцию строительного контроля мы, конечно, не в силах — уж очень далеко они. Но может быть начнем хотя бы с городских властей? Сколько еще должно быть пикетов, строительных войн, протестов со стороны жителей и построенных в разных частях Николаева сооружений-уродцев, чтобы городские власти поняли, что делают они что-то не то, а то, ЧТО они делают, не находит поддержки, а иногда и просто противоречит интересам простых горожан?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |