ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Трудности автопродажи
25.08.2010 / Газета: Николаевские новости / № 101(2200) / Тираж: 11000

Как продать подержанную машину и не платить налог дважды

Законотворчество украинских депутатов иногда просто поражает своей «гениальностью». В Украине, судя по результату деятельности народных избранников, либо считается нормальной ситуация, когда вновь принятый закон противоречит другому, либо законопроекты никто просто не читает, либо и то, и другое, вместе взятые. Во всяком случае, принятые 16 июня изменения в ст. 15 ЗУ «О товарной бирже», запрещающие биржам регистрировать единичные сделки по купле-продаже б/у автомобилей — красноречивое тому подтверждение.

Дело в том, что на протяжении последних 10 лет львиная доля операций по покупке/продаже подержанных автомобилей как раз и происходила при помощи товарных бирж. Авторы июньских изменений в законодательство аргументировали запрет тем, что при биржевом оформлении автовладельцы уходили от уплаты 15-процентного налога с доходов физического лица (сумма, вырученная от реализации авто, считается доходом и подлежит налогообложению, даже несмотря на тот факт, что, покупая автомобиль на заработанные деньги, автовладелец уже уплачивал этот налог — с зарплаты).

Работники автобирж эту проблему понимали и решали нестыковку в законодательстве методом занижения стоимости автомобиля (обычно неновое авто продавали по цене в 100 грн. — с этих денег и уплачивались символические

15 грн. налога). Теперь же эта схема продажи подержанных авто — единственная и законная, и выгодная — запрещена, а альтернатива ей — слишком дорога.

Сегодня, если хочешь без нарушения закона продать, например, 3-летний «Дэу Ланос» стоимостью 50 тысяч гривен, придется дополнительно заплатить 7,5 тысячи налога. А за продажу машины просто по договору между двумя физлицами по заниженной стоимости можно «попасть» на уголовное дело (за уклонение от уплаты налогов). Вот и приходится автолюбителям искать лазейки в законах для оформления автомобиля без уплаты подоходного налога второй раз.

5 способов продать машину

Нотариальное оформление

Сделку по смене собственника авто можно заверить у нотариуса. Законом предусмотрено, что при первой продаже авто за год, продавец уплачивает 1% (ставка налога на доходы физлиц при таком оформлении сделки) от суммы экспертной оценки авто, но при условии оплаты госпошлины, которая составляет 5% от стоимости автомобиля. Кроме того, нужно заплатить и за нотариальные услуги, а это от 100 грн. у госнотариуса, либо 500-600 грн. у частника.

Однако нотариусы не имеют возможности отследить, какая по счету сделка у данного продавца, соответственно, перестраховываясь, требуют справку из ГАИ (51 грн.). Кроме того, для такого оформления нужно заказать в

Госавтоинспекции еще и экспертную оценку (около 200 грн.). Отметим, что эксперт, оценивающий авто, действует по установленной методике — оценочная стоимость авто получается выше, чем рыночная. В результате, по подсчетам ИАГ «Автоконсалтинг», затраты на оформление сделки составляют

7-8% от цены автомобиля.

Через автосалон

Законный способ — обратиться за помощью к брокеру на комиссионную площадку, имеющую разрешение ГАИ на совершение деятельности по реализации транспортных средств (этот документ должен висеть на щите «Уголок потребителя»), с просьбой выписать справку-счет. В этом случае необходимости проводить экспертную оценку автомобиля нет, однако автомобиль предварительно уже должен быть снят с учета. В момент выписки документа продавец обязан уплатить налог с доходов физических лиц в размере 15% от стоимости автомобиля, указанной в справке-счете — уплата налога осуществляется в любом ближайшем отделении банка. Естественно, нужно договориться с брокером, чтобы в справке-счете была указана минимальная сумма. Стоимость услуг брокера — от 750 до 1,5 тысячи грн.

По гендоверенности

Оформить у нотариуса генеральную доверенность (от 300 до 500 грн.) — способ уйти от налогообложения, проверенный несколькими поколениями автомобилистов. Однако в нынешних условиях способ этот связан с рисками и для продавца, и для покупателя. У первого могут возникнуть проблемы через год: в случае, если покупатель «насобирает» штрафов за нарушение ПДД и не оплатит их, владельцу откажут в прохождении

техосмотра на другой машине. Покупатель рискует еще больше — недобросовестный продавец может отозвать свою доверенность в любой момент, даже через 5 минут после ее выдачи. Также есть вероятность, что имущество продавца арестуют либо он умрет — авто отберут.

Договор автоаренды

Доверенность — не единственный способ уйти от двойного налогообложения. Так, некоторые физлица заключают договор долговременой аренды и оформляют его у нотариуса. В этом случае нужно заплатить 1% госпошлины от стоимости аренды, указанной в договоре (например, если там указано

100 грн., нужно заплатить 1 грн.) и стоимость услуг нотариуса (порядка 1000 грн.). Кроме того, арендодатель обязан ежегодно отчитываться о доходе от аренды в декларации и платить 15% от дохода. Однако если договор заключен между физлицами-СПД, нотариальное оформление является необязательным, а если в свидетельстве плательщика единого налога-ареднодателя еще и написан такой вид деятельности, как «аренда», то писать декларацию также необязательно (достаточно и квартальных отчетов). Эта схема подходит для предпринимателей-таксистов.

Временный талон

Услуги нотариуса — дело недешевое. Так, за оформление простой доверенности просят более 300 грн., а цена за «генералку» часто зашкаливает за 500 грн. Однако немногие знают, что оформить временное право на управление транспортным средством можно в МРЭО по месту регистрации автомобиля.

В отделении ГАИ Святошинского района нам объяснили, что для этого владельцу автомобиля достаточно подъехать к ним с квитанцией про уплату транспортного сбора, своим паспортом и паспортом человека, которому он собирается доверить автомобиль, и в течении получаса ГАИ выдаст временный талон, имеющий точно такую же юридическую силу, как и нотариально оформленная доверенность.

Главным преимуществом документа от ГАИ является цена — стоимость оформления составляет около 100 грн. Кроме того, в отличие от доверенности, в случае оформления временного талона штрафы за нарушения ПДД будут приходить не владельцу, а лицу, записанному в талоне.

Какие автомобили сейчас чаще покупают в Украине?

По данным AUTO-Consulting, самым популярным автомобилем в июле был ВАЗ-2106, но ее сбыт понизился на 18% по сравнению с годом ранее. На втором месте был Daewoo Lanos (-1%). Далее следуют череда вазовских моделей (21093, 2107, 2101, 21099), чья популярность существенно

(-19-23%) снизилась. А вот спрос на Volkswagen Passat, наоборот, увеличился ( 2%), популярнее стали Chevrolet Aveo, Skoda Octavia ( 11,6% и 0,4% соответственно). Для июля характерна тенденция, когда автомобили производства стран СНГ теряли в объемах, а вот иномарки, наоборот, все более предпочтительны.

Но настоящий бум отмечен в сегменте внедорожников. Так, спрос на ВАЗ-21214 «Нива» вырос на 7%, а на Toyota Land Cruiser Prado — на 74%, Mitsubishi Outlander 45%, Toyota Rav4 27%, Hyundai Tucson 53%, Lexus RX 48, Suzuki Grand Vitara 34%. В AUTO-Consulting отмечают, что такие результаты зафиксированы в очень непростой месяц при общем снижении числа сделок.

Очень активно приобретали и коммерческие иномарки. Так, сбыт VW Caddy вырос на 38%, Renault Kangoo 17%, VW Transporter 11%, ГАЗ-3302 16%, Mercedes-Benz Sprinter 17%, Mercedes-Benz Vito 18%.

Пик спроса (более 40 процентов всех сделок) находится в диапазоне 3-7- летних автомобилей и по сравнению с июлем 2009 года спускается к более старым автомобилям. А вот интерес к старым автомобилям значительно снижается. Замечена и еще одна тенденция: если год назад объем сделок в пиковых диапазонах был соизмерим с рынком новых автомобилей, то в 2010 году новый рынок уже стал опережать по объемам подержанный сегмент.

Такое явление связано с активизацией автокредитования, благодаря чему покупатель с неполной суммой предпочел взять кредит, чем отправиться за подержанной машиной.

Автор: Владислав Бовсуновский, журналист


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.017
Перейти на повну версію сайту