ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Торможение на краю обрыва
25.08.2010 / Газета: Николаевские новости / № 101(2200) / Тираж: 11000

Повышением цен на газ правительство спасло украинскую газовую отрасль от краха, а украинцев — от еще большего повышения цен

Существуют два основных способа ведения любого хозяйства. Первый — когда семья живет, что называется, одним днем, тратя то, что есть сегодня, и не раздумывая о будущем. Второй — когда даже в самой сложной ситуации семья пытается что-то откладывать, представляя, какую выгоду это может принести завтра. Оба способа имеют право на существование, более того, первый представляется более легким, но...

Но человечество всегда стремится к тому, чтобы обеспечить свое будущее и будущее своих детей. И наше государство не исключение. Прошло время, когда власть жила по принципу «нам бы день простоять и ночь продержаться до выборов». Сегодня нужно думать о том, как спасти то, что еще можно спасти, чтобы не потерять все.

Тот, кто не идет вперед — отстает

Повышение цен на газ для населения — это плохо. Этим простым тезисом сегодня оперирует украинская оппозиция, и с ней трудно поспорить. Как и трудно представить любого политика, который с экрана телевизора будет заявлять, что повышение цен — это хорошо. Но ведь если политики все-таки решаются на такой шаг, значит, он абсолютно необходим!

Как ни парадоксально, в конечном итоге это нужно самому населению, для которого сейчас и повышают цены. Секрет парадокса заключается в том, что если сегодня не поднять цену газа для населения в полтора-два раза, завтра ее придется поднимать в семь раз.

Приведем простой пример. Сегодняшняя цена газа украинской добычи, которую платят тем, кто, собственно, газ добывает — 313 грн. за тысячу кубометров. Казалось бы, что проще — вот по этой цене и продавать газ для населения! Тем более, что украинский газ перекрывает значительную часть потребностей украинцев — он идет в газовые плиты и колонки, а также большинству тех, кто отапливает свои дома сам. Опять же, оппозиция постоянно так и говорит: зачем повышать цену для населения, если газ — украинский, и цена его не зависит от того, что происходит на мировых рынках?!

Но вот здесь-то и всплывают те скрытые факторы, о которых ни одна оппозиция не скажет до того, как придет во власть. Дело в том, что 313 грн. — это торговля, что называется, себе в убыток. То есть на какие-то минимальные потребности компаний, добывающих газ, этого хватает, но это как раз и называется — жить сегодняшним днем, не вкладывая ни копейки в развитие. А со вложениями в развитие эта цена должна быть 1062 грн.

Что получается в итоге? Основная газодобывающая компания страны — «Укргазвыдобування» — уже давно перешагнула ту черту, за которой существование любой нормальной компании невозможно. Дефицит средств уже немалый и продолжает расти, потому что при нынешних ценах иначе и быть не может.

А когда денег не хватает, какие-то статьи расходов приходится сокращать. «Под нож» идет все: и зарплаты работников, и затраты на поддержание оборудования в нормальном состоянии. Но в первую очередь все же жертвуют затратами на развитие: не внедряются новые, более эффективные технологии добычи, не исследуются и не разрабатываются новые месторождения.

Между тем, тот, кто стоит на месте, в итоге отстает. В газовой отрасли это особенно заметно, так как месторождения имеют свойство исчерпываться. А если новые не разрабатываются и не обустраиваются, то в конечном итоге мы приходим к тому, что добыча украинского газа падает.

И это не абстрактные разговоры: в первом полугодии 2010 года на украинских месторождениях добыча газа предприятиями «Нафтогаз Украины» сократилась на 621 млн. кубометров, то есть на 6,8% по сравнению с прошлым годом.

По спирали — в пропасть

С падением добычи начинается снежный ком проблем. Добыча упала, нет новых месторождений — значит, нужно сокращать людей. Опять же, это не голословные рассуждения: к примеру, «Укрнафта», у которой объемы добычи сократились в последнее время более чем в два раза, планирует сократить с

1 сентября 514 работников Прикарпатского управления буровых работ (больше четверти от всего штата), 98 работников Прилуцкого управления (14%), 109 — Ахтырского (15%). Это значит, что в Украине станет больше на 721 безработного, и такое же количество семей останется без средств на нормальное существование. И все эти люди, вместо того, чтобы платить налоги в бюджет, сами будут получать из бюджета помощь.

Но если кому-то эта проблема покажется мелкой, пусть повернет медаль другой стороной. Сокращение на 621 млн. кубов газа за полгода — это потребление почти полмиллиона семей за этот период (если исходить из 2,5 тысячи кубов на год — а 86% населения потребляет именно столько). Но ведь с уменьшением добычи уменьшение потребления не происходит: как нужно было украинцам 18 млрд. кубов газа в год, так и будет нужно. А значит, недостающие сотни миллионов нужно чем-то заменить. Заменить же их можно только российским газом, который сейчас покупается почти по 250 долларов (чуть меньше 2000 грн.). При этом цена, по которой население покупает газ, не меняется, а значит — происходит торговля даже не по себестоимости, а с явным убытком!

Эти убытки снова ложатся на плечи «Нефтегаза» и его дочерних компаний. Очевидно, потребуются дополнительные средства из бюджета страны, из заплаченных предприятиями и населением налогов.

А ведь часто одно стабильно работающее газодобывающее предприятие обеспечивает 80-90% бюджета небольшого города, не говоря уже о рабочих местах для большинства его жителей.

И самое печальное, что все это является замкнутым кругом, который повторяется снова и снова, только на еще более тяжелом витке. Дефицит добывающих компаний увеличивается, добыча продолжает падать, украинского газа все меньше, российского нужно все больше, значит, реальная цена газа для населения все выше. И опять — дефицит увеличивается, добыча падает...

Когда-то этот замкнутый круг нужно было разорвать. Это и пытается сделать нынешнее правительство, проводя повышение цен на газ для населения. Поэтому, как бы ни печально было заполнять и оплачивать новые платежки, нужно помнить: если сегодня не заплатить в полтора раза больше, завтра добыча газа в Украине прекратится, и платить придется по тем ценам, которые выставит Россия. И наоборот, дав газовой отрасли хотя бы минимальные средства на развитие, мы предотвращаем ее катастрофу. А значит, и завтра Украина сможет дать украинцам газ собственной добычи, который всегда будет дешевле того, что мы можем купить даже у самых дружественных соседей.

Автор: Александр МИРНЫЙ, журналист


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту