В канун Дня предпринимателя наша газета обратилась к Елене Евгеньевне ПРУДНИКОВОЙ, президенту Николаевской областной фармацевтической ассоциации «ФармРада», заместителю председателя общественного совета при Государственной инспекции по контролю за качеством лекарственных средств МОЗ Украины с просьбой рассказать о том, с каким трудностями сегодня сталкивается аптечный бизнес, о путях преодоления возникающих проблем и методах совершенствования его работы.
Залогом успеха предпринимательской деятельности является ее планирование и выбор оптимальных решений с учетом влияния политических, экономических, социальных, культурных и других факторов, регулирующих работу организации в данный момент времени.
Независимо от желания, предприятию приходится испытывать на себе влияние рисков, присущих экономике и направлению деятельности, в том числе фармацевтической, поэтому мы рассмотрим здесь основные виды рисков, которым подвергаются аптечные учреждения, выявим частоту их возникновения, последствий, а также укажем возможные меры их профилактики.
РИСК — ЭТО опасность ВОЗНИКНОВЕНИЯ непредсказуемых и нежелательных для предприятия последствий, связанных с потерей рыночным субъектом части доходов в результате осуществления какой-либо производственной или финансовой деятельности.
Управление рисками конкретного предприятия зависит от структуры самого предприятия, размера товарооборота, стажа работу сотрудников и осознания необходимости отслеживания и управления рисками, что выражается в эффективности работы руководящего персонала предприятия.
Риски, связанные с кадровым обеспечением, оценивались по следующим 6 категориям: недостаточная квалификация персонала, недобросовестное отношение персонала к работе, грубость по отношению к клиентам, воровство и недостачи, конфликты внутри коллектива, переход ведущих специалистов к конкурентам.
Доказано, что недостаточная квалификация персонала снижает товарооборот на 5-30% и ухудшает психологический климат. В большей степени этот риск связан с несоответствием уровня профессиональной подготовки работников, со стажем работы и отсутствием достаточных знаний в области фармакологии, управления экономики и фармации, фармацевтической химии.
Недобросовестное отношение персонала к работе снижает уровень товарооборота на 5-50%, грубость по отношению к клиентам также уменьшает товарооборот на 5-50%, воровство и недостачи ухудшают психологический климат в коллективе аптек, повышают расходы на 3-5%, конфликты внутри коллектива ухудшают психологический климат, снижают товарооборот на 10-20%.
Риски, связанные с взаимодействием с партнерами, причины их возникновения оценивались по 2 категориям: риск потери делового партнера и риск возникновения конфликтов с поставщиками, который преобразуется в риск потери партнера. Следует отметить общие причины потерь деловых партнёров: несвоевременный расчет со стороны покупателя, нарушение условий договора со стороны поставщика: некомплектность и несвоевременность поставок, отсутствие сертификатов, увеличение цены, уменьшение ассортимента.
Экспертная оценка рисков, связанных с товародвижением, включала в себя вопросы выбора поставщиков, причины конфликтов с ними, нарушение сроков и комплексности поставок, столкновение с некачественным или поддельным товаром.
Руководство аптек предложило ряд основных критериев, характеризующих выбор поставщика, среди которых на первом месте цена, на втором — широта ассортимента.
Дополнительными требованиями являлись: скорость поставки, наличие отсрочки платежа, постоянство ассортимента, длительность отношений с поставщиком.
Среди дополнительных требований к поставщикам называется наличие сертификата качества, безупречное оформление документов, умение быстро находить компромисс и решать различные недоразумения.
В последнее время уделяется большое внимание такому аспекту в экономической деятельности предприятия, как логистика, которая включает в себя управление движения потоков с целью минимизации затрат.
Результаты опроса экспертов показывают, что случаи порчи товара, изменения свойств и истечение срока годности лекарственных средств до момента реализации, нерациональные и несвоевременные закупки товара достаточно часто возникают в процессе работы аптек.
Большинство специалистов никогда не пользовались логистическими приемами, такими, как управление движением потоков с целью минимизации затрат, а опирались на опыт работы.
10% провизоров-организаторов отметили случаи порчи товара или изменение его свойств в процессе хранения, что приводило к возникновению убытков аптеки.
В качестве методов профилактики эксперты предложили усиление контроля за соблюдением санитарных норм, улучшение оснащения склада, проведение выборочных проверок нестабильных лекарственных форм, регулярное отслеживание сроков хранения и поддержка на складе небольшого запаса товара.
Частота возникновения случаев истечения срока годности лекарственных средств до момента его реализации составляет, как правило, не более двух номенклатур в год.
В качестве профилактики ведущие специалисты предлагают при приеме товара с небольшим сроком годности оговаривать условия возврата, за месяц до конца срока уценивать товар и информировать всех сотрудников об окончании срока реализации, нарабатывать оптимальную систему контроля сроков, анализа закупок, использовать различные способы продвижения для увеличения скорости реализации товара, проводить работу с врачами близлежащих больниц и поликлиник.
Процесс закупок и оптимизации запасов также нуждается в коррекции, так как ряд руководителей отметили, что им регулярно не хватает какого-либо товара до следующей закупки. В качестве основной причины нехватки товара выдвигается нарушение сроков и комплектности поставок поставщиками (70%), нестабильный спрос (20%) и только в последнюю очередь — ошибка работника, занимающегося закупками (10%).
Экспертная оценка рисков, связанных с ценовой конкуренцией и ценообразованием, оценивалась по 3 категориям: ошибочное ценообразование, неудачное снижение цены и ценовая конкуренция.
Риск, связанный с ошибочным ценообразованием, наблюдается крайне редко, так как ценообразование компьютеризировано и дополнительно проверяется специалистом.
Неудачного снижения цены сегодня не происходит, поскольку ведется систематическое изучение фармацевтического рынка и ценообразование тщательно контролируется.
Из сказанного следует, что основным правилом поведения предпринимателя является: не избегать риска, а предвидеть его и минимизировать. К сожалению, в нашей экономической науке и практике хозяйствования, по существу, отсутствуют общепризнанные теоретические положения о хозяйственном риске. Крайне слабо разработаны методы оценки риска применительно к тем или иным производственным ситуациям и видам деятельности, отсутствуют распространенные практические рекомендации о путях и способах уменьшения и предотвращения риска.
Теория предпринимательского риска лишь частично сложилась и в странах со сформировавшейся рыночной экономикой, но там накоплен огромный опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый наглядными примерами процветания и краха, подъема и банкротства в зависимости от умелого и неумелого поведения, а частично — и везения в реальной обстановке риска. В рыночной среде сама жизнь, процессы производства, распределения, обмена, потребления продукции учат правилам поведения в условиях неопределенности и риска, поощряют за их знание и сурово наказывают за незнание.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |