На 47-й сессии горсовета не был принят проект решения «Об ограничении пребывания детей и подростков в учреждениях досуга, компьютерных клубах, на улицах и в других общественных местах г. Николаева», предусматривающий запрет пребывания детей и подростков до 18 лет в общественных местах после 22.00 и их задержание милицией в случае нарушения этого запрета.
Ко мне обращались избиратели с просьбой пояснить позицию постоянной депутатской комиссии по вопросам законности, которая была не согласна с данным проектом.
Действительно, наша комиссия выступила категорически против такого решения и исходила из того, что детьми должны заниматься педагоги и воспитатели, а не перекладывать свою работу, как это не было бы заманчиво, на плечи милиции, предназначением которой является борьба с преступлениями, в том числе с тяжкими.
Казалось бы, одним простым решением горсовета можно заставить всех детей и подростков после десяти вечера находиться по своим домам, и этим уберечь их от всяческих бед и дурных влияний. Казалось бы, что может быть проще и лучше такого решения? Однако решения, которые лежат на поверхности, считает наша комиссия, далеко не всегда так хороши, как кажутся. Вспомните известную борьбу с алкоголизмом и виноградниками, борьбу с тунеядством, спекуляцией или «андроповскую» дисциплину.
Как известно, дорога в ад выстлана благими намерениями. Репрессивные меры редко приводят к хорошему результату. Любой запрет вызывает внутреннее сопротивление. Это ведь еще по Фрейду! И комиссия посчитала, что с момента данного решения будет запущен репрессивный механизм, который далеко не всегда сработает на пользу детям, но который может погубить и искалечить не одну человеческую судьбу. Хорошо известно, что наша милиция при всем ее героизме и заслугах перед обществом не всегда, увы, бывает адекватна в своих действиях. И там случаются страшные вещи. Вспомните хотя бы недавний случай в Крыму, где два милиционера изнасиловали взрослого парня. Но даже если закрыть глаза на такие жестокие реалии, если полностью исключить со стороны милиции грубость или поборы с родителей задержанных детей, то в любом случае мы очень сильно отвлекаем милицию с ее далеко не беспредельными возможностями от ее непосредственных профессиональных обязанностей — борьбы с агрессором, правонарушителем, преступником. И пока она будет заниматься отловом детей и развозом их по «обезьянникам», к кому из нас она вовремя не успеет придти на помощь, не сможет предотвратить тяжкое преступление. Или, может быть, мы собираемся значительно увеличить ее ресурсы и штаты?
Да и вообще интересно, как мы себе представляем механизм выполнения такого решения? Допустим, засиделась после десяти часов вечера на скамеечке влюбленная пара (вспомните возраст Ромео и Джульетты), а милиция забирает на глазах, допустим, совершеннолетнего парня его девушку в «обезьянник» только потому, что ей не исполнилось 18 лет. А вы знаете, какой ершистой и готовой на все бывает молодежь на глазах у любимых? Не забывайте, ведь парням в 18 лет уже доверяют в армии стрелять и, при определенной необходимости, боевыми патронами в людей. Ну, а девушки? Разве мало из них уже имеют в 17 лет своего ребенка? И мы будем их отлавливать и забирать в камеру дежурной части только за то, что они «вздыхали под луной»?
Представьте себе, а разве для молодого человека не может стать переломным в психике и даже предметом для хвастовства сам факт его задержания милицией, его своеобразная первая «ходка»! И разве не резонно всем нам прислушаться к словам начальника городской милиции, сказавшего на сессии горсовета: зачем нам приучать детей к камерам? В своем автобиографическом рассказе «Быки» писатель Джек Лондон продолжает эту мысль так: «Ведь, попав туда, он вышел бы законченным прощелыгой, преступником на всю жизнь, и когда-нибудь он, глядишь, разнес бы и ваш драгоценный череп, покушаясь на ваш кошелек, и если не ваш лично череп, то череп такого же безобидного создания, как вы».
Я поинтересовался мнением известного николаевского психотерапевта А. Авербуха, первого и пока единственного в Николаеве доктора психологических наук о предлагаемом решении, а также мнением других психологов. Все они единодушны — такое решение было бы ошибочным. Детьми должны заниматься специально обученные воспитатели, педагоги, и попытка переложить свою ответственность и значительную часть работы со стороны управления по делам семьи и молодежи города (главных инициаторов и проводников проекта решения) на органы милиции на прошлой сессии успехом не увенчалась.
Грядет новая сессия, и проект вновь заявлен в ее повестке. Депутатская комиссия по вопросам законности не изменила своего мнения и по-прежнему считает проект примитивным и костоломным. И мы призываем депутатов к депутатской мудрости. Говорят же, семь раз отмерь и только один — отрежь. Ведь резать-то по живому!
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.015Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |