- Знаете ли вы, что не будь радиации — не было бы жизни на Земле в том виде, в котором она существует сейчас?
- Сколько Беккерелей* вы съедаете за обедом вместе с порцией картошки и стаканом молока?
- Какую дозу радиации дарит вам за год ваш родной дом?
Дочитайте до конца и вы узнаете об этом и многом другом.
Тех, кто уверен, что радиация — это порождение неразумной техногенной цивилизации или ужасное инопланетное «что-то», незримо проникающее внутрь всего живого и обволакивающее его смертельной паутиной, ученые разочаровывают. Для планеты Земля, взлелеявшей человечество, радиоактивность — один из неотъемлемых и главных элементов мироздания. Наша биосфера стала такой непосредственно под влиянием радиации. Экспериментальным путем давно доказано, что рост растений и их урожайность в случае отсутствия природного радиационного фона существенно снижаются. Растительный мир не просто адаптировался к природной радиоактивности грунта, она — необходимый фактор для нормального развития земной флоры.
Правда, определять присутствие постоянно действующего излучения, измерять его уровень и использовать радиоактивные свойства веществ люди научились только немногим более 100 лет назад. За это время при помощи специальной науки — ядерной геофизики — удалось определить, что на планете очень много природных источников радиоактивности. На 1 тонну породы земной коры приходится 2,5 — 3 грамма урана, 10 — 13 граммов тория, до 3 миллиграммов радиоактивного калия. Добавьте к этому списку радий, радон, актиний, протактиний, полоний, свинец, рубидий, цирконий, лантан, висмут и др. Периоды их полураспадов колеблются от нескольких суток до десятков миллиардов лет. И все это безграничье радиоактивных ядер неустанно распадается, выбрасывая альфа- и бета-частицы, выпуская гамма-кванты.
Это интересно:
• основной гамма-фон над планетой создается при распаде радиоактивного калия и дочерних продуктов радия и тория. Тот же калий почти на 90% определяет природную радиоактивность животных;
• природная радиоактивность мужчин и женщин разная — объяснение этому факту очевидно: мягкие и плотные ткани у них имеют неодинаковую структуру, по-разному поглощают и накапливают изотопы;
• хлебопродукты имеют большую радиоактивность, чем, например, молоко, фрукты и овощи. Так что на поступление радиоактивности внутрь человеческого тела влияет даже диета.
Все мы, от рождения находящиеся в природном радиационном поле, постоянно получаем определенную дозу радиации. Ее величина складывается из множества факторов. В первую очередь, она зависит от места жительства. Например, в Николаевской области уровни гамма-фона местности колеблется от 12 микрорентген в час в г. Николаеве до 16 микрорентген в час в пгт Арбузинка. В районе расположения Южно-Украинской АЭС природный фон, замеренный до пуска станции, составлял от 11 до 22 микрорентген в час. После 28 лет эксплуатации АЭС он остается на тех же показателях, что само по себе — наиболее весомое подтверждение неучастия атомной станции в формировании гамма-фона прилегающей территории, а следовательно, ее минимального влияния на радиологическую составляющую экологии региона. При этом в 30километровой зоне вокруг АЭС фоновые значения также неоднородны. Так, в районе села Булацелово Арбузинского района они поднимаются до нескольких сотен микрорентген в час. Сразу подчеркнем: это никак не связано с соседством АЭС.Такой высокий природный гамма-фон обусловлен в данной местности выходами на поверхность коренных гранитных пород.
Те, кто мало-мальски интересовался вопросами радиоактивности, не удивятся следующей информации: доза внешнего облучения человека зависит и от дома, в котором он живет. Если дом деревянный, то за год копилка вашей «личной дозы» пополнится на 0,01 миллизиверта, если кирпичный — на 0,1 миллизиверта, бетонный — на 0,5 миллизиверта. Сравните: годовая доза, получаемая местным населением за счет соседства с АЭС (проживание в 30километровой зоне) — от 0,005 до 0,02 миллизиверта. И еще раз сравните: те же 0,02 миллизиверта за 12 месяцев вам обеспечат наручные часы с подсветкой.
Но неправильно думать, что мы в этом процессе выступаем только в роли пассивных облучаемых. С каждым вдохом, глотком воды или пищи человек насыщает организм определенным количеством изотопов, способных к радиоактивному распаду. Поэтому источники радиации находятся не только снаружи, но и внутри каждого из нас. Следовательно, все мы немного радиоактивны.
Думаем, для жителей Николаевщины вопрос о роли Южно-Украинской АЭС в формировании этой радиоактивности далеко не праздный. В народе на сей счет бытуют самые различные версии. Мы же предлагаем обратиться к сухому, но очень точному языку цифр (табл. 1).
Из приведенных данных (источник — месячный отчет лаборатории внешней дозиметрии (ЛВД) цеха радиационной безопасности ЮУ АЭС) явствует, что по результатам анализа проб атмосферного воздуха содержание основных биологически активных радионуклидов — цезия-137, цезия-134 и стронция-90 сегодня существенно ниже, чем до пуска АЭС.Специалисты ЛВД объясняют это совершенствованием методик измерения и, главное, модернизацией приборного парка, произошедшими за истекший почти 30летний период. Попросту говоря, сегодняшние приборы способны выполнять более точные измерения.
Но главное, с помощью таблицы отчетливо прослеживается: содержание радионуклидов в атмосферном воздухе в районе расположения атомной станции в миллионы раз ниже допустимых норм. А специалисты АЭС добавляют: эти значения настолько малы — как видите, они начинаются с третьего знака после запятой, — что для их определения приходится использовать специальные установки с принудительной прокачкой воздуха.
Примерно такая же ситуация складывается с содержанием радионуклидов в воде Южного Буга и водоема-охладителя АЭС.Действительные показания измерительных приборов на 3 — 6 порядков ниже от допустимых нормами радиационной безопасности Украины (табл. 2).
А как обстоят дела с продуктами, которые мы употребляем? Ведь исходя из вышесказанного, количество, качество (в данном случае имеется ввиду насыщение радиоактивными нуклидами) и даже перечень продуктов, которые мы ежедневно съедаем, играют роль в формировании годовой дозы облучения человека. Чтобы более полно ответить на этот вопрос, мы обратились за помощью в радиологическую лабораторию областной санэпидемстанции. Благодаря предоставленным данным, вы можете сравнить показатели содержания радионуклидов в пищевых продуктах, отобранных в разных населенных пунктах Николаевщины.
Просим обратить внимание, что часть из них — город Первомайск, пгт Константиновка (Арбузинский р-н) и село Вороновка (Вознесенский р-н) — находятся в 30-километровой зоне АЭС (расстояние от станции — 30 км, 20 км и 6 км соответственно). Остальные — г. Николаев и г. Снигиревка — на значительном отдалении от нее: 100 км и 140 км (табл. 3).
Показатели облСЭС четко демонстрируют: расстояние от ЮУ АЭС никак не влияет на содержание стронция-90 и цезия-137 в перечисленных продуктах, что еще раз подтверждает отсутствие ее радиационного влияния. Разницу удельной активности до пуска АЭС и в последнее десятилетие (5 из 7 замеров — в сторону уменьшения) специалисты областной СЭС объясняют той же причиной — совершенствованием приборного парка.
Нам остается только подвести итог. В качестве такового могут послужить показатели доз внешнего облучения населения. Радиологическая лаборатория областной санэпидемстанции получает их путем выборочного дозиметрического контроля накопительных годовых индивидуальных доз в разных районах области (табл. 4).
Как видим, индивидуальные годовые дозы также никоим образом не связаны с отдалением от АЭС.Все они находятся в переделах 1 миллизиверта (полугодовые — 0,4 миллизиверта). В соответствии с расчетами Международной комиссии по радиологической защите, действующей под эгидой ООН, безопасной для населения считается доза, не превышающая 2 миллизиверта в год. Для сравнения предлагаем вам еще два показателя: сегодня индивидуальный среднегодовой дозовый показатель для населения Земли в целом (6 млрд. человек) — 2,4 миллизиверта, для жителей промышленно развитых стран (1 млрд. человек) — 3,6 миллизиверта.
Итак, никто не станет отрицать, что открытие радиоактивных свойств материи бесповоротно изменило нашу цивилизацию. Делать вид, что радиации не существует, невозможно, как невозможно избежать влияния земной природной среды и космоса. Мы живем в атомном веке. И от нас зависит — станет он веком высокого развития или самоуничтожения. Южноукраинские атомщики в полной мере осознают свою ответственность. Поэтому главнейшей своей задачей считают обеспечение надежной и безопасной работы своего предприятия.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.017Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |