В селе Воскресенском Жовтневого района погиб 9-летний мальчик. За несколько дней до начала нового учебного года его убило током от оборванного электрического провода, лежащего на земле. Провод оказался подключенным к сети...
После этого шокирующего события сотрудники филиала «Южный» предприятия «Николаевоблэнерго» начали массовую обрезку веток с таким рвением, что половина села осталась без высоких зеленых деревьев, которые росли здесь не одно десятилетие. Их вырубили практически под корень заодно с сухостоем.
Роковой шаг
О непогоде, которую синоптики прогнозировали на 28 августа, все знали заранее — было дано штормовое предупреждение. Утром сильный ветер рвал верхушки деревьев, раскачивал электрические провода. К обеду, когда стихия угомонилась, сельчане начали потихоньку выходить из домов. На улицу выбежали и дети.
Оборванный бурей провод, лежащий на земле, видели несколько человек. Но никто не придал этому особого значения, не поднял на ноги все село, не остался дежурить рядом до приезда электриков, чтобы исключить трагическую случайность. В лучшем случае взрослые отгоняли резвящихся мальчишек, в двух словах напоминая им о том, что это опасно. Вот только вряд ли в пылу игры дети воспринимали эти слова должным образом. Это стало понятно позже. Прохожие, приструнив детей, уходили, а те продолжали играть дальше. Говорят, в компании было не менее 10 детишек. Вдруг мальчишка, к слову, живущий в доме прямо напротив того злополучного места, нечаянно зацепил провод ногой.
На крики детей один из соседей бросился на помощь и попытался делать искусственное дыхание. Но все было напрасно. Спасти ребенка не удалось.
Примерно в 8 часов вечера на месте происшествия были представители сельсовета, руководитель филиала «Южный», медики, спасатели, жители села. Пока шло разбирательство, свет в домах появился ни с того, ни с сего, хотя ремонт сетей еще не был окончен. Это было неожиданностью даже для самих энергетиков.
Выключил — включил
Гораздо позже, уже после трагедии, директор филиала «Южный» Сергей Павлович Щербаков нашел в архивных записях дежурного даже не одно, а несколько сообщений от жителей села о том, что в тот день пропадал свет. Кстати, ни в одной из заявок ни слова не говорилось о том, что в селе есть оборванный электрический провод, утверждает Щербаков. То, что нет света, люди заметили сразу, а оборванный провод, вроде бы, никого и не волновал.
Вскоре после первого обращения в аварийную службу, примерно около 14 часов, перезвонила женщина и поблагодарила за то, что, свет в домах появился. Недоумевая, дежурный ответил ей, что на улице Шевченко работы пока не проводились, специалисты работают в других местах.
Таким же «таинственным» образом, без участия в этом электриков, свет пропадал и появлялся еще раз. В 16.10 снова зафиксировали отключение, а примерно в половине пятого и произошла трагедия. Значит, делает вывод Сергей Щербаков, до приезда электриков свет кто-то самовольно включал! Возможно, это делал какой-то житель села, более-менее разбирающийся в электроприборах.
Как утверждают в филиале «Южный», после любого случайного обрыва проводов сразу же срабатывает аварийная защита: напряжение в сети автоматически отключается, поэтому провод должен быть безопасным, «как бельевая веревка», пока специалисты не приедут и не устранят поломку.
По всей видимости, в тот самый момент, когда провод еще лежал на земле, неизвестный «мастер-самоделкин» включил рубильник в сеть, и ток пошел по проводам.
«Когда я спрашивал у жителей, кто это мог сделать, они отводили глаза в сторону и молчали. Хотя, думаю, все прекрасно знают этого «умельца», потому что в селе не так много людей, разбирающихся в электротехнике», — считает Сергей Щербаков.
Впрочем, такая версия событий является лишь предположением, а что случилось на самом деле, конечно, должны выяснить экспергы.
Чья обязанность?
Мнение руководителя филиала вполне правдоподобно. Уж больно неохотно жители села разговаривали с корреспондентом, оправдываясь тем, что они ничего не видели, подробностей не знают. Некоторые отказывались назвать себя и вообще уходили от разговора. Это выглядит, по меньшей мере, странным: рядом с их домами произошло страшное событие, а люди не интересуются, не ужасаются тому, что случилось, не возмущаются, кажется, вообще не испытывают никаких эмоций по этому поводу. И самое главное — не анализируют того, что произошло, чтобы трагедия не повторилась. Говорить не хотят или боятся, потому что знают о том, что, не дожидаясь специалистов, сами подключают электричество?
Предположение руководителя предприятия электросетей ни в коем случае не снимает ответственности с самих энергетиков. Ведь сотрудники филиала полностью отвечают за сохранность всего своего оборудования, именно они должны обеспечить такой порядок, чтобы ни к одному прибору не мог добраться посторонний. А если на подстанцию с легкость проникает кто-то из сельчан, значит, доступ к щитку открыт!
К тому же, все, без исключения, сельчане утверждают, что в последнее время подрезка деревьев не проводилась, так что не удивительно, что на деревьях накопилось много отросших, а также высохших веток. Они-то и становятся причиной обрыва проводов, которые случаются в Воскресенском довольно часто. Кто же должен подрезать деревья?
«Согласно действующему Закону Украины об энергетике, это задача сельских и городских -советов, там, где они есть, — пояснил первый заместитель председателя правления, ОАО «Николаевоблэнерго» Юрий Михайлович Антощенко. — В частном секторе это должен делать владелец дома, частник, на чьей территории растут деревья. Мы же выполняем эти работы там, где нет хозяина, например, в открытом поле. Для этого нам выделяются средства из бюджета, мы специально обучаем людей и закупаем необходимую технику.
Наша обязанность — определить места подрезки, согласовать с местной властью или владельцами домов график, обесточить на это время линию, чтобы гарантировать безопасность выполнения работ. А вот делать подрезку должны сами жители или коммунальные службы: ведь никто не отменял для них уход за зелеными насаждениями!».
Возникает вопрос: неужели сельсовет и предприятие электросетей не могут договориться между собой и подрезать деревья регулярно, не дожидаясь беды? Где же предел нашей всеобщей халатности и безответственности, той круговой поруке, где никто ни за что не отвечает, и никто ничего не хочет делать?
Что занадто, то не здраво...
Несмотря на то, что энергетики всячески открещиваются от проведения подрезки деревьев, буквально на следующий день после происшествия в Воскресенском, в селе появилась специальная техника, и посыпались на землю деревья, срубленные практически под корень. Это — дело рук сотрудников филиала «Южный». Сейчас все село усыпано засохшими ветками, целыми деревьями, а вдоль тротуаров торчат низкие пенечки от совершенно нормальных зеленых деревьев, безжалостно уничтоженных под горячую руку энергетиками. Об этом факте узнали в районной организации партии «Фронт перемен», члены которой забили тревогу, обратившись в нашу газету.
«Мы в точности следуем документам, — утверждает директор филиала «Южный» Сергей Щербаков. — В охранной зоне вокруг проводов на расстоянии 2 метров не должно оставаться ни веток, и никакой растительности вообще».
Документ документом, но деревья-то в чем виноваты? Можно освободить пространство вокруг провода, но ведь необязательно срубать дерево целиком (напомню, что делают подрезку специально обученные люди!). Ведь за варварское бездумное уничтожение зеленых насаждений по закону полагается наказание. Может, для работников филиала «Южный» этот закон не писан, и они ничуть не боятся ответственности за содеянное? Почему плановую работу им удалось превратить в настоящее издевательство над деревьями? Народная мудрость гласит: «Заставь дурака молиться, он и лоб расшибет». Разве нельзя выполнять свою работу так, чтобы не уподобляться герою этой поговорки?
Неудивительно, что против «Николаевоблэнерго» ополчились сейчас не только жители села, но и коммунальщики, и «зеленые», которые возмущены тотальной безжалостной вырубкой совершенно здоровых деревьев. При этом даже улицы села остаются изуродованными. Но энергетики никак не могут понять, почему их позицию не разделяют.
Причину своего излишнего служебного рвения, в результате которого в селе уже погублена почти половина многолетних деревьев, энергетики не скрывают, говорят, что выполняют неположенную им работу «от безвыходности», имея в виду трагический случай: «Вам что, деревья дороже, чем жизнь ребенка?». Похоже, не случись трагедии, подрезки жители ожидали бы еще долго. А теперь, глядишь, одним махом работники электросетей избавятся от необходимости заниматься таким обременительным для себя делом еще в течение нескольких лет — пока новые деревья не дорастут до проводов.
«Саночистка» в селе филиалом «Южный» запланирована до конца сентября. Сколько же еще зеленых насаждений упадет под пилой, если никто не остановит чересчур старательных энергетиков? И сколько еше лет понадобится для того, чтобы восстановить уничтоженную зелень?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |