МНІНИЕ ЭКСПЕРТА ВИКТОРА МЕНЬКОВА О НЕДАВНО ПРИНЯТОЙ ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ
На прошедшей на днях сессии горсовета практически без обсуждения депутаты приняли программу реформирования ЖКХ образца 2010 года, «срисованную» с программы 2004 года. Смешно, но в некоторых случаях забыли поменять даже цифры. Программа, которая могла бы стать руководством к полезным изменениям в отрасли, пожалуй, наиболее отсталой в городском развитии, опять представляет собой очередной ни к чему не обязывающий документ.
На протяжении вот уже 13-ти лет руководство города рассказывает жителям о «вкусе халвы», — сладкой и долгожданной поре процветания ЖКХ. К сожалению, все 13 лет — только на бумаге.
И все же эта невразумительная программа будет формировать политику в ЖКХ в течение пяти лет. А поскольку предварительного знакомства никола-евцев с проектом не было, считаю необходимым начать ее обсуждение на страницах газеты, хотя бы «постфактум». В надежде, что вновь избранный 31 октября состав горсовета учтет мнение жителей и экспертов.
Любая программа должна начинаться с анализа результатов выполнения прошлой программы. Но этот раздел вообще отсутствует. Попробуем восполнить этот пробел, возникший, наверное по «скромности» разработчика.
Что мы, жители города, хотели бы видеть в результате выполнения программы? Мы хотим, чтобы из года в год уменьшалось количество домов, требующих ремонта. Мы хотим, чтобы за ростом тарифов опережающими темпами следовало увеличение количества и качества услуг. Чтобы все больше домов получало право и возможность выступать самостоятельными заказчиками услуг (ОСМД), а тот, кто платит квартплату, получил право влиять на работу ЖЭКов и оценивать качество их услуг.
Насколько же «лучшим» стало состояние жилого фонда, оборудования и коммуникаций за шесть лет-реализации реформы, можем судить по цифрам. Сравним показатели состояния домов в 2004 и в 2010 годах:
- требуют немедленного ремонта крыш: было — 276 домов, стало — 583;
- герметизация стыков: было — 159 домов, стало-312;
- ремонт внутридомовых систем воды и тепла: было — 186 домов, стало — 575;
- требуется замена лифтов: было -363 лифта, стало — 755.
Вот так результаты «реформы»!
Теперь о праве жильцов управлять •жилым фондом и собранными с них средствами. Программа 2004 года содержала обязательство поднять процент ОСМД с 6,2% до 25% в 2010
году. Фактически имеем — 8,5%. Это полный провал политики руководства ЖКХ. Но, несмотря на это, без внесения существенных изменений в содержательную часть, программа-2010 декларирует до конца 2014 года перевод в ОСМД 70% домов!
Кстати, вопрос об управлении своей собственностью (а именно так могут говорить о своем доме и дворе уже 86% николаевцев, приватизировавших квартиры) и собранными средствами (квартплатой), является главным вопросом проводимой реформы на уровне государства. Но только не в Николаеве! Государство признает, что с передачей до 90% жилого фонда в собственность граждан в Украине появился новый собственник — владелец квартиры, и только он один может решать, кому и за что он будет платить деньги при организации обслуживания своего имущества.
Опыт всех развитых стран, в которые, кстати, за «опытом» неоднократно за казенный кошт ездили руководители ЖКХ, наталкивает на главный вывод, прямой, как канализационная труба: только владелец жилого фонда может быть заказчиком в ЖКХ, только плательщик квартплаты, получивший право оценивать работу структур, предоставляющих коммунальные услуги (причем желательно в денежном эквиваленте). Только он может иметь полное право заменять плохую фирму на фирму, доказавшую высокое качество работы, и таким образом стимулировать хорошую работу исполнителя. Но в программе нет и намека на контроль со стороны жильцов. Ну, например, хотя бы посулили право согласовывать акты выполненных ЖЭКом работ.
И ни слова о том, кто является главным лицом при проведении реформы. Наоборот -в отношении этого единственного реального заказчика принцип один — не пущать к управлению деньгами. Ни слова о том, чтобы прекратить, наконец, совмещение функций балансодержателя и поставщика услуг. По законодательству Украины балансодержателем может быть только собственник или его доверенное лицо. А для не знающих сообщаю — на сегодня балансодержателями являются частные ЖЭКн. По сути, наша с вами собственность находится в управлении у частного ЖЭКа, который мы не приглашали и не можем контролировать.
Если есть желание у городской власти разделить функцию заказа и контроля услуги и функцию оказания этой услуги — реформа будет действенной. А ведь было же в программе 2004 года задекларировано: разделить функции заказчика и подрядчика, создать для управления и балансодержания жилого фонда в каждом районе службу единого заказчика. А в новой программе 2010 года этого уже нет! Значит, не собирается в ближайшие пять лет руководство ЖКХ менять ситуацию.
Зато появился новый, «интересный» пункт о передаче права требования по долгам жильцов. Хотелось бы узнать подробнее, кто будет прибирать к рукам имущество неплательщиков.
И, конечно, если бы разработчики думали о выполнении программы, то наличие раздела о контроле ее выполнения — обязательно! Однако его нет. Программа изобилует терминами времен Леонида Ильича:
- «углубить, расширить, совершенствовать» и даже соглашается выполнять все в соответствии с «решениями партии и правительства», но нигде не говориться — как и с помощью чего это будет сделано.
Чей же это бенефис, кто наш герой, кто создатель Программы? На титульном листе — трижды гордо: инициатор — Департамент ЖКХ, разработчик — Департамент ЖКХ, исполнитель — Департамент ЖКХ. Хотя гражданам, конечно, это интересно: он (Департамент) придумал, он написал, он исполнил и даже проконтролировал исполнение — тоже он. Почему же все сам, неужели не тяжело? А почему «сам», становиться понятно чуть ниже: объем денежных средств, которыми Департамент планирует распоряжаться во благо исполнения реформы — один миллиард триста двадцать девять миллионов гривен. Но и этого не все, чем хочет распоряжаться Департамент ЖКХ. Учитывая, что исполнителей услуг по обслуживанию жилья назначает тоже Департамент, то и сотни миллионов гривен квартплаты — тоже
в ведении Департамента ЖКХ. Но где же в программе отведено место тому, кто платит все деньги (и квартплату, и налоги), которыми распоряжается департамент ЖКХ. Где жители города?
И ради чего так скоротечно и бездарно была сляпана и принята «новая» программа реформирования ЖКХ? Если текстовая часть практически не отличается от старой, то раздел финансирования расширен и усовершенствован значительно. В прошлой программе было всего 30 статей расходов на .сумму 462 миллиона гривен, причем только половина приходилась на Департамент ЖКХ. А в новой программе — по 236 статьям расходов из 1,33 миллиарда гривен только 215 миллионов приходятся на четыре района города, а распорядителем остальных средств является Департамент ЖКХ'. Налицо факт, вытекающий из этого документа — в руках Департамента ЖКХ, с учетом права нанимать ЖЭКи и подрядные организации, концентрируется управление колоссальными суммами.
Некоторые цифры в запланированных расходах вызывают прелюбопытнейшие размышления. Например, в Программе предусмотрено 3,8 миллиона на проверку приборов учета. При том, что это — обязанность ЖЭКов, как балансодержателя, включенная в тариф на содержание жилья. Или вывоз трупов с мест событий — 8,8 миллиона! На изготовление паспортов домов коммунальной собственности в одном из разделов выделено 2,85 миллиона, а в другом на цели паспортизации объектов коммунальной собственности — еще 2,56 миллиона. Вначале предлагается в одной статье выделить коммунальному предприятию по вывозу мусора «Николаевкоммунтранс» 6,2 миллиона на приобретение техники, а по другой статье — еще 4 миллиона на приобретение мусоровозов для коммунальных предприятий.
Но в целом вся программа сводится к одному — дайте Департаменту ЖКХ столько денег, сколько нужно на покрытие всех его потребностей, и мы «нарисуем» вам реформу.
Зачем же нужна такая концентрация средств? Ведь чем больше средств, тем больше надо управителей и денег на их зарплату. А ведь сегодня и так зарплата административно-управленческого аппарата в ЖЭКах перевалила за 50% от собираемых средств.
Кроме того, любой специалист-управленец скажет, что чем выше концентрация функций и средств, тем опасней вероятность ошибки и ее последствий, в том числе и последствий полного отсутствия конкуренции в борьбе за право управлять финансовыми ресурсами.
При такой концентрации денег и полномочий становиться понятным, кто претендует на управление городом и, кто знает, может, уже думает о выборах мэра 2015 года. Хотя с такой концентрацией денег и полномочий можно хоть в мэры, хоть в Верховную Раду. А там «хоть трава не расти»- ведь победителей не судят. Или судят?
Вот теперь поговорка о вкусе халвы приобрела несколько иной смысл: халва то, оказывается, есть, но ее на всех не хватает, поэтому делить халву Департамент ЖКХ будет сам. А нам впору перечитать русскую сказку про вершки и корешки, где нерасторопный медведь всегда крайний.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.040Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |