9 сентября Европарламент принял резолюцию, в которой осудил власти Франции за депортации цыган-мигрантов в Болгарию и Румынию и потребовал немедленного прекращения этого произвола, длящегося уже почти месяц. Повод для гордости налицо: Объединенная Европа дала решительный отпор ксенофобам. Если бы не ряд обстоятельств, которых комментаторы стремятся не замечать. Начать с того, что европейские парламентарии собирались с духом почти месяц — за это время Францию в принудительном порядке покинули больше тысячи ромов. Число, может, и не слишком велико, но вполне достаточно для обвинения администрации Николя Саркози в дискриминации по национальному признаку, что запрещено законами ЕС.
Во-вторых, французы уже заявили, что отказываться от этой практики не намерены. Причем в Париже прекрасно, знают, что никаких воспитательных мер против него соседи по союзу предпринимать не будут, но об этом ниже. Когда так ведет себя страна-основатель Евросоюза, это должно настораживать. Здесь и обычное лицемерие — авторство законов не подразумевает их обязательного выполнения, и дурной пример транзитным демократиям. Теперь любые намеки на притеснения свободы слова и ущемления прав человека в Украине будут разбиваться об железное: «а у вас цыган депортируют!». Справедливости ради надо отметить: «своих» цыган, которых во Франции
насчитывается более 400 тыс., правительство Пятой республики не трогало. Все они имеют французское гражданство, а их кочевой образ жизни считается своего рода культурным достоянием, и закон обязывает местные власти выделять участки земли под цыганские таборы.
Цыганами второго сорта оказались те примерно 15 тыс. ромов, которые прибыли из Восточной Европы, главным образом, из Румынии и Болгарии. Кстати, в прошлом году на родину были возвращены 10 тыс. цыган, но без лишнего шума. И то, что в этот раз история прогремела на весь мир, по всей видимости, входило в планы французского руководства.
Нынешним депортациям предшествовали несколько инцидентов, в которых участвовали цыгане-граждане Франции -вплоть до погрома полицейского участка и столкновений с жандармерией. Но выслать «своих» просто невозможно. Зато можно привлечь побольше внимания к депортации восточноевропейских цыган-нелегалов, которые и так подлежали высылке. Тем более, что это станет хорошей мерой устрашения и любых других мигрантов.
Но вернемся к резолюции. Для начала немного арифметики: членами Европарламента являются 736 человек. В поддержку документа высказались 337 евродепутатов, против — 245. Еще 51 воздержались — то есть, они тоже не хотели осуждать французов, но предпочли в этом не признаваться открыто. Еще 103 человека в голосовании не участвовали. Из чего следует, что за резолюцию выступило фактическое меньшинство. Просто ее необходимо было протолкнуть — в первую очередь, для сохранения лица ЕС. На практике же ксенофобия стала фактором, который объединяет Европу. Согласно данным Агентства Европейского Союза по защите основных прав человека, уровень преступлений на расовой почве из 12 стран ЕС (где велись наблюдения) за период 2000-2007 года снизился только в Чехии. Остальные демонстрировали стабильный прирост. Причем чаще других становились жертвами насилия цыгане и выходцы из стран Африки к югу от Сахары (22%, из них 18% — по расовым мотивам), североафриканцы (соответственно, 15% и 9%), турки (12%, 8%), уроженцы Центральной и Восточной Европы (11%, 7%). Так что результаты голосования в Европарламенте — это скорее признание солидарности с французами, нежели реальный жест осуждения.
По мере нарастания социальных проблем, которые уже вызвала первая, и вероятно, еще вызовет вторая волна кризиса, чужакам в Европе будет все тяжелее. Причем это касается не только беженцев и заморских эмигрантов. В этом плане очень показателен социологический опрос, проведенный в Германии — втором основателе ЕС, в прошлом году. 66% немцев считают, что страна страдает от засилия иностранцев, и почти 40% граждан ФРГ уверены, что для спасения экономики правительство должно начать выдворять избыточную рабочую силу. Так что наших гастарбайтеров вполне может ожидать судьба румынских цыган. Вот только последние, будучи гражданами ЕС, пользуются свободой перемещения и могут свободно вернуться во Францию снова, а нашим мигрантам второй раз визу могут и не дать.
Но вот что любопытно: по уровню ксенофобии мы не отличаемся от остальной Европы. Если уж говорить о цыганах, то, по данным Института политических и этнонациональных отношений им. Ивана Кураса, враждебно настроены к ним больше 40% украинцев. Может быть, поэтому под французским посольством в Киеве царит покой и тишина.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |