Подорожание газа для населения и поднятие пенсионного уровня — эти две темы сумели отодвинуть на второй план даже выборы в местные органы власти, спекулятивное подорожание гречки и сводки с хлебного фронта.
Таким подарком судьбы не преминула воспользоваться порядком загрустившая, было, оппозиция, самоназначенная вождесса которой, вынырнув из отпускного далека, опять медитирует на ведущих ТВ-площадках страны.
Вполне объяснимо, что более благоприятного повода для Тимошенко напомнить о себе избирателям, попутно обвинив действующую власть во всех возможных «негараздах», трудно представить. Тем более, что у пани экс-премьерши нет необходимости изобретать велосипед: объяснение для слушателей и зрителей первопричин сегодняшних событий идет по давно отработанной схеме. Перекладывание с больной головы на здоровую, перекручивание фактов, просто откровенная ложь, щедрая раздача обвинений и не менее скромное умалчивание существенных деталей — короче говоря, обычный «набор» на все времена.
Выборочная амнезия
О чем же упорно «не помнит» не по годам девичья память Юлии Владимировны, когда она глаголом и глазами жжет своих политических оппонентов? Не о том ли, что именно благодаря ее деятельности на посту премьер-министра Украины наше государство не только попало в тяжелейшую социально-экономическую ситуацию, но и оказалось в плену невыгодных обязательств перед международными финансовыми институтами?
Ведь не Николай Азаров, а Юлия Тимошенко еще 26 октября 2008 года подписала Меморандум с Международным валютным фондом, где в п. 16 было четко оговорено обязательство возглавляемого ею правительства сравнять цены на газ, добываемый в Украине и используемый для нужд населения с ценами на импортируемый газ, который идет на нужды промышленности.
Вот дословное цитирование: «Для того чтобы обеспечить долгосрочную базу для продолжения здорового финансирования, а также упорядочить финансовые отношения НАК «Нафтогаз» с бюджетом, до конца 2011 года мы (правительство Тимошенко) уравняем цены на газ внутренней добычи (тариф для населения) и цены на импортированный газ (дорогой газ для промышленности). Постепенная реализация такого процесса будет начата с 1 декабря 2008 года».
И когда сегодня Тимошенко на голубом глазу уверяет публику, что голубое топливо для населения дорожать не должно, она откровенно лжет, поскольку именно ее подпись стоит под этим Меморандумом. Ложью являются и заявление о том, что сегодня нет никаких оснований для роста коммунальных тарифов. В подтверждение тому — еще одна цитата из этого пункта Меморандума:
«Параллельно с этим, дотирование цен на импортированный газ, который потребляется тепловыми коммунальными предприятиями, будет сокращаться путем ежеквартального корректирования тарифов и прекратит свое существование до 1 июля 2010 года».
Таким образом, согласно обязательствам Тимошенко перед МВФ, уже с июля этого года коммунальные услуги для населения должны были стать значительно дороже даже тех тарифов, которые нам еще только предстоит оплачивать в обозримом будущем.
Тем же, кто свято верит, что «их Юлечка» все равно сумела бы совершить невозможное и не выполнить условия Меморандума, обманув доверчивых иностранцев, стоит напомнить о лозунгах «Верните Юлю!», под которыми она вернулась во власть после досрочных парламентских выборов 2007 года. «ВОНА» действительно вернулась, а вот дешевые мясо и бензин, обещанные в случае этого возвращения — увы...
Безнаказанно обманывать можно своих соотечественников — контрактной армией, тысячей гривен компенсаций за вклады Сбербанка СССР, сказками о чудесном биотопливе и соломе, одним махом решающими все энергетические проблемы... Или как сейчас — россказнями о том, что правительство Азарова намерено-де тотально поднять планку пенсионного возраста. Тогда как в действительности в новом Меморандуме МВФ зафиксировано его повышение только для женщин — с 55 до 60 лет. Что, к слову сказать, является обычной нормой в большинстве государств. К тому же, увеличивать возрастной ценз планируется не сразу, а на
6 месяцев за один год. Т. е. страшного в этом ничего и нет, но в интерпретации Тимошенко выглядит чуть ли не преступлением перед человечеством.
Долг платежом страшен
Однако пудрить мозги матерым западным воротилам финансового сектора — задачка не для вчерашней продавщицы видеокассет и ворованного газа. Да и подпись под такими документами, как Меморандум — не легкомысленная закорючка на очередном приказе, исполнители которого нынче или привыкают к тюремной пайке, или украшают своими физиономиями списки Интерпола.
За автограф под таким документом отвечает государство Украина — вне зависимости от того, кто сегодня находится у руля управления.
Правопреемственность ответственности — основа основ взаимоотношений государств в современном мире. И отказ выполнять обязательства чреват для нарушителя правил такими последствиями, в сравнении с которыми даже дефолт и гиперинфляция выглядят игрой в песочнице.
Это большевики в 1917-м могли позволить себе отказаться от долгов царского правительства, всерьез надеясь на мировую революцию. Она, дескать, «все спишет». Взамен, правда, «простили» Америке взятую в аренду Аляску — так что еще неизвестно, стоила ли овчинка выделки. Однако уже Сталин, которого вряд ли кто-нибудь упрекнет в мягкотелости, по итогам Второй Мировой войны, аккуратно рассчитался со вчерашними союзниками за полученную помощь по ленд-лизу. И вот совсем недавний пример: современная Россия была вынуждена объявить себя правопреемницей долгов почившего Советского Союза, чтобы иметь право голоса на мировой арене.
И только у нас дельцы от газовой трубы, загнавшие страну в заведомо проигрышную ситуацию с отъемом 11 миллиардов кубометров газа у коммерческой структуры для поправки дел в предвыборной кампании своего кандидата в Президенты, теперь призывают не выполнять решение Стокгольмского арбитражного суда. Остро переживая, видимо, за благосостояние рядовых украинцев, которым еще предстоит оплатить за свой счет эту аферу.
Вот только интересно: будут ли так же активны эти радетели за народное благо, когда завтра в пользу истца государственное имущество Украины начнут изымать по всему миру? И это — результат конфликта государства с частной компанией! В случае же нарушения договоренностей с МВФ все будет на порядок серьезнее: вплоть до экономических санкций, способных за короткое время уничтожить экономику любой страны (не говоря уже о политических и имиджевых потерях).
Впрочем, заподозрить саму Тимошенко в полной «отмороженности» может только наивный. Принцип «цель оправдывает средства» она оставила сугубо для «внутреннего» потребления. С сильными же мира сего подобные шутки эта отчаянная дама позволить себе не может.
Поэтому условия Меморандума Тимошенко выполняла настолько, насколько могла позволить себе в предвыборный период. Так, она костьми легла, не позволив поднимать зарплату бюджетникам и социальные пособия. И это — в самый разгар кризиса, когда стремительно растущие цены съедали все невеликие накопления простых людей!
Удивляться тут нечему, поскольку в п. 15 Меморандума Тимошенко обещала ...сохранение неизменного уровня оклада первого тарифного разряда Единой тарифной сетки оплаты труда работников бюджетных организаций на протяжении декабря 2008-января 2009 годов; отсрочку на два года запланированного приведения в соответствие минимальной заработной платы и более высокого прожиточного минимума; а также пересмотр ориентированных на прошлые периоды условий индексации разнообразных социальных трансфертов (а также переориентирование мер по их повышению с учетом уровня будущей инфляции).
В переводе на доступный язык это означает, что Тимошенко обязалась не позволить поднять минимальную зарплату до хотя бы уровня прожиточного минимума, а также «переориентировать» рост социальных пособий в обратную сторону.
За чей счет банкет?
Почему же и за счет чего Тимошенко удавалось сдерживать рост тарифов на газ для населения, нарушая условия подписанного ею Меморандума?
Ответ на первый вопрос дала сама лидер БЮТ, открывая одно из заседаний Кабинета министров: «Я хочу напомнить, что у нас дешевый газ, во-первых, всегда был сыром в мышеловке, а во-вторых, он у нас есть на 2009-й, 2010-й годы, все!».
Логика проста: дешевым газ быть не может, но его цену надо сохранить на два года. Почему именно эти два года? Потому что именно на них приходится пик предвыборной президентской кампании. А после инаугурации в конце февраля 2009 года рукой было подать до 31 мая — даты местных выборов.
Это потом Тимошенко проиграет свою главную в жизни избирательную гонку, а Верховная Рада перенесет выборы в местные органы власти на последний день октября. Тогда же все было расписано, как по нотам: любой ценой удерживать тарифы (тот самый «бесплатный сыр»). А уже с 1 июля, как и было обозначено в Меморандуме (см. выше п.16), одним махом поднять их, устроив населению шоковую терапию.
А пока после большой «победы» Тимошенко в ее переговорах с Путиным, покупая у России газ по 330 долларов за тыс./куб. м., она перепродавала его населению по... 50 долларов. Гигантская же разница компенсировалась из миллиардных траншей МВФ.
Этими же деньгами Тимошенко спасала коммерческие банки, «поплывшие» во время финансового кризиса. Банкиры за государственный (а точнее — народный) счет решали свои проблемы с помощью получаемой ими от правительства финансовой помощи. Которая, в свою очередь, немедленно возвращалась тем же международным финансистам-кредиторам.
Вероятно, поэтому Международный валютный фонд довольно долго спокойно наблюдал за нецелевым расходованием средств, поступавших в Украину после подписания Меморандума. Действительно, чего, собственно, волноваться, если твои деньги тут же возвращаются к тебе обратно, а государство, их взявшее, еще и остается должником на долгие годы вперед?
К тому же, механизм получения Украиной траншей, разработанный правительственной командой Тимошенко, оказался крайне выгодным для МВФ. Возврат долгов за первые кредиты, полученных в 2008 году, должен был начаться уже со следующего финансового года!
Однако авантюризм и безоглядность первого лица исполнительной власти Украины, видимо, заставили волноваться даже закаленных банкиров. К тому же, в мировой прокат к тому времени вышел американский фильм «Украденный попкорн», в котором рассказывалось о деятельности Тимошенко в бытность ее руководителем ЕЭСУ и вице-премьером по вопросам ТЭК в правительстве Ющенко.
Надо полагать, не добавили оптимизма банкирам и рассказанные в этой ленте истории беглого украинского экс-премьера Павла Лазаренко и российского генерал-полковника Георгия Олейника, ставших героями громких уголовных эпопей после совместного «бизнеса» с Тимошенко.
К тому же, и президентские перспективы Юлии Владимировны становились все туманнее. По всей вероятности, совокупность таких аргументов заставила МВФ в августе прошлого года приостановить финансовую помощь Украине, мотивируя такой шаг невыполнением украинской стороной своих обязательств в рамках программы.
Ешь от пуза!
Но даже уже полученных денег от МВФ должно было бы хватить с лихвой, если бы не прожорливость Тимошенко и ее окружения, раздиравших стремительно скудеющий госбюджет не хуже гиен, потрошащих несчастных антилоп в сюжетах телеканала «Дискавери».
Подобные темпы напугали даже саму главу Кабмина, еще недавно заявлявшую, что ...ни один министр, который работает сегодня в правительстве, не дотронется до государственной копейки, не поддержит и не подпишет ни один документ, который разрушает украинские интересы и интересы каждого человека. За это я ручаюсь».
Однако позже, во время закрытой части заседания КМУ, она требовала от своих подчиненных брать откатами не более 50% от выделяемых средств! Потому как некоторые обнаглевшие товарищи не стеснялись требовать уже по
75-80%. Что вынудило Тимошенко заявить, что половина членов Кабинета министров «крадет и набивает карманы», а вторая тоже крадет и в придачу сдает национальные интересы.
Что уж говорить, когда ее правая рука и многолетний соратник, теперь уже бывший первый вице-премьер Александр Турчинов, не гнушался «посидеть» в газовых делах. В частности, источники в Генпрокуратуре не исключают его привлечения к ответственности в рамках уголовного дела по факту незаконной продажи Госкомрезервом природного газа частным структурам.
По информации издания «Дело», в октябре 2009 года именно с благословения Александра Валентиновича четыре компании приобрели газ по цене 500 грн. за 1 тыс. куб. м, — в 4 раза ниже рыночной цены.
Ну, и как в связи с этим не вспомнить золотые слова премьер-министра Тимошенко: «Министры имеют разные организаторские способности, но главное, что я в них ценю, — это честь в политике»...
Трезвость — норма жизни
Таковы условия, в которых новая политическая команда получила страну в управление, как минимум, на ближайшие 5 лет.
Государственный долг, который с 2008-го по февраль 2010-го вырос более, чем в три раза, и достиг 316 млрд. грн., что в пересчете на одного украинца составляет около
7 тысяч грн. Кабальные газовые контракты с Россией до 2020 года. И, наконец, необходимость продления сотрудничества с МВФ, задолженность Украины перед которым к началу июля 2010 года составляла $10,48 млрд. на условиях, зафиксированных в Меморандуме Тимошенко.
Не зря и политологи, и в первую очередь — представители нынешней оппозиции, с первых дней наперебой называли нынешний состав Кабинета министров «командой камикадзе». Последние уж точно знали, о чем говорили, оставляя «в наследство» после своего правления выжженное поле.
Более того, невыполнение Тимошенко обязательств перед фондом относительно повышения тарифов на газ привело к тому, что следующие финансовые поступления теперь будут осуществляться только по факту. Дословно: пока тарифы не повышены, никаких кредитных средств для восстановления экономики Украина не получит.
«Деньги будут выдаваться небольшими порциями и достаточно часто. Это говорит о том, что каждые месяц-два в Украину будет приезжать миссия МВФ и проводить жесткий мониторинг обещаний Украины. Теоретически в процессе этого мониторинга стороны могут скорректировать те или иные параметры договоренностей. Иные договоренности могут быть перенесены или отложены. Но в рамках данного соглашения я вижу очень мало пространства для маневра, прежде всего — со стороны Украины. В конечном итоге, страна должна жить по средствам. И сокращение различного рода дефицитов, начиная с НАК «Нафтогаз» и заканчивая Пенсионным фондом, повышением цен на газ, является абсолютно необходимым», — отметил директор Института экономических и политических исследований Игорь Бураковский.
Поэтому у правительства Азарова не имелось возможности даже плавно поднимать стоимость газа для населения. Не говоря уже об отсрочке. Пришло время платить по счетам — за заведомо несбыточные предвыборные обещания, за откровенный подкуп избирателей, за то, что ВОНА «напрацювала».
И в такой критической ситуации самой непростительной ошибкой было бы направить полученные такой ценой средства на «проедание», пытаясь в очередной раз купить симпатии населения за его же собственный счет. Да и покупать вскоре стало бы нечем — тимошенковские махинации надолго отбили охоту у мировых финансистов и инвесторов вкладывать деньги в Украину под честное слово политиков.
С другой стороны, и команда Азарова идет совсем другим путем, зафиксировав в новом Меморандуме с МВФ свое обязательство направить получаемые средства на подъем экономики и реализацию стратегических реформ — пенсионную, финансовую, налоговую, антикоррупционную и т. д.
Без проведения всех этих зачастую болезненных, но крайне необходимых мероприятий ни у государства Украина, ни у его граждан нет будущего. И хотя похмелье после затяжного популистского «загула» быть легким не обещает, только жизнь по средствам позволит максимально приблизить час полного выздоровления.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.033Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |