Разговоры о том, что властные полномочия необходимо максимально передать из центра на места, идут давно. Но до сих пор все вопросы, связанные с жизнеобеспечением громад, решаются из центра. В своей новой книге «Украина: гражданский проект» вице-премьер-министр и лидер партии «Сильная Украина» Сергей Тигипко сосредоточился на проблемах местного самоуправления. Мы пообщались с автором накануне презентации издания.
- Сергей Леонидович, хотелось бы начать наш разговор с вопроса о том, для кого эта книга? Что вы хотели сказать украинским гражданам?
- Я хочу, чтобы украинцы и в малых селах, и в больших городах гордились своей страной. Чтобы они на себе почувствовали, что родиться, жить в Украине — это действительно большая удача. Ведь мы имеем такие богатства, которым другие страны могут только позавидовать. У нас лучшая в мире земля, нас омывают теплые моря. Мы находимся в самом центре Европы, так что нам близок и Запад, и Восток. Наша столица Киев — родина одной из величайших культур. У нас прекрасные традиции в промышленности и сельском хозяйстве, науке и технике, культуре и спорте...
- Вы извините, что перебиваю, но не слишком ли радужные вы рисуете перспективы?
- Нет. Я уверен, что нет ни одной объективной причины, которая мешает Украине стать процветающей, успешной демократической страной, великой европейской державой.
- Так в чем же тогда проблема?
- К сожалению, главная проблема в нас самих. Многие с этим не согласятся, ведь во всех грехах у нас традиционно винят власть. Действительно, когда мы ругаем президента, правительство, депутатов, мэров, чиновников и бизнесменов, мы кругом правы. Все они далеко не такие, как хотелось бы людям. Но при этом мы забываем, что каждый из нас отвечает за то, что происходит в стране. В нашей Конституции записано, что носителем власти есть народ. И это не пустые слова. Ведь это мы, граждане, назначаем себе власть. И мы же можем и должны контролировать, как она работает. А если назначили, кого попало, если не хотим спрашивать с власти за ее дела, то и винить во всем только президента или местного чиновника не стоит. Люди должны реально влиять на власть, думать, кого они выбирают, а не просто ждать, когда придет наконец-то «хороший» руководитель.
- Если брать в целом, то какие главные проблемы вы затронули в книге «Украина: гражданский проект»?
- Я не ставил перед собой задачу выделить проблемы и покритиковать всех, кто довел страну до такого положения. Я описал конкретные механизмы решения проблем на местах: распределения бюджетных средств между регионами и центром, ЖКХ, здравоохранения, образования, малого бизнеса, культуры и спорта. А что касается того, с чего начинать, то я считаю, необходимо усилить права органов местного самоуправления — городских, районных, областных советов, чтобы они служили интересам громады, а не зависели от государственных администраций, которым советы вынуждены передавать исполнительные функции. Это значит, что бы ни решил совет, выполнение этого решения зависит от администрации. Нам надо построить сильное местное самоуправление, только тогда у нас будет и сильное государство.
- Вы со своей командой знаете, как сделать местное самоуправление по-настоящему сильным, а мэров — истинными хозяевами, а не простыми распорядителями бюджетных средств?
- Я понимаю проблемы местного самоуправления. В основе книги лежит мой собственный управленческий опыт. В конце 90-х годов я, будучи вице-премьером, возглавлял работу по подготовке концепции административной реформы. Именно тогда была сделана первая попытка организовать эффективное местное самоуправление в независимой Украине.
- И в чем же была основная цель административной реформы?
- Мы хотели усилить полномочия местных властей. По нашему замыслу, центральные органы управления должны были передать на места часть своих функций для того, чтобы проблемы людей решались на самом приближенном к ним уровне власти — областном, районном, городском. Поясню на примере: сейчас у нас власть централизована, то есть все решается в Киеве либо согласовывается с центром. Мы же хотели, чтобы все ключевые функции — образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные услуги — выполняли органы местного самоуправления, а «наверх» передавались только те проблемы, с которыми местные власти самостоятельно справиться не в состоянии. Например, вопросы обороны и безопасности, развития науки, строительства государственных дорог и так далее.
- Что же помешало довести реформу до логического завершения?
- К сожалению, в 2000 году, на который мы планировали начало реформы системы самоуправления, в Украине началось противостояние президента, правительства и парламента. Они боролись друг с другом, власти было не до реформ. В лучшем случае, она только делала вид, что проводит изменения.
- Почему вы думаете, что в этот раз вам удастся воплотить ваши реформаторские идеи?
- А просто дальше отступать некуда. Что мы имеем? Больницы без лекарств, школы, в которых зимой дети сидят в верхней одежде, вечно разбитые дороги и местную власть, которая не может расчистить улицы от снега или отремонтировать канализацию.
Именно так сегодня выглядят и столица, и любой городок в глубинке. В селах ситуация еще хуже. А все потому, что мы пользуемся тем, что нам досталось от Советского Союза, а сами ничего не делаем, чтобы обустроить наши города и села. Так дальше нельзя.
Мы должны проводить реформы на местах. Свои предложения я изложил в книге «Украина: гражданский проект».
Кроме того, я надеюсь, что книга подтолкнет всех небезразличных граждан к обсуждению и решению злободневных проблем.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.011Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |