ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Остров
21.09.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 108(2971) / Тираж: 7500

Попасть на всамделишный необитаемый остров мечтает чуть ли не каждый мальчишка. А если этот остров совсем-совсем рядом, всего в нескольких десятках километров от родного порога? Вероятно, о таком острове мечтают даже взрослые...

И вот когда от руководителя и духовного наставника проекта «Семь историко-архитектурных чудес Николаевщины» народного депутата Украины Романа Забзалюка поступило предложение отправиться на остров Березань, согласился без колебаний: во-первых, наше южное море островами «не блещет»: их всего-то три или четыре. Во-вторых: ну кто не мечтает попасть на Березань, овеяную легендами жителей Древней Эллады и воспетую Пушкиным. Ну-ка, вспомните: ...мимо острова Буяна, в царство славного Салтана...». Вспомнили? Правильно: пушкинский Буян это и есть наша николаевская Березань — остров в устье Днепро-Бугского лимана. А еще Березань — последний приют перед казнью боевого офицера — лейтенанта П.П. Шмидта. Здесь, на этом клочке суши, офицеры с крейсера «Очаков» были расстреляны по приговору царского суда в далеком 1906 году.

Однако добраться до островка площадью чуть больше трех квадратных километров для большой группы николаевских журналистов оказалось делом не простым: рыбацкая фелюга, натужно гудя мотором и угрожающе кренясь с борта на борт, медленно пробиралась мимо банок и мелей, которыми так богат лиман у берегов Очакова.

Романтика южных морей осталась позади, стоило лишь ступить на древние ракушняковые скалы: от края до края, на сколько хватало глаз, бурьян, редкие кустики да уродливые шрамы и язвы на лике матушки-земли: следы старых бомбежек, заброшенные капониры и полуразрушенные казематы. С 1909 по 1914 годы, до самого начала Первой мировой войны, на острове был первый в мире полигон для испытания железобетонных сооружений и укреплений, надежность которых проверяли ударами мощной корабельной артиллерии.

Нынче остров пустынен... Даже не верится, что когда-то здесь жили люди: приходили в порт и уходили из гавани древнегреческие галеры, а в городе-полисе шла бурная, насыщенная жизнь, ведь Березань — форпост греческой экспансии на все Северное Причерноморье. Выходцы из Милета поселились на этих кручах еще в доольвийскую эпоху.

Начальник березанской археологической экспедиции ИА НАНУ Валерий Крутилов (именно он сопровождал журналистов по острову Афродиты) рассказал, что археологические исследования здесь проводятся больше ста лет. Сейчас известно, что на острове было не просто маленькое поселение греческих колонистов, а античный город Борисфен: раскопаны его улицы, жилые дома, колодец, основание храма Афродиты и алтарь. Как говорят археологи и историки, в древности путешественники специально приплывали сюда, везя на кораблях животных. Часть из них приносилась в жертву богу моря — всемогущему Посейдону, других отпускали живыми в честь богини любви и красоты Афродиты. Романтика...

Однако не все так красиво и сказочно, как кажется. Настоящий бич ученых двух стран, которые работают здесь (украинских и российских), — «черные археологи» и охотники за металлом. Работая в буквальном смысле за еду, курево и наркотики, этих «варваров» интересует только нажива. Ищут все: сокровища, старинные монеты, металл... и оставляют за собою десятки и сотни грабительских шурфов! Мародеры разрушают свидетельства существования древней цивилизации. Увы, после таких набегов разграбленные могилы предков больше не представляют интереса для науки. Когда из-за скудных финансовых поступлений с острова сняли охрану, «черные археологи» откопали (случайно) древний клад: слитки электра (природный сплав золота и серебра или белое золото, из которого чеканились самые древние лидийские и ионийские монеты, — авт.) — в древнем Борисфене из него чеканили монеты. Куда делся ценный клад, уже никто никогда не узнает.

Сейчас на острове частная охранная фирма: та же, что и в Ольвии (остров — часть историко-археологического заповедника «Ольвия»). Но прийдет осень, за ней зима, археологи снимутся с места и сюда опять нагрянут заинтересованные наживой вандалы... Обидно...

Проект «Семь историко-архитектурных чудес Николаевщины» и Роман Забзалюк не зря заинтересовались проблемами острова Березань, — он погибает. Из года в год ведется здесь массовый грабеж. Из года в год остров размывают бурные воды Черного моря (это происходит не без вмешательства человека). Исследования показывают, что всего за год (!!!) исчезает от двадцати сантиметров до полуметра суши. Во времена первых поселенцев остров был втрое длиннее и раз в восемь шире — так свидетельствуют исторические изыскания.

Что будет с Березанью дальше? Обратит ли государство внимание на гибнущие свидетельства своей истории? Поможет ли поддержать исследования в надлежащем состоянии или оставит Березань-Буян на разграбление варварам? Именно этими вопросами озабочены члены оргкомитета и руководители проекта, надеющиеся на поддержку общественности и средств массовой информации.

Автор: Александр Сайковский.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту