Среди народов Украины есть такие, которые уже много веков являются неотъемлемой, органической, составной частью населения страны; они, несомненно, сыграли свою роль в формировании коренного украинского народа, его культуры, истории и даже внешних черт.
Это, конечно, сам ые крупные этносы Украины, их сейчас относят к группе «этнических меньшинств с неопределенным статусом». Именно к таким народам причисляют цыган, которых сейчас в мире принято называть ромы, поскольку сами они именуют себя рома (ром — единственное число), что на их родном языке значит «люди, человек».
По 1-й Всеукраинской переписи населения 2001 г. в Николаевской области официально было всего 1449 цыган (ромов). Их основная часть (627 чел.) еще сохранила в качестве родного свой национальный язык, относящийся к индийской группе индоевропейской семьи языков мира и стоящий ближе всего к языку хинди (государственному в современной Индии).
Сейчас большая часть (около 1000 чел.) наших ромов — горожане, в сельской местности живут около 500 ромов Нижнего Прибужья. Для сравнения, в соседней Херсонской области, по данным 2001 г., жили 1752 рома, среди которых тоже было больше горожан (1228 чел.), чем сельских жителей (524 чел.). Многие наши ромы давно считают родными украинский (в селах) и русский (в городах) языки, которыми легко владеют, а свой родной практически используют лишь в семье или при общении между собой. В компании, где присутствуют люди другой национальности, как правило, пользуются русским.
Своей письменности ромский язык пока не имеет, ромы пользуются азбукой народов, среди которых они живут. Ранее, еще в 1-й половине 20 века, были попытки создания в СССР цыганского алфавита. А уже в суверенной Украине тоже принимаются меры к созданию ромского письма на базе украинского алфавита, на нем издается учебная литература для детей. В Ужгороде пользуется популярностью газета «Романи Яг» («Цыганская Подкова»), уже широко известная во всей Украине и не только в ромской среде.
Следует заметить, что именно на основании языка, а также внешнего сходства ромов с народами Индии европейские ученые (Венгрии, Германии, Чехословакии и др.) окончательно выяснили, что предки современных ромов выходцы из Индии, а не из Египта, как ранее ошибочно считалось в мире, в том числе и в Советском Союзе. Кстати, сейчас в самом Египте ромы составляют 1,1 процента жителей этой страны.
А среди наших цыган есть большие любители посещать Египет в роли туристов. Например, бывшая участница Николаевского цыганского ансамбля «Тэрнэ Рома» (ныне — «Бахталэ») Маргарита Саввовна Хаина (урожденная Кемалова) сейчас — известный в нашем городе предприниматель.
В самом Николаеве по переписи 2001 г. было 609 ромов (245 — с родным языком своей национальности), а в соседнем Херсоне — 245 человек этой национальности. Сейчас ромы живут практически во всех странах мира.
Вопрос о происхождении ромов (цыган) до сих пор еще окончательно не решен. Даже определенно не выяснено, кем были их предки в Индии до того, как покинули свою древнюю родину (предположительно, северо-запад страны, бассейн крупной реки Инд). Это произошло примерно в 9 — 11 веках нашей эры, когда они двинулись на запад, постепенно заселив все континенты земли, как, например, евреи или армяне.
Однако при этом основная часть ромов освоила определенный регион — Юго-Восточную Европу, ее балкано-карпатскую часть и прилегающие районы. Таким образом, нынешние ромы считаются одним из европейских народов, единственным по азиатскому происхождению. Названный регион ромы освоили отнюдь не случайно. По мнению ряда ученых, часть Европы вместе с Северным Причерноморьем является прародиной всех современных индоевропейских народов, к которым относятся славяне, германцы, романцы, а также народы Северной Индии, иранцы, албанцы, армяне и греки. Сейчас большая часть ромов живет именно среди этих групп народов, а ромский язык (самоназвание — романи) имеет массу заимствований — греческих, персидских, русских. Например, бахт — счастье, дром — дорога и т. д.
Широко известное название «цыгане» имеет греческое происхождение. А в западноевропейских названиях отражена «египетская» версия о происхождении ромов: «джипси» («египтяне» — англ.), «фараоново племя» (венгерск.) и др. Кстати, из современных индоевропейских языков ближе всего к единому праязыку этих народов считается армянский, а сами армяне называют ромов боша.
В Россию цыгане попали уже из Европы. Это произошло двумя потоками — северным и южным. Первыми к нам проникли южные ромы — из балканских стран в 15 — 16 веках, а северные пришли позже, в 16 — 17 веках через Германию и Польшу. Таким образом, именно юг нынешней Украины можно считать одним из первых мест появления ромов в России. А в остальной Украине они появились впервые на Волыни, граничащей с Польшей (по мнению английского ученого А. Фрейзера). Как видим, история ромов в России имеет свыше пяти веков.
По первой Всероссийской переписи населения 1897 г. в тогдашней Херсонской губернии было около 2-х тысяч ромов, или 0,06 процента жителей края. При этом в городах, в отличие от современного периода, жили очень немногие ромы. Большинство же их, официально считаясь «сельским населением», вело кочевой образ жизни, традиционный для этого народа в силу исторического развития цыган. Таким образом, общее число их могло быть гораздо больше, чем учитывала статистика. Тогда еще цыгане сохраняли свои исконные, традиционные занятия — ремесла, гадание, попрошайничество и т. п. Причем, именно для цыган очень важным был принцип различия между ними и гадже (нецыганами и всем остальным населением). Многие из ромов остались верны этому принципу до сих пор.
Такая же картина наблюдается сейчас в странах Европы и Америки, где живут выходцы из Индии. Там они почти не смешиваются с местным населением, сохраняя свою традиционную культуру и уклад жизни, как ромы. Этот народ — один из немногих в мире, не имеющий собственного государства. Только в Османской империи (тогдашней Турции) периода средневековья была автономная ромская провинция — Чингене санджак (по-турецки «Цыганская область») с центром в г. Пловдиве, которая находилась на юге нынешней Болгарии.
По переписи населения СССР 1926 года на юге Украины было свыше 6,3 тысячи цыган. Тогда они, как все советские народы, активно вовлекались в общий процесс развития хозяйства и культуры страны. Вышел даже специальный Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по содействию переходу кочевых цыган к оседлому и трудовому образу жизни». В период Великой Отечественной войны, несмотря на массовое уничтожение ромов фашистами наряду с евреями и славянами в ходе политики Холокоста (по-ромски «Поржаймос»), эти люди тоже внесли свой достойный вклад в нашу общую Великую Победу. Среди них — участник морского десанта Ольшанского, Герой Советского Союза Тимофей Ильич Прокофьев (1913 — 1944), погибший при освобождении нашего города.
Много лет жил и трудился в Николаеве на предприятии ЮТЗ «Заря» другой ветеран войны Савва Нейшаевич Кемалов (ныне покойный), отец названной выше Маргариты Хаиной. В боях минувшей войны он был тяжело ранен. А до войны С. Н. Кемалов работал танцором известного Московского театра «Ромэн» («Цыганский»). Как писал журнал «Эхо планеты»,
60 — 70 процентов наших цыган были оседлыми и вели образ жизни типичный для всего советского населения.
Если говорить о сегодняшней жизни ромов, то в городе их обычными занятиями являются рыночная торговля и предпринимательство. Так, на крупных рынках Николаева действуют «цыганские ряды» промтоваров. А среди известных предпринимателей — директор уникального страусоводческого хозяйства — фирмы «Хлебодар» в селе Пески Баштанского района Федор Кириллович Думиника, а также его родной брат Василий и другие.
Есть среди ромов Николаева и области представители интеллигенции (юристы, медики, деятели культуры и т.п.). Более 30 лет в Николаеве существует ромский ансамбль «Бахталэ» («Счастливые») под мудрым и бессменным руководством своего создателя Владимира Александровича Юрковского. Этот коллектив создан в 1989 г., его теперь знают во многих странах мира.
Раньше ансамбль назывался «Тэрнэ Рома» («Молодые цыгане»), а сам В. Юрковский не ром, но долгое время рос и жил среди цыган в городе Бельцы в Молдавии. Среди участников ансамбля в разное время были танцовщица Марина Шабанова, певец Михаил Оглу, Вячеслав Каплан, ведущая солистка певица Аза Коваль и другие. Муж последней, Василий Коваль, — офицер милиции в Николаеве, тоже ром. Таким образом, время берет свое, и наши современные ромы, преодолевая вековые устои, активно участвуют в жизни новой Украины. Можно отметить, около 90 процентов украинских ромов живут в собственных, частных, домах и имеют свободный доступ к благам современного общества. Все зависит только от желания и возможностей самих людей. А места своего компактного проживания в городе или селе этот народ по-прежнему называет «таборами».
Один из них, широко известный в области, был в конце 20 века в небольшом селе Карликовка (в народе — Карловка) близ Николаева. Этот табор составлял вторую половину села и стоял отдельно от остальной части Карликовки. Здесь жили кэлдэрары (лудильщики) — этногруппа ромов, выходцев из Румынии, наиболее консервативная в соблюдении своих традиций и уклада. Николаевцы старшего и среднего поколения еще помнят ярко одетых женщин из Карловки, группами ходивших по городу для гадания прохожим и просивших («цыганивших») у них деньги.
В городах ромы живут в основном на окраинах, в районах индивидуальной застройки. Сельские ромы занимаются земледелием. В советское время они работали в колхозах и совхозах. В каждой сельской семье ромов раньше имелся конь, своего рода символ, любимое животное этого народа. Сейчас коней с таким же успехом заменяют автомобили. А яркую женскую одежду ромов, по версии их известного актера И. И. Ром-Лебедева, придумал для своего цыганского хора известный генерал, граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский, участник освобождения Северного Причерноморья от турецкого господства. Можно сказать, что именно среди ромов были в прошлом и есть сейчас известные кузнецы, которыми всегда славился этот народ.
Еще интересно отметить, что именно в родных местах Героя Советского Союза Тимофея Прокофьева, на границе Тверской и Новгородской областей России, происходят события популярного сегодня телесериала «Кармелита» о жизни таборных русских ромов — земляков Тимофея Ильича. Его отец — бывший кочевой цыган, затем осевший в селе на берегах озера Селигер в Тверской области, ветеран Первой мировой войны. А еще два родных брата
Т. Прокофьева раньше его погибли в Великую Отечественную.
В Николаевской области недавно было создано национальное общество «Ром по дром» («Цыган в пути») во главе с названным выше Василием Думиника и начинало успешно работать. Но, сейчас его деятельность, к сожалению, свернута.
А в соседнем Херсоне такая организация успешно работает (Херсонское общество ромов). Возглавляет ее заслуженный деятель искусств Украины, директор Херсонской областной филармонии Юрий Николаевич Иваненко. Как сообщала газета «Романи Яг», он был избран президентом Конгресса ромов Украины.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.017Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |