ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
ЖАДНОСТЬ ПОРОЖДАЕТ БЕДНОСТЬ
22.09.2010 / Газета: Наш город Николаев / № 38(252) / Тираж: 3000

В современном мире развитие экономики и, как следствие, уровень жизни людей в значительной степени зависят от объема инвестиций, поступающих в регион. Основными факторами, определяющими привлекательность для инвесторов того или иного города является его место расположения и уровень развития экономики. В этом плане Николаеву нет равных! Город имеет мощную транспортную систему, в которую входит морской, речной, железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный транспорт. Через Николаев проходит Евроазиатский транспортный коридор (TRACECA), автодорога Рени-Одесса-Ростов. Город обладает мощной многоотраслевой промышленностью и развитой производственной инфраструктурой, инженерным и научным потенциалом.

Однако при всех преимуществах своего географического положения и экономического потенциала, к большому сожалению, Николаев остается малопривлекательным для инвесторов.

В 2009 году в экономику города иностранными инвесторами было вложено 15,7 млн. долл. США По состоянию на 1 января 2010 года объем накопленных на одного жителя иностранных инвестиций составил 154,1 доллара.

Чтобы оценить эти цифры, стоит взглянуть на соседей. Даже средний по Украине показатель в пять с половиной раз больше. И не только за счет мегаполисов — Киева, Днепропетровска, Донецка, Одессы. Вот официальные данные Госкомстата по регионам: Житомир — 166, Ровно — 239, Полтава -297, Хмельницкий 309, даже соседний Херсон накопил уже 205 долларов инвестиций на человека. Заметьте — все это города в два раза меньше Николаева, и не сопоставимы с ним по экономическому и промышленному потенциалу.

Может быть, поэтому на сайте горисполкома отсутствует сравнительный анализ инвестиционных достижений Николаева по отношению к соседним городам. Нет и перечня реализованных в прошлом году в Николаеве инвестиционных проектов. Зато есть на сайте «Программа привлечения иностранных и отечественных инвестиций на 2007-2011 гг». Может быть, этот документ дает ответы на главный вопрос: что нужно сделать для того, чтобы привлечь в город инвесторов? Ничего подобного. На самом деле это очередной бумажный продукт жизнедеятельности бесконтрольного чиновничьего аппарата, как всегда единодушно поддержанный депутатами городского совета. Две трети объема программы посвящено вольному изложению информации о Николаеве, обширной деятельности на международном поприще. Особенно умиляет упоминание о подготовке соглашения с администрацией города Боржоми (Грузия). В голову приходит мысль, речь пойдет о строительстве в Николаеве завода по производству знаменитой воды, но в документе об этом ни слова. Думаю, все значительно проще, кому-то срочно понадобилось поправить здоровье на водах.

Главной цели документа, изложению того, что власти собираются сделать для улучшения ситуации с привлечением инвестиций, отведено не более страницы! И в том бы не было беды, если бы на этой странице были бы расставлены приоритеты развития города, имелись бы некие правила взаимоотношений городской власти и инвесторов, были бы ссылки на перечни свободных земельных участков, незадействованных производственных площадей, приведены бизнес-планы инвестиционных проектов. Увы, вся эта информация в программе отсутствует. В программе не прослеживается связь и с незаслуженно забытым «Стратегическим планом экономического развития г. Николаева». И это печально, ведь документ впервые поднимает вопрос о стратегии развития нашего города и, следовательно, о приоритетах приложения инвестиций, что очень важно.

Можно, конечно, еще пятнадцать лет жаловаться на былую закрытость города, потерю военного кораблестроения, непосильное бремя принятых на баланс города объектов социальной сферы предприятий и многое другое. Но есть исторический прецедент: Богдану фон Глазенапу, военному губернатору Николаева, всего за 10 лет в период с I860 по 1871 год удалось добиться не только восстановления экономики после закрытия военных верфей, но и создать социальную инфраструктуру города. Закрытый для иностранной торговли, замкнутый «на себя» город, лишенный в то время главного средства существования — судостроения и флота — был обречен на вымирание. Поэтому вице-адмирал Фон Глазенап, придя к власти в Николаеве, разработал обширную программу возрождения и развития города. Он наметил несколько новых путей его развития: расширение внутренней торговли, открытие зарубежной (внешней) торговли, развитие народного образования, повышение культурного уровня общества, развитие путей сообщения с внутренней Россией и с внешним миром.

Бесспорно, привлечение инвестиций в бизнес — забота самих владельцев бизнеса. Ведь, по классическому определению, инвестиции являются долговременным вложением средств с целью получения прибыли. Следствием инвестиционной деятельности являются созданные рабочие места, уплаченные налоги, производственная и социальная инфраструктура.

Во многих странах основным инструментом местных властей в привлечении инвестиций являются налоговые льготы, целевые субсидии на создание рабочих мест, льготные кредиты. Украинское законодательство лишило наши города и регионы такой возможности. В таких условиях городская власть просто обязана сделать все от нее зависящее для того, чтобы помочь инвесторам в той мере, в какой их проекты полезны для развития города.

Для нас очень полезен опыт Чехии — лидера по привлечению инвестиций в Восточной Европе. Чешские города очень активно использовали продажу стратегическим инвесторам участков земли с подготовленной инфраструктурой, иногда вплоть до создания жилья для сотрудников новых предприятий. При этом условием для инвестора ставилась связь их деятельности с местной экономикой.

Николаев давно мог бы использовать этот опыт, однако город не воспользовался такими возможностями. На щедро отводимых земельных участках, расположенных в самых привлекательных местах, были построены десятки крупных супермаркетов, при этом город практически ничего не получает взамен — налоги торговые сети платят по месту своей регистрации, а николаевскому бюджету достаются крохи «подоходного налога».

Наиболее эффективным является предложение стратегическим инвесторам земельных участков с полным комплектом документов. Конечно, город должен определить для себя, какие направления являются стратегическими для развития экономики города, дать четкий сигнал бизнесу: инвестиции в какие отрасли могут рассчитывать на всемерную поддержку власти. В начале 2006 года эта идея витала в воздухе, однако она так и не была реализована.

Безусловно, есть специфика в работе с инвесторами крупными и не очень. Крупный инвестор требует индивидуального подхода. Прежде всего, он ждет от государственной и местной власти деятельной помощи, как минимум — негласной поддержки при прохождении многочисленных согласующих и разрешительных инстанций. Крупный инвестор вправе рассчитывать на особое к себе отношение, при этом он готов на социальное партнерство с властью в обмен на лояльность к своей деятельности. И это нормально, если все происходит в рамках закона.

Если инвестиционный проект предполагает появление новых рабочих мест, значительные поступления в бюджет; становится базой для развития территории, обязанность городских чиновников обеспечить ему «зеленую волну». Правда, для этого нужно иметь аппарат, способный работать без и вымогательств и волокиты.

Один из немногих положительных примеров «зеленой волны» инвестиционному проекту в нашем регионе был в 2005 году при строительстве нового завода компании «Сандора» в Гороховке. Первоначально владельцы планировали его построить в Херсонской области. Однако сильное желание «затащить» завод в Николаевскую область заставило руководство нашей области обеспечить всемерную поддержку и содействие строительству завода. Все разрешения, согласования выдавались в рекордно короткие сроки. В технических условиях были только те требования, без которых невозможно функционирование завода. Возможность внеплановых проверок предприятия была исключена. И завод был построен за один год! В результате появилось несколько сотен новых рабочих мест и весомые поступления в бюджет в виде налогов.

Другое крайне важное направление: привлечение «в город относительно скромных инвестиций десятков (хорошо бы сотен!) средних предпринимателей. Они не ждут от властей особой заботы, но им крайне нужно понимание того, что власть заинтересована в их вложениях, им необходим хотя .бы относительно свободный доступ к ресурсам и нормально функционирующая разрешительная система. Никакие затраты на имидж города не заставят человека начать свой бизнес там, где ему строят препоны на каждом шагу, где ему постоянно заглядывают в карман и подступают с протянутой рукой. (По информации одного из потенциальных инвесторов городские мужи за принятие решения о строительстве завода по утилизации мусора заломили неподъемные суммы и инвестор вынужден был отказаться от реализации своих планов в Николаеве).

Только прозрачность отношений, равные условия для всех могут повернуть инвесторов в сторону нашего города, сделать Николаев конкурентоспособным в непростой борьбе за инвестиции с другими городами Украины. Для этого крайне важно сделать следующие пять шагов:

1. Провести широкое публичное обсуждение и утверждение сессией городского совета миссии города, стратегии его развития, и, как следствие, — приоритетных направлений инвестирования.

2. Принять решение о реализации исключительно инновационных проектов.

3. Обеспечить «зеленый коридор» в согласующих и разрешительных инстанциях, исключить любую «кабалу» в технических условиях для крупных, приоритетных инвестиционных проектов.

4. Обеспечить свободный доступ к информации об имеющихся городских ресурсах, свободных земельных участках, неиспользуемых производственных мощностях, оборудовании т.п.

5. Подготовить земельные участки, обеспеченные инфраструктурой, полным пакетом документации для продажи стратегическим инвесторам на конкурсах.

Безусловно, решающим фактором для инвесторов всегда будет общий инвестиционный климат в Украине, который определяется действиями государственной власти, к большому сожалению, не всегда удачными. Однако при желании местные чиновники в состоянии повлиять на инвестиционную погоду в конкретном городе и регионе.

У меня нет никаких сомнений в том, что Николаев, обладая всеми объективными условиями для развития бизнеса, может и должен стать одним из наиболее привлекательных для инвесторов городов Украины.

Для этого, прежде всего, необходима честная власть.

Автор: Сергей ИСАКОВ, глава общественной организации


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.017
Перейти на повну версію сайту