В современном мире развитие экономики и, как следствие, уровень жизни людей в значительной степени зав исят от объема инвестиций, поступающих в регион. Основными факторами, определяющими привлекательность для инвесторов того или иного города, является его место расположения и уровень развития эконом ики. В этом плане Николаеву нет равных!
Город имеет мощную транспортную систему, в которую входит морской, речной, железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный транспорт. Через Николаев проходит Евроазиатский транспортный коридор (TRACECA), автодорога Рени — Одесса — Ростов. Город обладает мощной многоотраслевой промышленностью и развитой производственной инфраструктурой, инженерным и научным потенциалом.
Однако при всех преимуществах своего географического положения и экономического потенциала, к большому сожалению, Николаев остается малопривлекательным для инвесторов.
В 2009 году в экономику города иностранными инвесторами было вложено 15,7 млн. дол. США. По состоянию на 1 января 2010 года объем накопленных на одного жителя иностранных инвестиций составил 154,1 доллара.
Чтобы оценить эти цифры, стоит взглянуть на соседей. Даже средний по Украине показатель в пять с половиной раз больше. И не только за счет мегаполисов — Киева, Днепропетровска, Донецка, Одессы. Вот официальные данные Госкомстата по регионам: Житомир — 166, Ровно — 239, Полтава — 297, Хмельницкий — 309, даже соседний Херсон накопил уже 285 долларов инвестиций на человека. Заметьте — все это города в два раза меньше Николаева и несопоставимы с ним по экономическому и промышленному потенциалу.
Может быть, поэтому на сайте горисполкома отсутствует сравнительный анализ инвестиционных достижений Николаева по отношению к соседним городам. Нет и перечня реализованных в прошлом году в Николаеве инвестиционных проектов. Зато есть на сайте «Программа привлечения иностранных и отечественных инвестиций на
2007 — 2011 гг». Может быть, этот документ дает ответы на главный вопрос: что нужно сделать для того, чтобы привлечь в город инвесторов? Ничего подобного. На самом деле это очередной бумажный продукт жизнедеятельности бесконтрольного чиновного аппарата, как всегда единодушно поддержанный депутатами городского совета. Две трети объема программы посвящено вольному изложению информации о Николаеве, обширной деятельности на международном поприще. Особенно умиляет упоминание о подготовке соглашения с администрацией города Боржоми (Грузия). В голову приходит мысль: речь пойдет о строительстве в Николаеве завода по производству знаменитой воды, но в документе об этом ни слова. Думаю, все значительно проще, кому-то срочно понадобилось поправить здоровье на водах.
Главной цели документа, изложению того, что власти собираются сделать для улучшения ситуации с привлечением инвестиций, отведено не более страницы! И в том бы не было беды, если бы на этой странице были бы расставлены приоритеты развития города, имелись бы некие правила взаимоотношений городской власти и инвесторов, были бы ссылки на перечни свободных земельных участков, незадействованных производственных площадей, приведены бизнес-планы инвестиционных проектов. Увы, вся эта информация в программе отсутствует. В программе не прослеживается связь и с незаслуженно забытым «Стратегическим планом экономического развития г. Николаева». И это печально, ведь документ впервые поднимает вопрос о стратегии развития нашего города и, следовательно, о приоритетах приложения инвестиций, что очень важно.
Можно, конечно, еще пятнадцать лет жаловаться на былую закрытость города, потерю военного кораблестроения, непосильное бремя принятых на баланс города объектов социальной сферы предприятий и многое другое. Но есть исторический прецедент: Богдану фон Глазенапу, военному губернатору Николаева, всего за 10 лет в период с 1860 по 1871 год удалось добиться не только восстановления экономики после закрытия военных верфей, но и создать социальную инфраструктуру города. Закрытый для иностранной торговли, замкнутый «на себя» город, лишенный в то время главного средства существования — судостроения и флота — был обречен на вымирание. Поэтому вице-адмирал фон Глазенап, придя к власти в Николаеве, разработал обширную программу возрождения и развития города. Он наметил несколько новых путей его развития: расширение внутренней торговли, открытие зарубежной (внешней) торговли, развитие народного образования, повышение культурного уровня общества, развитие путей сообщения с внутренней Россией и с внешним миром.
Бесспорно, привлечение инвестиций в бизнес — забота самих владельцев бизнеса. Ведь, по классическому определению, инвестиции являются долговременным вложением средств с целью получения прибыли. Следствием инвестиционной деятельности являются созданные рабочие места, уплаченные налоги, производственная и социальная инфраструктура.
Во многих странах основным инструментом местных властей в привлечении инвестиций являются налоговые льготы, целевые субсидии на создание рабочих мест, льготные кредиты. Украинское законодательство лишило наши города и регионы такой возможности. В таких условиях городская власть просто обязана сделать все от нее зависящее для того, чтобы помочь инвесторам в той мере, в какой их проекты полезны для развития города.
Для нас очень полезен опыт Чехии — лидера по привлечению инвестиций в Восточной Европе. Чешские города очень активно использовали продажу стратегическим инвесторам участков земли с подготовленной инфраструктурой, иногда вплоть до создания жилья для сотрудников новых предприятий. При этом условием для инвестора ставилась связь их деятельности с местной экономикой.
Николаев давно мог бы использовать этот опыт, однако город не воспользовался такими возможностями. На щедро отводимых земельных участках, расположенных в самых привлекательных местах, были построены десятки крупных супермаркетов, при этом город практически ничего не получает взамен — налоги торговые сети платят по месту своей регистрации, а николаевскому бюджету достаются крохи «подоходного налога».
Наиболее эффективным является предложение стратегическим инвесторам земельных участков с полным комплектом документов. Конечно, город должен определить для себя, какие направления являются стратегическими для развития экономики города, дать четкий сигнал бизнесу: инвестиции в какие отрасли могут рассчитывать на всемерную поддержку власти. В начале 2006 года эта идея витала в воздухе, однако она так и не была реализована.
Безусловно, есть специфика в работе с инвесторами крупными и не очень. Крупный инвестор требует индивидуального подхода. Прежде всего, он ждет от государственной и местной власти деятельной помощи, как минимум — негласной поддержки при прохождении многочисленных согласующих и разрешительных инстанций. Крупный инвестор вправе рассчитывать на особое к себе отношение, при этом он готов на социальное партнерство с властью в обмен на лояльность к своей деятельности. И это нормально, если все происходит в рамках закона.
Если инвестиционный проект предполагает появление новых рабочих мест, значительные поступления в бюджет, становится базой для развития территории, обязанность городских чиновников обеспечить ему «зеленую волну». Правда, для этого нужно иметь аппарат, способный работать без вымогательств и волокиты.
Один из немногих положительных примеров «зеленой волны» инвестиционному проекту в нашем регионе был в 2005 году при строительстве нового завода компании «Сандора» в Гороховке. Первоначально владельцы планировали его построить в Херсонской области. Однако сильное желание «затащить» завод в Николаевскую область заставило руководство нашей области обеспечить всемерную поддержку и содействие строительству завода. Все разрешения, согласования выдавались в рекордно короткие сроки. В технических условиях были только те требования, без которых невозможно функционирование завода. Возможность внеплановых проверок предприятия была исключена. И завод был построен за один год! В результате появилось несколько сотен новых рабочих мест и весомые поступления в бюджет в виде налогов.
Другое крайне важное направление: привлечение в город относительно скромных инвестиций десятков (хорошо бы сотен!) средних предпринимателей. Они не ждут от властей особой заботы, но им крайне нужно понимание того, что власть заинтересована в их вложениях, им необходимы хотя бы относительно свободный доступ к ресурсам и нормально функционирующая разрешительная система. Никакие затраты на имидж города не заставят человека начать свой бизнес там, где ему строят препоны на каждом шагу, где ему постоянно заглядывают в карман и подступают с протянутой рукой. (По информации одного из потенциальных инвесторов, городские мужи за принятие решения о строительстве завода по утилизации мусора заломили неподъемные суммы и инвестор вынужден был отказаться от реализации своих планов в Николаеве).
Только прозрачность отношений, равные условия для всех могут повернуть инвесторов в сторону нашего города, сделать Николаев конкурентоспособным в непростой борьбе за инвестиции с другими городами Украины. Для этого крайне важно сделать следующие пять шагов:
1. Провести широкое публичное обсуждение и утверждение сессией городского совета миссии города, стратегии его развития и, как следствие, приоритетных направлений инвестирования.
2. Принять решение о реализации исключительно инновационных проектов.
3. Обеспечить «зеленый коридор» в согласующих и разрешительных инстанциях, исключить любую «кабалу» в технических условиях для крупных, приоритетных инвестиционных проектов.
4. Обеспечить свободный доступ к информации об имеющихся городских ресурсах, свободных земельных участках, неиспользуемых производственных мощностях, оборудовании и т. п.
5. Подготовить земельные участки, обеспеченные инфраструктурой, полным пакетом документации для продажи стратегическим инвесторам на конкурсах.
Безусловно, решающим фактором для инвесторов всегда будет общий инвестиционный климат в Украине, который определяется действиями государственной власти, к большому сожалению, не всегда удачными. Однако при желании местные чиновники в состоянии повлиять на инвестиционную погоду в конкретном городе и регионе.
У меня нет никаких сомнений в том, что Николаев, обладая всеми объективными условиями для развития бизнеса, может и должен стать одним из наиболее привлекательных для инвесторов городов Украины.
Для этого, прежде всего, необходима честная власть.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |