Недавно журналисту газеты «Южная правда» Ю.Н.Агееву исполнилось 80 лет. Трудовой стаж — 56 лет. Значительную часть этого стажа Юрий Николаевич отдал культуре, такую же значительную часть — журналистике. Заслуженный работник культуры Украины, человек, создавший в городе десятки и даже сотни художественных коллективов, музыкальных школ, Домов культуры, написавший километры газетных строчек. Опять таки, о культуре и искусстве. На его счету — создание областной организации Союза художников Украины, постройка художественных мастерских, Музея судостроения и флота, памятников. В общем, человек культурный во всех отношениях, в прямом и переносном смысле. Он не просто строил культуру в городе и области, но впитал в себя эту культуру каждой клеточкой. Юрий Агеев в городе Николаеве — это легенда. В «Вечернем Николаеве» — коллега, почетный гость.
- Юрий Николаевич, вы можете закурить. Вот пепельница.
- Не курю. Вот уже почти два года! Еще 1 января прошлого года выбросил последнюю пачку сигарет. И не тянет.
- У вас большая сила воли.
- Силу воли я в себе воспитывал. Но об этом потом. А курить я начал пробовать еще в раннем детстве. Как сейчас помню. У меня был дружок в Новой Одессе, где мы тогда жили. Его отец работал в магазине продавцом. Так вот, приходим мы в магазин, Вовка отвлекает отца, а я ворую сигареты... Пожалуй, все пацаны в этом возрасте стараются подражать взрослым, пробуют курить. Иногда первый опыт навсегда отшибает от вредных привычек. А мне уже во взрослой жизни не удалось этого избежать. Бывает, как начнешь копья ломать в борьбе за благое дело, то кажется, что курение спасает от нервных перенапряжений. На самом деле, увы, только усугубляет. Сам знаю.
- Так вы детство провели в Новой Одессе? Не в Николаеве?
- Я родился в Николаеве. А вырос в районах Николаевской области, в том числе Новой Одессе, Новом Буге и т.д. Мой отец был партийный работник, да и мама — тоже. Родители были еще из тех романтиков-революционеров, которые беззаветно служили своему делу. И ехали работать туда, куда посылала партия. Впрочем, трудиться, не покладая рук, на благо народа, своей Родины научили и нас с моим старшим братом. Хотя в 1939 году отца исключили из партии, уволили с работы, назвав его «врагом народа». Но мой отец Николай Александрович был сильным человеком, не дал себя в обиду. А может, повезло. Он добивался правды, писал письма в ЦК партии. Оттуда приехала комиссия, долго разбиралась, отца снова восстановили в Компартии и послали работать заместителем председателя Новоодесского райисполкома. Затем были другие районные центры Николаевской, Тернопольской областей. Там нас и застала война. Далее была Сибирь, эвакуация, Курганская область, станция Мишкино. Два раза подростком я удирал на фронт — мне непременно надо было воевать. Тогда у всех мальчишек было такое настроение. К тому же я узнал, что мой старший брат Леонид, боевой летчик, служивший в тяжелой авиации, в 1943 году, в свои 22 года, стал Героем Советского Союза. У него звездочка из первой тысячи Героев — номер 826. Леня совершил 260 боевых вылетов на четырехмоторном самолете. Я тоже жаждал подвигов, садился в первый попавшийся товарняк и ехал на войну. Но на одной из ближайших станций меня ловили и возвращали домой. Когда территория Украины была освобождена от фашистов, папу снова направили на работу в Тернопольскую область первым секретарем Вишневецкого райкома партии. Я окончил Вишневецкую школу, затем — Кременецкий пединститут (сейчас — Тернопольский педуниверситет), литературный факультет, русское отделение. Там же меня и оставили на преподавательской работе, заметив мои организаторские способности. Это было в 1954 году. С этого момента пошел отсчет трудового стажа. Отец же учился тогда в высшей партийной школе, по окончании он попросил направление в свой родной г.Николаев. И мы все приехали. С тех пор я с городом не расставался, старался делать для его блага все, что от меня зависело.
- Но здесь вы не пошли на преподавательскую работу?
- В Николаеве я стал инспектором по искусству в областном управлении культуры. Затем перешел на работу в областную газету «Южная правда» — был «литрабом» (литературным работником). Оттуда — инструктором обкома партии. А после работал начальником областного управления культуры, зав.отделом пропаганды обкома партии и снова — начальником управления культуры. В 1982 году перешел в газету «Южная правда» — заведующим отделом культуры. Это был мой окончательный выбор. Из всего трудового стажа партийная работа занимала не так много времени. Вся моя жизнь — это культура.
- Вы и сейчас каждое утро, ровно в 8.00, дисциплинированно приходите на работу в «Южную правду», бываете на планерках, посещаете пресс-конференции, пишете. Не лучше ли на заслуженном отдыхе сидеть где-то на берегу с удочкой и ловить карасей?
- Ни рыбалка, ни охота, ни грибы меня не интересуют. Мое хобби — это любимое дело. Это культура, которой я посвятил всю жизнь. Когда в редакции пришло время уступить дорогу молодым, я стал работать на общественных началах. Мне надо оставаться в гуще событий, интересно знать, что ставят театры, что нового создали художники, как развивается наша культура, чем она живет и дышит. Какие новые имена появляются на арене, что создано, что разрушено. Впрочем, что касается хобби, для меня это — книги. Дома я собрал огромную библиотеку, где-то около 3 тысяч книг. Иногда их перечитываю. Слежу за новинками литературы. Очень люблю поэзию.
- Наверное, в вашей библиотеке есть и полное собрание сочинений В.Ленина?
- Полного собрания нет. А вот отдельные книги есть. Теперь это раритет. Я ведь был воспитан советским обществом, был советским студентом, руководящим и партийным работником. И потом, у Ленина можно и сейчас найти очень много интересных вещей. Правда, воспринимаются они совсем по-другому, с точки зрения общества неразвитого капитализма. А тогда мы жили по Ленину, верили, что построим для людей такое общество, в котором им будет комфортно жить. А ведь многое построили.
- Если ближе к теме, то именно при вашем управлении культурой Николаевской области эта сфера жизни начала активно развиваться? Об этом помнят многие люди. Построенные Дома культуры, открытые музыкальные школы, созданные художественные коллективы.
- Не я один. Я очень благодарен судьбе, что работал с такими замечательными людьми, как первый секретарь обкома партии Владимир Васляев, мэр города Иван Канаев, первый секретарь горкома партии Эдуард Шорин и др. У этих ответственных работников было очень много хозяйственных проблем, но они относились к культуре и искусству с большим пониманием, так же, как и к другим делам. Вот, например, сижу я как-то вечером в управлении. И тут звонит В.А.Васляев. «Вы что делаете?», — спрашивает. «Бумаги перебираю», — отвечаю. «Я сейчас заеду за вами, и мы пойдем слушать хороший концерт». Он бывал на концертах, посещал выставки, музеи. Это был замечательный руководитель, интеллигентный человек. Все, что он делал — было для людей, а не для «галочки». А вот еще случай. Вновь организованный украинский театр драмы и музыкальной комедии поставил спектакль «Партизанская искра» о героях подпольного движения Крымки. В.А.Васляев был инициатором проведения целой акции — на просмотр спектакля приезжали поочередно люди из всех районов области. Сначала возлагали цветы к памятнику Ленину и мемориалу героев-ольшанцев, а потом шли торжественной ходой с флагами и цветами по ул.Советской смотреть спектакль во Дворце судостроителей, где в конце весь зал вставал и пел вместе с артистами песню «Орленок». Однажды на спектакль приехал министр культуры, он был очень тронут увиденным, пел вместе со всеми. И что бы сейчас ни говорили о советской идеологии, как бы над ней ни глумились, она все же объединяла людей. А какую идею сейчас могут предложить своему народу сегодняшние политики? Главная идеология — это деньги?
- Но ведь от начальника управления культуры тоже зависело многое? Какими результатами своей деятельности вы можете гордиться и теперь?
- Когда я пришел в управление культуры, в области было всего три детские музыкальные школы, а когда уходил, — 150. Сейчас их осталось 47. Я добивался, чтобы музыкальные школы были построены во всех районных центрах, больших селах. За несколько лет мы построили 400 Домов культуры. На культуру у нас всегда выделялись копейки, что тогда, что теперь. Все объекты культуры строились за счет предприятий, колхозов, совхозов. Многие председатели колхозов всячески сопротивлялись, им надо было выполнять план по выращиванию хлеба и мяса для страны, а я требовал строить Дома культуры, музыкальные школы. С моим настойчивым участием Николаевская область впервые выступила с отчетным концертом в Октябрьском Дворце в Киеве в начале 60-х годов (тогда это было редким явлением). Тогда многое было впервые. Впервые появились народный ансамбль танца и еще несколько замечательных коллективов в Новой Одессе, Братском, Первомайске, Вознесенске, Очакове, Парутино и др. При музыкальном училище был создан первый хор, который пинимал участие в Международном фестивале хоров в Венгрии и стал лауреатом. Он поет до сих пор. В мою бытность начальником управления культуры строились Дом художников, художественные мастерские, создавалась областная организация Союза художников Украины.
- Это же сумашедший ритм жизни. Как вы все успевали и как к вашей вечной занятости относилась жена? Не устраивала скандалы?
- Женька? Никогда! За больше чем полвека совместной жизни мы ни разу не поссорились! Моя жена — замечательный человек. Терпеливая, понимающая, добрая. Хоть на ее хрупкие плечи легли все заботы о семье и детях, она никогда меня не упрекнула за чрезмерную увлеченность работой. Недаром я за нее подрался еще в студенчестве.
- Вы дрались?!!
- В детстве и юношестве я был еще тем драчуном...
- Из-за девушек?
- Нет, кулаками защищал свое достоинство, вырабатывал бойцовские качества. И всегда побеждал. Мне эти качества пригодились потом во взрослой жизни. Не кулаками, конечно, но приходилось воевать за свои идеи. А из-за девушки подрался только один раз. Это была моя Женя. За ней еще в институте, где мы учились, начал ухаживать один студент из Львова. Я его поколотил. Он понял. А позже мы с Женей поженились. И в выборе я не ошибся. Моя жена тоже работала на ниве культуры, в библиотеке. Она вырастила двух сыновей, Александра и Николая, воспитывает внуков, а теперь и правнучку Лизоньку. В доме всегда создавала мирную и уютную обстановку. Я очень благодарен ей за все.
- В творческой среде у вас много друзей. Это не мешало управлять ими?
- Наоборот. Творческие люди очень чувствительны. Им надо всячески помогать и лелеять каждую хорошую идею. Я был в дружеских отношениях с министром культуры (чем-то я ему понравился с первой беседы), часто бывал на репетициях художественных коллективов, в мастерских художников, в театрах. Мы вместе обсуждали задуманные проекты. Чтобы люди пели, плясали, творили, им нужно создать условия. Вот главная задача управленцев культуры, да и властей тоже. Нужно построить Дома культуры, мастерские, выставочные залы, театры, музеи, обеспечить квартирами художников, артистов, работников культуры. Нужно купить мебель, музыкальные инструменты, костюмы. Нужно найти и привлечь квалифицированные кадры, организовать концерты и смотры. Когда создашь все условия, вот тогда люди с удовольствием и поют, и пляшут. Мне приятно осознавать, что моя деятельность связана с расцветом культуры в нашей области и этому я отдал свою жизнь. Сейчас я с большим сожалением наблюдаю, что большинство Домов культуры, да и других объектов сейчас пустуют и разрушаются. Или вообще разобраны на кирпичи. Молодежь сейчас в основной своей массе не поет, а слушает в записи через наушники безвкусную попсу. Что-то очень важное уходит из нашей жизни. Правда, сейчас профессиональных коллективов стало больше, уровень их возрос. А вот люди перестали петь просто так. собравшись вместе. Не поется почему-то...
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |