ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
После вуза — в школу: сумасбродство или призвание?
02.10.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 113(2976) / Тираж: 7500

Скажите, ну кто в наше смутное время пойдет работать учителем?! Трудно себе представить! Маленькая зарплата, непослушные дети, родители с вечными претензиями да еще и горы тетрадей, которые приходится проверять дома... И тем не менее все идет своим чередом. Пожилые педагоги уходят на пенсию, а их место занимают выпускники педагогических вузов. В канун Дня учителя мы решили побеседовать с педагогами, которые совсем недавно пришли работать в школу, и расспросить их о том, как живется сегодня молодому учителю.

Андрей Ермачков, учитель английского языка, стаж 5 лет, школа № 20

- Почему вы решили поступать в педагогический вуз?

- В моем случае это семейное. Моя старшая сестра училась в НГУ им. В. Сухомлинского, и я решил последовать ее примеру. Еще в детстве, когда я учился в школе, мне нравилась работа учителя: он задает домашние задания, ставит оценки — это интересно. Кроме того, в финансовом отношении в конце 90-х годов образование в НГУ им. В. Сухомлинского было наиболее доступным.

- Сразу пошли в школу?

- Да, нужно было зарабатывать. Два года я отработал в школе №7, и вот уже три года работаю в школе №20. Мой общий «школьный» стаж — пять лет.

- За это время не пожалели о своем выборе?

- Нет. Хотя я знаю, что многие удивляются, когда узнают, что мужчина работает учителем. Насколько мне известно, с нашего потока только три человека сегодня работают в школе. Остальные, если и пошли в школу, то продержались три-четыре месяца. Собственно, для меня школа — это второй университет. Уже работая учителем, я многому научился. Школа мне все показала на практике. С каждым годом чувствую, что у меня получается все лучше и лучше и, в то же время, понимаю, что еще есть куда расти. Я научился общаться и с детьми, и с родителями. Причем эти навыки общения не сугубо школьные, они пригодятся в любой сфере.

- Получается выстраивать отношения с детьми?

- Да, хотя тут постоянно есть чему учиться. Учитель — это еще и психолог. В школе психология идет на одном уровне с педагогикой, если не выше. Как ни странно, знания украинского, английского языков, литературы в работе учителя стоят на втором месте. Потому что если ты зайдешь в класс и не сможешь вызвать у детей интерес к предмету, сделать так, чтобы они учили его не по принуждению, а по собственному желанию, ничего не получится. Кроме того, поначалу, когда только начинаешь работать с детьми, нужно все-таки дать им понять, что ты учитель (ни в коем случае не в грубой форме). Конечно, дети все разные. Но со всеми можно найти общий язык. Главное — не создавать из этого проблему. Важно, чтобы ребенок видел в учителе не врага, а помощника. Если ученик плохо себя ведет на уроке, я использую такой прием: даю ему почувствовать, что учитель тоже человек. Например, говорю: «Знаешь, я мог бы прожить 80 лет, а из-за того, что ты себя плохо ведешь, наверное, проживу только 79». Ребенку становится неловко, и он успокаивается.

- А материальная сторона вас устраивает?

- Как сказать... Все относительно. Конечно, зарплата небольшая, но для меня важно, что платят регулярно. Мы и кризис пережили лучше, чем другие, поскольку выплаты были стабильными, без задержек.

- Что самое трудное в вашей работе?

- Для молодого учителя трудность состоит в организации процесса, в работе в системе. Когда я только пришел, я не знал, когда лучше задавать домашнее задание, нужно ли его объяснять. Сейчас все работает, как часы.

- Что бы вы изменили в школьном процессе? Что вы считает неразумным?

- Есть программа. Подстраивать ее к каждой школе никто не будет. А хотелось бы, чтобы можно было кое-какие темы варьировать. Давать больше, чем записано в программе. Кроме того, часто нужен дифференцированный подход. Ведь кто-то из детей занимается с репетитором, а кто-то нет. Неплохо было бы пересмотреть учебники, сделать их дифференцированными (с заданиями разного уровня), чтобы всем было интересно.

- Планируете ли вы и в дальнейшем работать учителем?

- Пока нет никаких причин, по которым мне бы хотелось бросить школу. То есть какие-то причины, возможно, и есть, но я не делаю из них проблему.

- А что это за причины?

- Не относящиеся к учебному процессу виды деятельности, которыми нагружают учителей. Например, так называемый «Микрорайон». Каждый год учителя должны ходить по домам и собирать сведения о детях школьного возраста и их родителях. Это отнимает много времени, которое можно было бы потратить на самообразование, подготовку каких-то материалов для школы.

Валентина Клубачук, учитель химии, стаж 8 лет, юридический лицей

- Что побудило вас выбрать профессию учителя?

- Я приняла решение еще в школе. К этому частично меня подтолкнули сами учителя. Я училась в сельской школе, училась хорошо. И была такая практика — ставить старшеклассников на замены в младшие классы. Мне это нравилось. Но в жизни не сразу все сложилось так, как хотелось бы. После школы я несколько лет работала секретарем. Но потом решила, что профессия учителя — мое призвание. Я окончила Винницкий пединститут, получив специальность «учитель химии». За восемь лет я сменила три школы. Последних три года работаю в юридическом лицее.

- Когда выбирали эту профессию, вас не пугало то, что у учителей маленькие зарплаты, а работа трудная?

- Это как посмотреть. Во-первых, это стабильная работа. Во-вторых, у учителей большой отпуск летом. Для человека это важно. В-третьих, ты постоянно общаешься с детьми, и этот поток энергии подпитывает тебя, хочется жить, творить. Постоянно приходят новые дети, и ты чувствуешь, что живешь, и не замечаешь своего возраста.

- За восемь лет не пожалели, что стали учителем?

- Нет. Конечно, хотелось бы больше внимания от государства, материального стимула, меньше бумажной работы, отчетов.

- Как находите ключик к детям? Что вам помогает?

- Я по природе такой человек, которому хочется, чтобы мир был добрее. Когда дети взрослеют, им нужно прививать чувство доброты. Они должны знать, что в жизни не всегда ценится материальная сторона. Иногда важнее моральный аспект. Я вспоминаю себя, что мне нравилось в учителях, что располагало к ним. Мне легко находить общий язык с детьми. Хотя, возможно, у меня слишком мягкий характер, иногда с ребятами нужно быть жестче. Но я тоже добиваюсь результата своим мягким характером, пусть и несколько позже, чем жесткий учитель.

- Что для вас самое трудное в работе?

- Такого нет. Есть что-то не знакомое, с чем раньше не сталкивался. Трудно, когда приходишь в новый коллектив, нужно изучить требования, правила. Это трудности больше психологического характера.

- Что бы вы изменили в учебном процессе? Что бы вам хотелось исправить?

- Я считаю, что в младших классах должно быть больше практики по математике и языкам. Чтобы, придя в старшие классы, дети имели навыки работы. А в старших классах нужно ввести предмет наподобие «Этики и психологии семейной жизни». Нужно рассказывать детям о том, как вести себя в коллективе, чтобы они умели общаться, искать выход из трудных ситуаций. Сейчас для них это очень важно. Они больше работают с компьютерами, а общение отходит на второй план.

- Собираетесь ли вы работать в школе и в дальнейшем?

- Да, собираюсь. Конечно, учителю нужно разнообразие, чтобы не устареть. Нужно заниматься саморазвитием. Но для этого не обязательно менять профессию.

Оксана Бойченко, учитель физики, стаж 4 года, школа №11

- Как случилось, что вы стали учителем?

- Когда я училась в школе, мне очень нравилась учительница биологии. Тогда я поняла, что хочу быть такой учительницей, как она. Она у нас практически танцевала возле доски. Мне было интересно. А почему физика? Тоже была хорошая учительница, мне нравился этот предмет, и вообще, я считаю, что это наша жизнь. Эта наука изучает все, что нас окружает. Я окончила НГУ им. В. Сухомлинского.

- Сколько школ вы поменяли?

- Это моя первая школа и думаю, что последняя.

- Что вас привлекает в профессии учителя?

- Я считаю, что важна не только любовь к профессии, но и коллектив, в который ты попадаешь. Ведь он тебя окружает каждый день. Я проходила практику и в других школах, мне там не очень нравилось. А здесь, в школе №11, коллектив очень творческий, он всегда идет на помощь во всех вопросах. У нас есть «Школа молодого учителя». Там нам помогают в организации учебного процесса, мы принимаем участие в различных конкурсах. И директор нам всегда помогает. Когда я только пришла в школу, мой кабинет не был оборудован как следует. А директор купил новый телевизор, компьютер. С современной техникой работать очень легко. Мои дети часто побеждают на олимпиадах. Это тоже побуждает работать.

- Как у вас складываются отношения с детьми?

- Поначалу мне было страшно. Когда я только пришла, мне дали девятый класс, и было довольно сложно. Но я стараюсь быть с детьми на одном уровне, а не так, что я, мол, руковожу, а вы работайте и подчиняйтесь мне. У нас четыре стены в классе и хочется разрушить пятую — между учителем и учениками. Хочется, чтобы они меня понимали, а я их.

- Получается?

- Да. Без лишней скромности скажу, что у меня на уроке всегда порядок и дисциплина.

- А как вы этого добиваетесь?

- Главное — заинтересовать учеников. Сделать так, чтобы им было интересно находиться на уроке.

- Когда выбирали профессию, вас не пугала материальная сторона?

- Я об этом и не думала. Я рано вышла замуж, и меня обеспечивает муж. Моя зарплата не играет особой роли в нашем семейном бюджете.

- Что для вас самое трудное в работе учителя?

- Налаживание связи с детьми. Создание нужной атмосферы на уроке. Чтобы дети воспринимали меня как учителя, любили, уважали и были благодарными. У меня уже четыре года свой класс. Мы вместе ходим в музеи, в театры, в кино, ездим на экскурсии, на природу. Такое общение после уроков сближает. Я всегда говорю, что у меня 31 ребенок: один свой, и 30 — в школе.

- То есть вы не жалеете, что пришли работать в школу?

- Ни в коем случае. Мне предлагали учиться дальше, идти преподавать в институт. Но я отказалась, поскольку без детей не представляю своей жизни.

- Что бы вы изменили в учебном процессе?

- Всех моих коллег-учителей физики не устраивает программа по физике для седьмых классов. Она слишком сложная. Всего один час в неделю. Дети еще умственно не готовы. С документами в нашей школе легко работать. Завучи нам всё готовят, поэтому учителям не надо делать много бумажной работы.

- Планируете ли вы оставаться учителем и в дальнейшем?

- Да. Иногда, конечно, устаешь на работе. Но с другой стороны, летом, когда длинные каникулы, я вечерами, бывает, не знаю, что делать. Сажусь за компьютер и готовлю себе наперед конспекты, планирование. Школа — это мое призвание и моя жизнь.

Автор: Беседовала Ольга Сквирская.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту