ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
В «СИЛЬНОЙ УКРАИНЕ» УВЕРЕНЫ, ЧТО В ЦЕНТРЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖЕН СТОЯТЬ УЧИТЕЛЬ
02.10.2010 / Газета: Южная правда / № 108(22698) / Тираж: 24600

Есть в году один день, когда принято любить учителей. Чем-то это напоминает сказку про Золушку. Наступил День учителя — и вот наши педагоги в центре внимания благодарной общественности — слышат в свой адрес теплые слова, получают поздравления и непременные пожелания «успехов в работе», несут домой п ахучие осенние цветы... Заканчивается праздник — и раз! Как будто от нажатия выключателя гаснет свет внимания и уважения, в котором аж целый день грелись представители самой нужной — и важной, и трудной (и как там нас еще учили в далекой советской школе?) профессии. А на свет опять выползает огромный воз проблем нынешних учителей. Проблем, которые решаются не праздничными речами и премиями «ко Дню учителя», а исключительно кропотливой системной работой, глубокими структурными изменениями в отечественной сфере образования. Как насчет Дня учителя каждый день? Разве не фигура педагога стоит в основе получения нашими детьми качественного современного образования?

Партия «Сильная Украина» подготовила концепцию изменений в сфере образования. В основе — три важнейших принципа: доверие к учителю, обеспечение его творческой работы и эффективного контакта с детьми и, безусловно, всемерная поддержка школы. О реформах, необходимых сегодня системе образования Украины, говорим с руководителем Экспертной комиссии по вопросам образования партии «Сильная Украина» Сергеем Ветровым.

-Реформа отечественного образования — нынче тема модная. А ведь речь идет о воспитании наших детей — будущего страны. Сплеча рубить в такой ситуации — себе дороже...

- Поэтому речь идет о реформах очень взвешенных, системных. Сегодня все понимают, что система образования реально нуждается в изменениях, но мало кто верит в возможность действительно эффективных перемен. Общество, родители должны сформулировать свой социальный заказ на современное среднее образование. Мы в «Сильной Украине» убеждены — в центре этой системы должен стоять учитель.

- У которого тоже есть свои запросы.

- Безусловно. Воспитание детей — это не та вещь, на которой экономят. И государство должно обеспечить учителя достойной зарплатой. Еще один важный момент — схема расчета этой оплаты. Существует мировая практика: педагог, который работает творчески, имеющий высокую квалификацию, получает за свой труд существенно больше. В Украине эта разница — сущие копейки. И такая «уравниловка» играет чрезвычайно негативную роль.

- То есть все упирается в решение финансовых проблем? Будут деньги — будет и качественное образование?

- Деньги решают многое, но не все. Сегодня вопрос достойной оплаты учительского труда первоочередной, потому что это еще и вопрос престижа профессии. Просто не получится думать о творческом подходе к работе и потребностях учеников на пустой желудок!

И, конечно, как только изменится к лучшему ситуация с оплатой — «помолодеют» кадры. Хотя сегодня молодежь не хочет идти работать в школы и по другой причине. Им, знаете ли, там скучно — нет возможности для самореализации, профессионального роста.

- Да уж, наверное, простора для самореализации при жестких учебных планах не очень много.

- Жесткая система администрирования «сверху вниз», доставшаяся нам от СССР, вообще не очень способствует самореализации и творческому росту. Поэтому мы в «Сильной Украине» убеждены: отечественной системе образования нужна децентрализация. Вместо бесконечных бюрократических проверок и жестких рамок учебных планов — полноценный диалог школы и общества. Мы должны доверять учителю. Он — профессионал — знает, что и как лучше воспримут его воспитанники.

- Творческий поход — это прекрасно. Но любой родитель все-таки хочет, чтобы его ребенка учили не только с чувством, но и по плану.

- И разрабатывать эти планы, программы должны специалисты, а не чиновники, давным-давно оторвавшиеся от реальной педагогической работы. У нас есть много талантливых педагогов, интересных методик, созданы авторские школы. Но никто о них не говорит.

Между прочим, еще несколько лет назад Украина заявила о переходе от модели государственного управления образованием к общественно-государственной. Речь идет о системе, где контроль за содержанием и качеством образования переходит к муниципальным, профессиональным и общественным структурам.

Отличная, оправдавшая себя в мировой практике схема — образовательные округа, в профессиональные и общественные советы которых входят педагоги, родители, общественные деятели, бизнесмены. Те, кто объективно лучше ориентируются в нуждах и потребностях конкретной территории — а значит, могут эффективнее решать актуальные задачи. А органы местного самоуправления будут обеспечивать работу школ.

- Но мы-то знаем, что достойное обеспечение школ — это еще одна проблема.

- Сегодня из бюджета у нас финансируется не образование как таковое, а затраты на содержание зданий школ и зарплаты учителям. Я считаю, школа может и должна зарабатывать — в том числе на надбавки к зарплатам педагогов. Запрещать это делать, мягко говоря, неразумно. Тем более что законодательство предусматривает массу способов такого заработка. Заметьте, мы говорим о честном и легальном пути! Государство должно дать школам возможность укрепить свое материальное положение с тем, чтобы они могли творчески подходить к обучению детей.

Плюс, безусловно, нужно предусмотреть налоговые льготы для тех предпринимателей, которые финансово поддерживают школы. Это реально позволит привлечь больше средств на их развитие — в том числе, внедрение новых методик.

Педагог должен стать для ребенка ярким первым примером успешного, современного, развитого человека. А для этого нужно реально повысить статус учителя, вернуть авторитет этой профессии.

Автор: Евгений ЕВГЕНЬЕВ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту