Проект Налогового кодекса остается одной из самых обсуждаемых и резонансных тем в обществе. О том, что сулит Николаеву документ, который сегодня рассматривается в Верховной Раде, мы беседуем с Сергеем Михайловичем Исаковым, директором завода «Лиман» и лидером общественной организации «Наш город».
- Сергей Михайлович, как вы считаете, даст ли позитивный эффект для николаевской экономики утверждение Налогового кодекса в той редакции, которая сегодня существует?
- Прежде всего, нужно вспомнить, что этот кодекс долго ждала вся страна. Далеко не все ожидания оправдались. Позитивное значение имеет уже сам факт сведения в один документ двадцати налоговых законов и пяти десятков подзаконных актов. Также развитию бизнеса в Украине будет содействовать снижение ставок налога на прибыль, предстоящее с 2014 года снижение налога на добавленную стоимость. Хотя проекг Кодекса вызывает серьезное беспокойство в части администрирования налогов и налогообложения малого предпринимательства.
- Но ведь предлагается освобождение судостроения и легкой промышленности от налога на прибыль на 10 лет.
- Для того, чтобы с прибыли взимать налоги, надо сначала эту прибыль заработать. А в нынешней ситуации в украинском судостроении речь об этом не идет. Нулевая ставка налога на прибыль — это, скорее, символический акт, обнадеживающий сигнал для отрасли со стороны государства. Таможенные пошлины на ввоз импортного оборудования, ситуация с НДС, доступность долгосрочных кредитов для судостроителей имеют гораздо большее значение, чем ставка налога на прибыль.
Не следует ожидать и быстрой реакции легкой промышленности. Большинство швейных предприятий области работает сегодня по давальческим схемам, а значит, на них не распространяется десятилетнее освобождение от налога на прибыль.
А вот отдельные аспекты Налогового кодекса, имеющие жизненно важное значение для города, к сожалению, должной реакции городских властей не получили.
Все, включая правительство, признают, что на первом этапе произойдет снижение налоговых поступлений. В масштабах страны в 2011 году самый большой «минус» — 6,5 млрд. — даст подоходный налог. И если в государственном бюджете это частично компенсируется за счет роста других налоговых поступлений, то в городах ситуация просто катастрофическая. Например, в Николаеве подоходный налог составляет половину всех доходов городского бюджета! Кроме этого, Налоговый кодекс упраздняет 12 местных налогов и сборов, в том числе рыночный сбор, в несколько раз уменьшает долю местных бюджетов от транспортного сбора, резко уменьшатся доходы от единого налога.
За счет чего будем затыкать дыры в городском бюджете? Будем надеяться на Киев, на то, что государство уступит городу другие источники дохода? Так у
правительства своих проблем в избытке, ему долги возвращать нужно,
Обратите внимание: в процессе обсуждения проекта Налогового кодекса активное участие принимали все: облгосадминистрация, крупные и малые предприятия, профсоюзы предпринимателей. Не слышно было только наших городских начальников.
- Не все из них пришли к соглашению, и еще меньше предложений учтено в итоговом тексте проекта.
- Но областная власть и бизнес просчитали и свой интерес, и последствия для своей деятельности введения новых налоговых норм, А где же позиция города Николаева? Неужели в городе потери городского бюджета никого не волнуют? Кто же, кроме депутатов и чиновников горисполкома, должен защищать интересы городского бюджета? А ведь большинство из этих людей рассчитывают остаться в городской власти и после выборов. Но мы не видим даже формальной попытки предупредить надвигающиеся перемены,
- Думаете, Николаев был бы способен тут что-то изменить?
- Если относиться к этой работе так, как готовились последние годы, например, основные программы развития городской власти, — бездумно переписывая из года в год одни и те же фразы, — то повлиять ни на что нельзя. Но я убежден, что в горисполкоме есть достойные профессионалы. Есть сильные экономисты и в городе, ученые и практики из николаевских вузов и организаций, которые в состоянии подготовить серьезный анализ и предложить действенные меры»'для Новой экономической ситуации. Нет только политической воли городской власти.
- Почему, вы считаете, что экономическая ситуация в городе будет меняться?
- А вы поговорите с предпринимателями. Административное давление на них усилилось многократно. И слишком многие собираются закрыть бизнес или уйти в тень после изменения условий работы на едином налоге, которые заложены в Налоговом кодексе. Сегодня малый и средний бизнес обеспечивает четверть доходов городской казны, а сколько из них продолжат платить налоги завтра? Посмотрите на таксистов. Уже сегодня движущихся машин с «шашечками» в городе практически нет. Символ принадлежности к. семье таксистов можно увидеть только на припаркованных машинах, ожидающих клиента. А ведь речь идет и о рабочих местах,' и о нагрузке на социальные фонды и службы, об уплате (и неуплате)^ коммунальных платежей,,. Следующие два года будут очень сложными, даже в сравнении с недавним кризисом.
- Но что можно сделать в отдельно взятом городе, да и еще силами одной городской власти?
- У городской власти есть свои рычаги для влияния на экономику города. Во-первых, обеспечить равные и честные правила доступа к городским ресурсам: бюджету, земле, к работе на рынке перевозок, жилищных услуг и т. д.
Когда подряды на ремонты дорог получает тот, кто может сделать их быстро, качественно и недорого, а не тот, кто знает что в какие кабинеты заносить; когда конкурс на право перевозки пассажиров выигрывает тот, кто имеет свою техническую базу, меньшую аварийность, эффективную экономику, а не тот, кто больше «отстегнул» в горисполкоме — бизнес будет и развиваться, и пополнять городскую казну. Сейчас те средства, которые предприниматели тратят на взятки, откаты и надуманные разрешения, они возмещают либо за счет бюджета, либо за счет рядовых горожан.
При городском бюджете почти в миллиард гривен в коррупционных дырах исчезают десятки и сотни миллионов.
Кроме того, только городская власть может добиться, чтобы ее служащие на деле выполняли все красивые обещания об упрощении регуляторных и разрешительных процедур. Любой предприниматель, который проходил разрекламированное единое окно и администраторов единого офиса, прекрасно понимает, о чем идет речь.
Поверьте, большая часть предпринимателей готова работать легально, если дать им такую возможность.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |