Вместе с Украинским журналистским фондом «Николаевские новости» отправились в Дрогобыч
Раннее утро. Наш поезд прибыл во Львов. На вокзале в зале ожидания уже собираются журналисты из всех регионов страны. Украинский журналистский фонд везет нас на родину Ивана Франко — в Дрогобыч. Два часа езды, и мы уже в городке с населением около ста тысяч человек, первое документальное упоминание о котором датируется 1387 годом.
Каждый древний город имеет свой исторически сложившийся административный центр. В Дрогобыче таким центром на протяжении многих веков была и есть сегодня площадь Рынок. Главная достопримечательность — здание ратуши. Далеко видна ее высокая башня с часами. За курантами следит старый пан, которого многие в городе считают странноватым. Он круглый год ходит босиком, а молится и бьет поклоны прямо на газоне парка имени Бандеры. Выглядит довольно необычно, но как бы там ни было, время в Дрогобыче диктует этот чудак.
Очень колоритная личность и сам хозяин ратуши — мэр Николай Гук. На встрече с журналистами Николай Петрович довольно оптимистично рассказал о проблемах Дрогобыча — недостаточном финансировании, разбитых дорогах, стихийной торговле и безработице. На пресс-конференции у городского головы поинтересовались, что для него является более приоритетным — национальная идея или решение экономических задач? Мэр сказал, как отрезал: «Свобода и независимость Галичины!» Ну, а деньги в казне «откуда-нибудь появятся»...
В нескольких минутах ходьбы от ратуши расположилась площадь Юрия Дрогобыча. На ней всегда многолюдно. Здесь, кроме студентов, туристов, ребятни, всегда можно встретить местных старожилов, готовых поведать благодарному слушателю бесконечные истории о том или ином уголке Дрогобыча.
Именно такой старичок рассказал мне, что площадь Юрка, как ее называют жители, никакой площадью... не является! Трудно поверить, но территория, украшенная нынче клумбами и вербами, которые вместе с костелом Святого Варфоломея служат чудесным фоном для фото на память и где красуется бронзовый Юрик, ранее использовалась для неотложных нужд граждан. Здесь были городские туалеты. Потом грунт разровняли тракторами, постелили брусчатку и поставили памятник славному Юрию Дрогобычу. Этот ученый эпохи Ренессанса был поэтом, математиком, физиком, врачом, философом и астрономом. Ровесник Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти, полюбив этот город, сменил имя с Юрия Котермака на Юрия Дрогобыча.
Еще одним известным дрогобычцем является писатель и художник Бруно Шульц. С его творчеством можно познакомиться в небольшом музее, расположенном в местном педагогическом университете. Имя Бруно Шульца сегодня ставят в один ряд с величайшими литераторами прошлого века Марселем Прустом, Францем Кафкой и Владимиром Набоковым. И по сей день творчество Шульца (а писал он на польском) филологи изучают как некий необъяснимый феномен. Галицкий провинциал вошел в историю не только польской, но и мировой литературы. В Украине о Шульце заговорили лишь в июне 2001 года. И вовсе не благодаря прекрасному переводу на украинский язык его книг «Корицевые лавки» и «Санаторий под Клепсидрой», а из-за скандального события, связанного с незаконным вывозом в Израиль настенных росписей писателя, сделанных в период Второй мировой войны по заказу гестаповца Ландау.
Графические работы Шульца, близкие по духу творчеству небезызвестного львовянина Леопольда фон Захер-Мазоха, обыватели часто воспринимают как порнографию. По сюжетам его графики несложно определить интимные пристрастия художника.
Женщины в исполнении Бруно властны и недоступны, а мужчины — по-рабски покорны и послушны. В лицах добровольно униженных, лестно лобызающих женские ноги героев Шульца легко узнавались черты самого художника. Исследователи его жизни соглашаются, что Шульц был мазохистом. Но все же эта небольшая странность не помешала ему приобрести широкую известность.
Недалеко от здания педагогического университета находится жемчужина Дрогобыча — деревянная церковь Святого Юра. Историки утверждают, что в средневековье дрогобычские чумаки выменяли в прикарпатском селе Надеево соль на храм Божий. Именно отсюда в 1657 году они привезли готовую раскладную церковь — храм Святого Юра. Церковь со всеми ее куполами и галереями была собрана без единого гвоздя.
Говорить о Дрогобыче можно много и по-разному. Для одних этот город полон трагизма и унижений национального достоинства украинцев, для других — это город поэтов, художников и музыкантов. Но для всех — застывшая в камне сказка. Попав сюда однажды, уже невозможно забыть то ощущение волшебства, которое возникает при соприкосновении с городом — драгоценной реликвией, в которой кипит обычная жизнь.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |