ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Cеконд хенд купить оптом и в розницу в Украине станет невозможно?
06.10.2010 / Газета: Партнер-информ / № 37(592) / Тираж: 5100

Как гласит народная мудрость — плохому танцору всегда что-то мешает. В этом означенный выше танцор очень схож с любым украинским Кабинетом Министров. Некогда Кабмин Юлии Тимошенко под благородным предлогом «поддержки отечественного производителя» решил запретить ввоз секонд хенда в Украину на условиях давальческого сырья. Это решение не было обоснованно никак и ничем. Сегодня, как ни странно, действующая власть продолжает наступление на торговцев second hand, видя в них корень зла для всей легкой промышленности Украины. Однако не секрет, что любые запретительные меры правительства моментально отражаются на кармане обычных украинцев. Если ранее секнод хенд монопольно занимал нишу дешевой одежды, то сейчас его попросту оттуда выдавливают, хотя заполнить нишу дешевой одежды попросту нечем и некому — продукция еле работающей в полуручном производстве украинской легкой промышленности не по карману, порой, даже приезжим гостям из-за рубежа. Кто же заинтересован в том, чтобы забрать у украинцев последние секонд-хендовые рубахи?

Расчеты и пояснения отсутствуют

По старой доброй традиции для всех Кабинетов Министров, специалисты разрабатывающие те или иные законодательные ограничения, не дают достаточно веских обоснований необходимости предлагаемых изменений. Не было ни единой цифры и ни одного, действительно, толкового расчета в поддержку инициативы ограничений по ввозу секонд хенда и у Юлии Тимошенко. Впрочем, это и не удивительно, ведь тогдашний министр экономики г-н Данилишин вряд ли об экономике знал больше чем слепой о солнце (затем его очевидно на этом месте и держали).

Совершенно непонятно, почему правительство не озаботилось действительно существенными проблемами. К примеру, не запретило экспорт бензина и светлых нефтепродуктов из России, что, безусловно, пошло бы на пользу отечественной нефтехимической отрасли, обеспечило работой и зарплатой десятки тысяч человек. Хоть и частично, но это решило бы проблему с трудоустройством в ряде городов и промышленных зонах, где расположены украинские нефтеперерабатывающие заводы. Попутно Кабмин получил бы в свои руки возможность регулировать цены на бензин внутри страны. Путем предоставления налоговых льгот и преференций.

Однако наступление было решено вести на торговлю. Хотя даже сами представители отечественного легропма сомневались в том, что ограничения на ввоз секонд хенд помогут им в увеличении объемов производств. Мало того, все эксперты предсказывали лишь подорожание китайского и турецкого ширпотреба и недоумевали: в какой же такой ценовой категории секонд хенд может конкурировать с отечественным производителем?

В низкой? Ну так днем с огнем не найти украинских рубашек и брюк стоимость в 5-10 грн. В высокой? Но даже если под видом секонд хенда и завозят так называемую «элитную одежду» мировых брендов, то ничего подобного в украинский легпром не может предложить рынку. А объемы продаж товаров категории Hi End и Luxury настолько ничтожны, что говорить о хоть каком-то значимом влиянии акцизов и/или таможенных пошлин на товары для наполнения Бюджета государства — просто глупо.

На чью мельницу льется вода?

По той же «протоптанной Тимошенко дорожке» сегодня следует и новая власть. Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства направил в секретариат Кабинета Министров законопроект, которым предлагает запретить ввоз в Украину подержанной одежды (секонд хенда). Премьер-министр Украины Николай Азаров, презентуя проект нового Налогового кодекса, сообщил, что документом на десять лет будет введена нулевая ставка налога на прибыль для легкой промышленности, однако при этом с 1 января 2011 года будет прекращен ввоз в Украину товаров секонд хенд.

Отметим, что в поданном в парламент проекте Налогового кодекса это указано лишь в переходных положениях. Мало того, нет ни малейшего намека на то, а какое же именно предприятие можно считать «предприятием легкой промышленности», а также какая именно госструктура будет это определять. Минпромполитики? Но оно ГНАУ не указ. Кабмин? Но тогда перечень таких предприятий будет уж очень специфически составлен, так как нет критериев. ГНАУ? Но в этом случае в Украине может вообще не оказаться ни одного предприятия легпрома...

Да, кстати, в Разделе ХІV при перечислении видов деятельности для которых запрещено применять систему упрощенного налогообложения упоминается розничная торговля подержанными вещами вообще и торговля товарами секонд хенд в частности. То есть ввозить можно будет, но продавать только через фирмы — плательщиков налогов на общем основании.

С этой нормой категорически не согласна глава парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская (фракция БЮТ). Она полагает, что без ликвидации контрабанды предложенные меры не дадут положительного эффекта. «Непонятно, зачем правительству запрещать легальный секонд хенд, который занимает небольшую и очень специфическую долю рынка одежды. Бороться нужно с контрабандой, которая охватывает 70% рынка», — отмечает Королевская.

Отдельные представители отечественного легрома в своих потугах обосновать борьбу с секонд хендом проявляют недюжие знания в области органической химии и физиологии человека. Так, по мнению президента Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности Валентины Изовит, товары секонд-хенд при ввозе в Украину практически не проверяются на соблюдение гигиенических и санитарных норм: «Здесь ничего не проверяется. А мы знаем, что все это обрабатывается там формальдегидом, формалинами, которые вредны для здоровья человека, — заявляет В.Изовит. — Отмечу, что формальдегид — газообразное вещество и для дезинфекции в чистом виде не применяется вообще, а используется как консервант в косметическом производстве. Формалин же — это водно-спиртовый раствор формальдегида, который используется для консервирования биологических тканей и не подходит для применения к примеру с шелковыми тканями или изделиями из кожи».

Генеральный директор Arber Group Вадим Золотаревский полагает, что запрет секонд-хенд лишь в незначительной степени пойдет на пользу отрасли, так как данный вид товара отвлекает спрос только в самом нижнем ценовом сегмента, да и то — незначительно. Такой запрет не решит основных проблем украинского легпрома. По словам Золотаревского, только очень небольшая часть украинских швейных предприятий обладает достаточно развитыми каналами дистрибуции своей продукции, что, по его словам, является основой для успешной работы на рынке. А если каналы сбыта и есть, то для этого необходимо создавать свои коллекции, например одежды, или предлагать актуальный, востребованный ассортимент по приемлемой цене.

Еще более категорична в своих оценках народный депутат Ксения Ляпина. По ее мнению, основной проблемой для легпрома является коррупция, прежде всего в таможенных органах, которая позволяет ввозить импортные товары через «черные» и «серые» схемы.

Немного математики

«Ежегодно в страну ввозится 2 килограмма секонд-хенда на человека. Если бы эта продукция производилась в Украине, мы получили бы рынок в 22 миллиарда в год и миллион рабочих мест. И это без учета того, что секонд-хенд часто представляет угрозу для здоровья граждан», — заявил глава Комитета Михаил Бродский, поясняя инициативу по запрету ввоза в Украину товаров класса секонд-хенда.

Итак, у нас есть несколько цифр, от которых можно оттолкнуться в расчетах и показать, что неумение отечественных чиновников считать, достигает поистине астрономических масштабов.

Начнем с публичных данных относительно объемов производства в легкой промышленности Украины. В 2008 году премьер-министр Юлия Тимошенко заявляла, что в период с 1990 г по 2008 г объемы производства в легкой промышленности уменьшились в 10 раз — с $15 млрд в 1990 г до $1,5 млрд в 2008 г.

Приняв для удобства расчетов соотношение гривна/доллар 8 к 1 получим, что в 2008 году на украинский рынок отечественный легпром поставлял товаров аж на 12 млрд грн! С тех пор производство уменьшилось. Так что совершенно непонятно, за счет чего оно может возрасти в 2011 году в 2 раза. Ведь такой рост требует не только желания, но и производственных мощностей, инвестиций, рабочих рук, сырья, налаженных каналов сбыта и многого другого. Не говоря уже о том, на данный момент Украина не в состоянии обеспечить необходимый ассортимент продукции для удовлетворения потребностей своих граждан в товарах легкой промышленности.

Идея о миллионе рабочих мест также вызывает сомнения. Хотя бы потому, что по данным Госкомстата в легкой промышленности трудилось в 2007 году 150 тыс. человек (в 2009, по экспертным оценкам, на 10-20% меньше в связи с кризисом). С какой радости их число возрастет в 7-8 раз (и это всего лишь при двукратном увеличении объема выпуска продукции) — непонятно. Если же автору возразят, что надо бы посчитать еще и представителей торговли и смежников, то замечу, что секонд-хенд продается не сам по себе. И рассчитывать на увеличение количества торговых фирм и занятых там людей просто неразумно. А смежники и подавно не потребуются в столь значительном количестве, так как увеличение объема выпуска продукции никак не может вызвать необходимости такого резкого увеличения численности рабочих.

Черная дыра на таможне

Теперь, что касается объемов ввоза 2 кг на душу населения в 45 миллионной стране составляет в сумме 90 млн кг или 90 тыс. тонн. Это — 1500 железнодорожных вагонов. Или 300 грузовых ж/д составов, которые ежедневно и круглогодично, кроме воскресений и государственных праздников едут в Украину. Сложно представить, что такой объем товаров ввозится «в черную», но — допустим.

Теперь подсчитаем каков объем рынка. На данный момент среднеоптовая цена 1 кг вторсырья — 1 евро. Средняя продажная цена — 3 евро. Следовательно — 270 млн евро или порядка 3 млрд грн составляют максимальный теоретический объем рынка секонд хенд в Украине. Господин Бродский уверяет, что ликвидировав его, можно продать товаров на в 7 (!) раз большую сумму — 22 млн грн. Такое утверждение относится скорее к разряду социальной фантастики, чем к области экономического прогнозирования.

В реальности на место секонд-хенда придет third hand — «блошиные» рынки времен гражданской войны и послевоенного времени 40-ковых годов 20-го века, а также дешевый и низкосортный китайский ширпотреб.

В свою очередь, Премьер-министр Украины уверен: «Торгуя на базарах, мы экономику не поднимем». И действительно, если торговать только на базарах, то не поднимем. Но вот незадача, для более современных видов торговли нужны как инвестиции, так и стабильные условия работы и гарантии соблюдения законов в первую очередь чиновниками. А вот этого в Украине как раз и нет.

«Мы говорим нашим людям — друзья, хватит только перепродавать... секонд хенд или еще что-то. Давайте, мы готовы вам создать условия, дать дешевые кредиты, освободить от уплаты налогов, но создавайте, наконец, свою легкую промышленность, свое производство товаров народного потребления», — заявил Н.Азаров в эфире телеканала «1 1».

Но что же мы видим в реальности? Дешевых кредитов нет и не предвидится. Налоговых каникул не ожидается, а ставки налогов как раз растут. Ни о каких дотациях на создание рабочих мест даже речи не идет, а ведь только по официальной статистике на создание одного рабочего места в Украине работодатель тратит от 6 000 до 50 000 грн (в зависимости от отрасли). Так что, на создание 1 млн рабочих мест, о которых так печется г-н Бродский потребуется от 6 до 50 млрд грн. Где их взять?

Борьба с секонд хендом на руку Китаю

Одним из результатов визита президента Украины Виктора Януковича в Китай стала договоренность о получении Украиной китайского кредита. С одной стороны — это можно рассматривать как безусловно позитивный момент. С другой — не следует забывать о том, что Китай всегда и везде преследует и защищает в первую очередь свои интересы. И это правильно. Но вот какая от этого польза Украине? Да, в, общем-то, никакой. Скорее даже ущерб просматривается, так как кредит надо будет отдавать. А потрачен он будет, скорее всего не на модернизацию собственного производства, а на банальное проедание.

По мнению директора аналитического центра «Бюро экономических и социальных технологий» Валерия Гладкого, в случае получения кредита от Китая, Украина будет вынуждена покупать китайские товары и услуги. «Что касается кредитов от Китая, то в случае получения $10 млрд мы будем вынуждены большую часть этого кредита потратить на закупку китайских товаров и услуг. Тогда давайте уже возьмем кредит у Российской Федерации и будем покупать русские товары и услуги», — заявил эксперт. Отмечу, что с тем же успехом можно взять кредит ну, скажем, у Южной Кореи и потратить его на закупку южнокорейских товаров.

Теперь вопрос: а как же кредит относится к борьбе с секонд хендом? Напрямую! Ведь товары, представленные в ассортименте украинских «стоковых» магазинов и рынков, особенного высшего ценового сегмента, в первую очередь конкурируют именно с товарами китайского производства!

Вывод очевиден: под видом отстаивания прав отечественного производителя проходит активная лоббисткая компания, которая по всем видимым признакам будет на руку в основном китайской легкой промышленности, которая имеет все возможности удовлетворить потребность украинского потребителя на товары повседневного спроса. А если учесть еще и тот факт, что на встрече 14-15 сентября между Президентами Украины и Казахстана рассматривалась договоренность о вхождении Украины в строительство транзитного транспортного коридора «Китай-Европа», который предусматривает обеспечение железнодорожного транзита между Китаем и ЕС через Казахстан, Каспий, Кавказ, Россию и Украину, то «борьба с секонд хендом показывает себя именно в свете отстаивания интересов Китая, а отнюдь не «отечественного товаропроизводителя».

Народные протесты

На прошлой неделе по всей Украине прошли акции протеста против закрытия секонд хендов. На митинги протеста вышли десятки тысяч людей в более чем 20 городах страны. В Луганске против закрытия митинговали даже голышом. Например, поэт Ярослав Минкин, раздевшись до трусов, ходил по улицам города. «Мне это надоело, я выражаю свой молчаливый протест!», — прокомментировал он инициативу Кабмина о запрете ввоза «дешевой одежды из Европы». «Секонд хенд — народный бренд!», — скандировали молодые люди. Милиция голому протесту не мешала, прохожие — морально поддерживали и фотографировали.

Харьковчане же вышли на центральную площадь города с транспарантами. С ними вместе — работники магазинов ношеной одежды, собралось порядка 5000 человек. Около 2000 человек вышли на центральную площадь Львова. Жители города заявляют: секонд хенд — не зло, а спасение для малоимущих граждан.

Секонд хенд поддерживают и в Донецке. Местные предприниматели отвергают заявления властей о том, что сэконд-хенд уничтожает отечественную легкую промышленность. «На каждый крупный секонд в Донецке приходится около 100 постоянных покупателей. Это 10 — максимум 20 тыс. жителей миллионного города. О каком «убийстве» легпрома можно говорить? Китайские и турецкие товары забирают в разы больше покупателей», — заявила Марина Калугина, предприниматель, пришедшая на митинг.

В Киеве перед Верховной Радой протестовало несколько тысяч человек. Предприниматели заявляют, что их протесты будут продолжаться.

Замечу, что борьба с секонд-хенд ведется на фоне взрывного роста цен на товары повседневного спроса — в особенности, на продукты питания. Параллельно с этим проект нового Налогового кодекса существенно урезает сферу применения упрощенной системы налогообложения, что приведет к резкому росту числа безработных за счет ликвидации малых частных предприятий и субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц.

Борьба с дешевыми, и потому очень популярным в условиях кризиса, товарами повседневного использования является, очевидно, частью экономической стратегии Кабмина по улучшению жизни украинцев. Что не может не радовать, особенно в связи с прогнозами относительно очередной холодной зимы, ростом цен на газ и отопление и общим снижением уровня жизни.

Автор: Юрий Гаврилечко, finzah.com.ua


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту