Значительный рост тарифов на газ и, как следствие, на жилищно-коммунальные услуги стал для миллионов украинцев неприятным финишем и без того непростого лета-2010.
Как всегда, наиболее болезненным это повышение оказалось для малоимущих граждан, для которых плата за жилье, тепло и воду и без того являлась значительным испытанием для семейного бюджета.
Насколько же оправданы такие непопулярные шаги правительства (да еще незадолго до местных выборов) и как государство намерено защитить от обнищания тех, для кого новые цифры в платежках выглядят настоящим приговором?
Цены «жгут»
До недавнего времени Украина оставалась одним из немногих государств в мире, упорно удерживавшим рост тарифов для населения. Например, в странах еврозоны (куда мы так упорно стремимся) повышение цен на газ осуществляется постоянно. В той же Германии семья из трех человек, расходующая примерно 2000 кубометров газа в год и еще десять лет назад платившая 57 евро в месяц, в 2006 году отдавала почти в два раза больше (106 евро), в 2007 году — 114, а в 2008-м — 133 евро в месяц.
Глобальный финансово-экономический кризис, значительно сокративший объемы промышленного потребления голубого топлива, ничуть не изменил эту тенденцию в отношении населения. В той же Англии цена на газ для ее жителей в кризисное время ставит новые рекорды: в 2008-2009 годах она варьировалась в рамках 596-641 фунтов стерлингов.
В соседней Польше еще в 1990 году цены на топливо и энергию выросли на 900% (!!!). В 1991-м — на 200%, в 1992-м — на 97%... и так практически все десятилетие. И хотя последующие повышения не выглядели столь пугающе, сейчас средняя польская семья тратит на оплату услуг ЖКХ до 30-40% своих доходов.
Ну, и для полной объективности. В Российской Федерации — крупнейшем экспортере, полностью обеспечивающем собственные потребности, повышение цены для населения происходит с регулярностью раз в квартал. Этим летом 1 тысяча кубометров обходилась там потребителям примерно в 1,9 тысячи рублей (513 грн.).
Избирали-веселились, подсчитали...
В последнее пятилетие, больше походившее на порядком затянувшийся предвыборный карнавал, украинская власть всячески оттягивала неминуемое, в конечном итоге лишь загнав ситуацию в тупик. Бездумное заигрывание с избирателями за счет сдерживания роста тарифов обернулось провалом реформ в энергетической отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Следствием такой политики стали постоянные финансовые проблемы предприятий теплокоммунэнерго, не позволявшие им обновлять теплоснабжающую инфраструктуру населенных пунктов. Государство заставляло отечественные газодобывающие компании продавать свою продукцию ниже себестоимости, что влекло за собой колоссальные убытки и сокращение объемов добычи. Только в первом полугодии нынешнего года добыча газа в Украине (полностью используемого для нужд населения) сократилась на 7%. Что говорить, если минувшая зима вынудила наиболее благополучный по сравнению со всеми другими городами Киев закупать импортный газ по мировым ценам!
Параллельно шел развал тепловых сетей, котельных и водопроводов — достаточно вспомнить Алчевск или Александрию. Ликвидация последствий аварий обходилась госбюджету во многие миллиарды гривен, вынимаемые, в конечном итоге, из карманов тех же рядовых налогоплательщиков, которым взамен рассказывались сказки о государственной заботе в виде неизменных тарифов.
Ко всему этому правительство Тимошенко после своего ухода оставило «в подарок» потерю 15% ВВП, разбалансированный госбюджет с превышением дефицита в 16%, а главное — огромнейшие внешние заимствования, только за 2009 год увеличившие государственный долг Украины в четыре раза.
В первую очередь речь, идет о сотрудничестве с Международным валютным фондом. Миллиардные кредиты (и не в гривнах, а в долларах), спешно набранные Тимошенко на крайне невыгодных для нашей страны условиях, буквально растворились в воздухе. И это «чудо природы» изучают теперь следователи и аудиторы.
Между тем, среди главных условий предоставления займа МВФ называл резкое повышение цены на газ для предприятий теплокоммунэнерго. И Тимошенко, сейчас лицемерно протестующая против роста тарифов, тогда легко дала свое согласие, даже не подумав о создании каких бы то ни было механизмов социальной защиты малообеспеченных слоев украинских граждан.
Этот убийственный для большей части населения шаг ей не позволили сделать профсоюзы и оппозиция в лице теперешней «партии власти», сумев заблокировать подорожание газа в судебном порядке. Но долг государства перед международными кредиторами не способен отменить ни один украинский суд. Погашать кредит и выполнять данные ранее обязательства (независимо от того, кто их давал и куда потрачены деньги) Украине придется, если она не хочет попасть в «черный список» стран-изгоев.
«Цена на газ введена по требованию Международного валютного фонда, которое подписала Юлия Владимировна Тимошенко. Данные документы подписаны и есть у нас на руках. Она сегодня говорит, что подписала этот документ, но не собиралась его выполнять. Это глупость, которая вредит государству. Документы, подписанные премьер-министром, Президентом, руководителем Национального банка, обязаны выполняться, потому что это международный документ. И у них преимущество на законодательном уровне в государстве. И если мы не будем выполнять данные документы, то нас никто не будет считать цивилизованным государством», — заявил глава самой большой парламентской фракции Александр Ефремов.
Возвращение в реальность
И вот пришло время, когда всем приходится платить по счетам: будь то государственные обязательства или квитанции на оплату коммунальных услуг. Платить за «пир во время чумы» и восстановление разрушенной экономики, за сохранение лица украинского государства перед международными партнерами и достойное будущее своих детей — без долгов, оставленных предыдущим поколением.
Если следовать логике предшественников, правительству Николая Азарова было бы проще дотянуть ситуацию с ростом тарифов до окончания избирательной кампании в органы местного самоуправления, обеспечив своей политической силе дополнительные агитационные «плюсы».
Но нынешний Кабмин не пошел по накатанной дорожке раздачи сладких «пряников», горьким послевкусием после которых неизбежно стал бы провал подготовки к новому отопительному сезону и совершенно головокружительный скачок тарифов на газ и услуги ЖКХ.
Вместо сочинения очередной порции популистских решений правительство занялось реализацией президентской программы по выводу Украины за ближайшие
10 лет в двадцатку крупнейших промышленно развитых стран мира. И сейчас главная задача на этом пути — подъем отечественной экономики, чтобы бюджетообразующие предприятия смогли работать рентабельно и закрепиться на внутреннем и внешнем рынках.
В равной степени экономическая (а значит — и национальная)
безопасность страны зависит от состояния нефтегазового комплекса. Учитывая, что Украина во многом зависима от импорта энергоресурсов, нам нужно экономить средства и становиться менее энергозависимой страной.
До сих пор государственная политика, проводившаяся в нефтегазовом комплексе, не давала перспектив отечественной газодобывающей отрасли, заставляя ее работать себе в убыток. А ведь скважины, из которых добывается газ на территории Украины, постепенно иссякают. Да и технический уровень оборудования не позволяет в полной мере использовать их запасы. Следовательно, необходимо не только бурить новые скважины, но и кардинально модернизировать добычу.
Если государство хочет не просто сохранить объем добычи газа на существующем уровне, а вдвое увеличить его, необходимо наращивать капиталовложения в развитие собственной добывающей промышленности, считает премьер-министр Николай Азаров.
В то же время, даже принимая болезненные, непопулярные, но жизненно важные для страны решения, власть готова считаться с проблемами и социальными нуждами простых людей. Кабмин принял решение ПОСТЕПЕННО привести тарифы на газ в соответствие с теми ценами, по которым покупает его на рынке.
При этом правительство настаивает, что подорожание тарифов ЖКХ должно непременно сопровождаться повышением качества услуг. Люди должны знать, что платят не зря. Да, комфорт в домах будет стоить недешево, но коммунальные предприятия, получая деньги, обязаны его обеспечивать.
Государство, в свою очередь, берет ответственность за соблюдение баланса интересов потребителя и производителя. То есть, защищает людей с невысокими доходами, чтобы коммунальная плата была для них посильной, а также следит за тем, чтобы средства от повышения тарифов коммунальные предприятия тратили на снижение себестоимости услуг за счет ремонта и модернизации оборудования. Ну и, естественно, чтобы качество предоставляемых услуг (температура батарей и горячей воды) соответствовало нормам.
Государство может и поможет
Нормы нормами, но если власть не сделает все, чтобы смягчить негативные последствия реформ, захочет ли народ оценить их по достоинству?
Понимая это, правительство Азарова разработало систему предоставления субсидий малообеспеченным украинцам. В частности, был снижен порог для получения субсидий: с 15% до 10% пенсионерам и инвалидам, и с 20% до 15% — семьям. С учетом четырех миллионов граждан, уже пользующихся льготами, общая доля украинцев, поддержанных государством, составит 34% от всего населения.
Сведены к минимуму все бюрократические процедуры, которые необходимо пройти, чтобы оформить субсидию. Так, в сентябре КМУ отдал назначение субсидий в местные социальные службы. Теперь решение о том, кому и как назначать субсидии, принимает не далекий Киев, а местные профильные органы, специалисты которых знают состояние дел в каждой семье, проживающей в данном регионе. Одновременно специальная правительственная комиссия анализирует все составляющие тарифов по стране — чтобы местные власти не закладывали в них то, что не имеет отношения к стоимости услуг.
Согласно новому порядку, тем же пенсионерам не нужно будет приносить справку о доходах — этим должно заняться местное отделение соцзащиты. Пенсионерам же разошлют по почте пакеты с бланками заявлений и образцами их заполнения. В посылки планируется вкладывать конверты для бесплатной отправки бланка заявления по почте.
Смогут получать субсидии и те, у кого есть задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. А те, кто уже получает субсидии, не должны оформлять ее снова.
Как сообщил министр ЖКХ Юрий Хиврич, государственная помощь в том или ином виде коснется около 80% людей, пользующихся услугами централизованного отопления и газоснабжения в Украине. По предварительным прогнозам, право на получение субсидий к ноябрю получат около 1,5 млн. семей. Кроме того, за 7,186 млн. граждан сохранится право на получение льгот при оплате жилищно-коммунальных услуг.
В конечном итоге подорожание газа и отопления чувствительно заденет лишь наиболее платежеспособную часть населения. Для остальных государство создало надежную систему защиты и обеспечило к ней доступ каждого нуждающегося. Как заявил Николай Азаров, несмотря на дефицит средств в государственном бюджете, деньги на выдачу субсидий зарезервированы в достаточном количестве.
Безусловно, многие из тех, кто платит за газ и коммунальные услуги на все 100%, могут почувствовать себя в какой-то мере ущемленными. Действительно, в подобной «избранности» мало приятного. Однако если мы хотим жить в по-настоящему цивилизованной стране, следует учесть, что там каждый гражданин, попавший в трудную ситуацию, вправе рассчитывать на государственную помощь.
И то, что Украина, вопреки всем экономическим трудностям, приближает уровень социальной защиты населения к общемировым стандартам, говорит о том, что мы — на правильном пути.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |