«Что посеешь, то и пожнешь». Эта воистину народная, веками выстраданная мудрость наиболее точно характеризует нынешнее состояние украинской экономики. Истощенная за последние годы донельзя даже не столько мировым кризисом, сколько оголтелым предвыборным популизмом, она не способна сегодня обеспечива ть населению страны достойный уровень жизни и гарантировать, что завтра будет точно лучше, чем вчера.
Экономическая продразверстка
Инвестиция (investments — англ.) — долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские и инновационные проекты, а также социально-экономические программы.
Разговоры о необходимости улучшения инвестиционного климата в Украине ведутся на протяжении практически всех лет независимости. Но, к сожалению, реальность показывает, что между словами и делами у нас не просто «дистанция огромного размера», а скорее — пропасть, дно которой густо завалено обломками несбывшихся надежд, проектов и планов.
Особенно «продуктивными» оказались в этом смысле последние два года, когда деятельность правительства Тимошенко, призванная обеспечить ее победу в борьбе за кресло главы державы, окончательно добила доверие к украинской власти со стороны отечественных и зарубежных бизнесменов.
Между тем первый тревожный звонок прозвенел еще в начале 2005 года — во время ее первого премьерства. Именно тогда в Украине, еще вчера удивлявшей мир рекордным ростом ВВП и называвшейся «восточноевропейским тигром», началась свистопляска с отъемом и уничтожением бизнеса политических оппонентов, первые лица государства заговорили о массовой реприватизации, а стремительно пошедшая в рост коррупция стала сопровождаться публичными дрязгами между вчерашними соратниками по Майдану.
«Второе пришествие» Юлии Владимировны трагическим образом совпало не только с финансово-экономическим кризисом (который она еще осенью 2008-го клятвенно обещала не пустить в Украину), но и президентскими выборами. Такой ядерный «коктейль» оказался для украинской экономики воистину убойным, а у иностранных инвесторов надолго отбил желание заниматься бизнесом в стране победившего хаоса.
Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины в 2009 году составил лишь 51,6% ($5634,6 млн.) от поступлений предыдущего года. По данным Госкомстата, в IІІ квартале 2009 года Украина имела наиболее существенное падение темпов ВВП среди европейских стран — «минус» 15,9% (к ІІІ кварталу 2008 года). По итогам 2009 года почти четверть производств (21,9%) свернули свою деятельность — это самый худший показатель среди стран СНГ. Стремительно снизилось финансовое состояние предприятий: их убытки выросли почти в два раза.
За два предыдущих года кредитный рейтинг Украины понижался международными рейтинговыми агентствами 7 раз(!!!), что загнало ее в список стран с самой высокой степенью кредитного риска.
Немаловажным для мирового бизнес-сообщества стал факт резкого сокращения инвестиций из государственного бюджета, что также является негативным импульсом для частных инвестиций, поскольку именно государство в период кризиса должно обеспечивать определение приоритетных направлений финансирования инвестиционных проектов.
Вместо срочного исправления ситуации Тимошенко собирала с украинских предпринимателей налоги на полгода вперед и вместе с миллиардными кредитами от МВФ тратила их на свою предвыборную кампанию, убаюкивая сограждан заведомо несбыточными обещаниями. В результате Украина обогнала страны СНГ по уровню спада производства: за 2009 год падение ВВП составило 15%, государственный долг вырос почти в четыре раза, а дефицит бюджета достиг астрономической отметки 16%.
Окончательный крест на инвестиционной привлекательности Украины поставили махинации вокруг приватизации Одесского припортового завода. Вдобавок к незаконной отмене результатов аукциона неведомо куда испарились 800 млн. долларов залога, которые обманутые участники теперь намерены взыскать с государства в судебном порядке. А специальное затягивание приватизации «Укртелекома» привело к тому, что предприятие, еще несколько лет назад стоившее более двух миллиардов долларов, сегодня можно с трудом продать за вдвое меньшую сумму.
Снижение инвестиционного доверия к Украине негативно повлияло на возможность финансового сектора и субъектов хозяйствования рефинансировать внешние долговые обязательства. При этом снизилась стоимость и процентные ставки внешних кредитных средств (чем ниже доверие — тем выше ставки) и привлекательность отечественных компаний для портфельных инвесторов.
Все это привело к тому, что год назад окончательно прекратился приток инвестиций в страну и началось стремительное падение показателей, составившее по итогам года 67,8%. Всего же за 2008 — 2009 гг. полугодовые поступления в Украину уменьшились в 14 раз — до уровня 2002 года.
Последствия нанесенного ущерба остро ощущаются и сегодня. Вопреки оживлению мировой и украинской экономики, которая, в частности, выросла с начала года на 6,3%, приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину продолжает быстро сокращаться. По данным Госкомстата, в I полугодии ПИИ составили всего 496 миллионов долларов, продемонстрировав падение на 77,8% к показателю I полугодия 2009 года.
Бизнес просит спокойствия
Новая власть прилагает сейчас все усилия для того, чтобы в Украине сформировался благоприятный бизнес-климат. Для команды Януковича это является одной из первоочередных задач.
Для восстановления доверия инвесторов крайне важны стопроцентные гарантии сохранности вложенных ими средств; привлекательные объекты инвестиций, а главное — политическая стабильность в государстве.
Если до кризиса в экономику Украины направлялся преимущественно спекулятивный капитал, который привлекала высокая доходность и быстрая окупаемость проектов, а также относительная макроэкономическая стабильность, то уже в посткризисный период этого будет недостаточно.
В страну необходимо привлечение иностранных инвестиций именно в перспективные отрасли: сельское хозяйство, национальную инфраструктуру, альтернативную энергетику, пищевую промышленность и т. п. Экономический подъем, в свою очередь, даст старт преобразованиям в социальной сфере.
По словам вице-премьер-министра Бориса Колесникова, именно благополучие каждого гражданина Украины является конечной целью проведения экономических реформ: «Пока не будет высокого уровня доходов в каждой украинской семье — ничего не будет. Не будет ни хорошего медицинского обслуживания, ни хорошего пенсионного обеспечения».
В связи с этим Кабинет Министров в самое ближайшее время собирается рассмотреть концепцию государственной целевой экономической программы развития инвестиционной деятельности на 2011 — 2015 годы. Ее принятие позволит создать условия для активной инвестиционной деятельности, направленной на модернизацию реального сектора экономики и обеспечение стабильного экономического развития.
Для обеспечения подъема экономики необходимо создание комфортных условий для ведения бизнеса. Инвестор должен быть уверен, что, вложив деньги в проект, он сможет заработать, а в случае необходимости отстоять свои права в суде. В обязанности же государства входит обеспечение эффективной и прозрачной работы всех институтов — судов, налоговой администрации, разрешительных инстанций, эффективное функционирование банковской системы, фондового рынка.
Правила игры должны быть прозрачны, просты и одинаковы для всех. Нужно создать максимум возможностей для реализации предпринимательского потенциала. Только тогда в экономику поступят инвестиции, начнется массовое восстановление инфраструктуры, появятся новые рабочие места, улучшится ситуация на рынке труда.
Адекватная система налогообложения — один из главных факторов, стимулирующих предпринимательскую активность. Поэтому правительство Азарова первым делом приступило к разработке нового Налогового кодекса. За несколько месяцев была проделана колоссальная работа и, наконец, выдан вариант, готовый для рассмотрения в Верховной Раде.
Данный документ систематизирует налоговое законодательство и вводит ряд новаций, позволяющих повысить прибыльность бизнеса. В частности, механизм уплаты налогов будет упрощен. Предполагается также снижение некоторых ставок налогов (сокращение ставки налога на прибыль с 25% до 19% уже в 2011 году и ставки НДС с 20% до 17% в 2014 году). Будут устранены нарушения при возмещении НДС. Налоговый кодекс открывает двери бизнесу для беспрепятственной реализации своего потенциала и здоровой конкуренции, и, как следствие, — позволит возродить экономику и повысить уровень жизни людей.
По мнению Николая Азарова, принятие Налогового кодекса будет способствовать привлечению в страну как зарубежных инвестиций, так и стимулированию вовлечения внутреннего капитала для производства всех товаров, необходимых для жизни людей.
В самое ближайшее время будет существенно усовершенствована и упрощена разрешительная система. В частности, 21 сентября 2010 года Верховная Рада приняла за основу законопроект, поданный Президентом Украины, отменяющий лицензирование 23 из существующих ныне 78 видов хозяйственной деятельности. Это автоматически приведет к сокращению 354 лицензированных видов работ.
Государственный комитет по предпринимательству также инициировал отмену 2/3 разрешительных документов, уменьшение на 93,9% количества лицензируемых видов работ, усиление ответственности чиновников за нарушение регуляторного законодательства и порядка выдачи разрешений для предпринимателей.
Помимо этого правительство намерено ввести ряд послаблений для субъектов хозяйственной деятельности, которые упростят и ускорят их работу, позволив снизить издержки и повысить конкурентоспособность. Так, Кабмин инициировал отмену лицензий на открытие валютных счетов для предприятий и физических лиц. Соответствующий законопроект сейчас проходит подготовку ко второму чтению в парламенте.
Кстати, Украина — единственная страна, в которой для открытия счета за рубежом необходимо получать лицензию Национального банка. Отмена этого требования ускорит оборот активов, снизит степень бюрократизации работы госорганов и позволит предпринимателям больше зарабатывать.
Чрезвычайно болезненной остается проблема упрощения разрешительной системы в строительной сфере. Правительство Украины ставит перед собой цель резко сократить сроки (как минимум в 5 раз), в течение которых инвестор сможет получить землю и начать строительство.
На сегодня уже одобрен проект правительственного постановления, упрощающего порядок лицензирования хозяйственной деятельности в строительстве. Предполагается, что первая лицензия на ведение строительной деятельности будет выдаваться на пять лет вместо сегодняшних трех. А срок, в течение которого госорган должен ее выдать, предлагается сократить с 27 до 10 дней. Кроме того, проект постановления предусматривает автоматическое бессрочное продление лицензии при условии четкого выполнения лицензиатом всех требований.
Всем на старт!
Власть не тратит время на пустые разговоры, а предлагает конкретные пути решения проблем бизнеса. В Администрации Президента, правительстве и на уровне парламентского большинства есть общее понимание того, что нужно предпринимателям. В сжатые сроки разрабатываются проекты документов и обеспечивается их принятие.
Такой же конструктивный подход намерены практиковать люди, делегированные главной «партией власти» в органы местного самоуправления. Команда, пришедшая в центральную власть, знает, как управлять изменениями и остановить саботаж реформ со стороны чиновников на низовых уровнях. Свой опыт и знания «регионалы» смогут широко использовать и в регионах.
По мнению экспертов, полноценное возвращение в Украину западных инвесторов возможно лишь в 2011 году. Тем не менее уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что «процесс пошел». Так, ИК Dragon Capital совместно с ЕБРР, Швейцарским Суверенным Фондом SIFEM и рядом частных инвесторов презентовала новый фонд прямых инвестиций Europe Virgin Found с общим объемом около 200 миллионов долларов (уже привлечен первый транш в размере 45 миллионов долларов). Эти средства планируется вложить в производство товаров народного потребления, розничную торговлю, промышленность, телекоммуникации и масс-медиа.
Уже в 2011 году объем ПИИ может вырасти до 6,5 миллиарда долларов — в том числе благодаря более активному проведению первичных и вторичных размещений акций украинскими компаниями. Смена политической власти в Украине и постепенный рост мировой экономики позволяют рассчитывать на начало периода высокого притока инвестиций в ближайшие три — пять лет. При этом ожидается переформатирование направлений инвестирования: большим спросом будут пользоваться сельское хозяйство, пищевая промышленность и энергосбережение.
После пятилетнего перерыва вновь увеличились возможности российского капитала. Несмотря на то, что в общей структуре ПИИ, пришедших в Украину за годы независимости, доля российского капитала занимает лишь 7,1%, в I полугодии из России поступило 323 миллиона долларов (65,2% объема инвестиций).
А пока западный капитал присматривается к новым украинским реалиям, конкурировать с россиянами намерены азиатские инвесторы. И в первую очередь — из Китая, крайне заинтересованного в реализации инвестиционных проектов в Украине. Недавний государственный визит Виктора Януковича в Пекин и предшествовавшие ему интенсивные контакты на межправительственном уровне показывают готовность украинской стороны к максимально результативному диалогу.
Как отметил Премьер-министр Украины Николай Азаров, все больше потенциальных инвесторов хотят работать в Украине:
«Как ни парадоксально, а, может, и закономерно, в страну хотят прийти многие и с хорошими деньгами. Вопрос только — на каких условиях. Важно найти баланс между интересами инвестора и нашего народа. Мы заинтересованы в длинных деньгах, стабильных деньгах, вкладываем их не на кредитной, а на инвестиционной основе в долгосрочные проекты модернизации нашей экономики».
«Длинные и стабильные деньги», как известно, могут работать только в стране, защищенной от политических, социальных и прочих потрясений. И в этом смысле у Украины, вымотанной предыдущей пятилеткой экономического развала и управленческого паралича, сегодня появился реальный шанс на привлечение таких средств.
Стабилизация политической ситуации позволит иностранным инвесторам вновь вкладывать деньги в развитие украинской экономики. Возникшая конкуренция заставит отечественный бизнес более активно тратиться на модернизацию и развитие производства. Появление новых рабочих мест и рост заработной платы, в свою очередь, повысят качество жизни украинцев и уровень их социальной защищенности. Все взаимосвязано, а главное — справедливо. И вот за такую справедливость действительно стоит бороться.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |