ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Топ-5 идей «нетрадиционного» ПРИВАТНОГО БИЗНЕСА
13.10.2010 / Газета: Партнер-информ / № 38(593) / Тираж: 5100

В Украине есть частные школы и больницы. На очереди — частные тюрьмы, кладбища и железные дороги

Частные тюрьмы

Тюрьма, которая находится не в государственной, а в частной собственности? Сама эта идея в наших широтах выглядит, мягко говоря, странно. В то же время в США частные тюрьмы — мощный и уверенно растущий бизнес с ежегодным оборотом в 22,7 миллиардов (!!!) долларов. При этом не стоит представлять частную тюрьму как некий курорт для VIP-зэков: ни по внешнему виду, ни по условиям содержания она не отличается от государственных. Разница в другом: содержание заключенных в частном исправительном учреждении обходится бюджету значительно дешевле, чем в государственной тюрьме: экономия составляет от 5 до15%. Важно, что она отнюдь не за счет заключенных, а за счет сотрудников: «частник» не обязан предоставлять доплаты и поддерживать пенсионные программы, которые предусмотрены для государственных тюрем.

Доросла ли Украина до такого предпринимательства? По состоянию на сентябрь 2010 года в 141 исправительном учреждении отбывали наказание 111 тысяч человек. Да, частные тюрьмы и колонии могли бы решить проблему перенаселенности и антисанитарии для тысяч «обитателей зон». Но если в частной тюрьме будет «сидеться» комфортнее, чем в «обычной», общество никогда не согласится с такой несправедливостью. А если так же плохо — то зачем она нужна?

Частные кладбища

Казалось бы, идея последнего пристанища, которое находится в частной собственности, вполне логична — ведь есть же частные роддома и клиники. Но в мировой практике к этому вопросу относятся неоднозначно. Если сто лет назад и в Европе, и в Новом Свете частные кладбища были распространенным явлением, то сейчас муниципальные власти это, как правило, не приветствуют: опыт показал, что «приватизация» тянет за собой проблемы, связанные с землепользованием, благоустройством, и даже правом собственности на могилы. А вот для постсоветского пространства частный кладбищенский бизнес мог бы стать эффективным решением проблемы «перенаселенности» муниципальных кладбищ. Тут подошел бы пример Брита-ниии: в 1832 году парламент принял закон, стимулирующий открытие частных кладбищ за пределами Лондона, где до этого веками покойников «складировали» друг на друге на крохотных городских кладбищах. В результате возникло семь крупных загородных некрополей.

В Украине «загородные аналоги» киевского Байкового или львовского Лычаковского кладбищ практически наверняка стали бы коммерчески привлекательными. Но для воплощения этой бизнес-идеи в жизнь необходимо законодательное регламентирование всех вопросов, связанных с «приватными кладбищами» — от доступа посетителей на частную территорию до обеспечения сохранности могил через 50 или 100 лет.

Частные железные дороги

Сразу подчеркнем — речь идет не о таком распространенном явлении, как рельсовые пути, обслуживающие завод или комбинат, а именно о железной дороге, оказывающей транспортные услуги «для всех». В мире таких дорог сейчас немного: если изначально перевозки по «железке» развивал именно частный бизнес, то в современной экономике модель использования железнодорожного транспорта изменилась. Так. в США частные железные дороги могут обслуживать перевозки только компании-владельца, в Британии их роль сведена к «историческим» туристическим маршрутам.

Но есть и исключения. В Японии десятки частных компаний владеют железнодорожными линиями, оказывающими транспортные услуги в пригородах больших городов — как наши электрички. Длина веток небольшая (20-150 километров), а стоимость билетов, как правило, ниже, чем у государственного транспорта. Аналогичную сеть собирается развивать Индия: ее министерство транспорта в нынешнем году приняло программу стимулирования инвестиций в частные железные дороги.

В наших условиях можно было бы отдать в частные руки строительство линий, связывающих крупные города с аэропортами — в преддверии Евро-2012 это весьма актуально. Возможно, многострадальная ветка от аэропорта «Борисполь» до Киева, которую каждое новоназначенное правительство начинает проектировать с нуля, в этом случае была бы уже построена.

Частные канализации

В мире существуют три вида собственности на канализационные системы — индивидуальная (владелец дома — сам или с соседями), коммунальная (городские власти) и частная (водоканализационные компании). При этом «частники» успешно конкурируют с «коммунальщиками» — во многих городах Запада канализационные сети обслуживают именно они. Причина проста: передав проблему избавления города от стоков на попечение частных фирм, муниципальные власти экономят усилия и средства. А иногда и деньги самих горожан: так, два года назад 200 тысяч километров английских канализационных труб были переданы из индивидуальной собственности домовладельцев в собственность «канализационных» фирм. До этого банальное засорение «местной» трубы, о владении которой хозяин дома мог и не подозревать, влетало ему в серьезные деньги. Теперь же это забота частных фирм, а оплата за нее включена в тариф на утилизацию отходов. Что касается Украины, то передача отдельных сегментов канализационных сетей из коммунальной в частную собственность может стать весьма прибыльным бизнесом. По сравнению с отопительными или водопроводными сетями канализация намного проще в устройстве и обслуживании, а отключиться от нее и установить себе «индивидуальную канализацию» вряд ли кто-то решится — платить придется всем.

Частные свалки

С точки зрения украинских реалий создание частных полигонов для мусора — одновременно самый простой и самый сложный вопрос. Простой — потому что для его практического воплощения нужен всего-то более-менее подготовленный участок земли. А сложный потому, что «мусорный бизнес» может создать куда больше проблем, чем решить. К примеру, самый эффективный метод зарабатывания денег на частных свалках придумала... итальянская мафия. Парни из сицилийской Коза-Ностры и неаполитанской «Каморры» сначала «пробивали» контракт с городом на утилизацию мусора, а потом банально сжигали отходы за городом или топили в море. Когда же власти пытались пресечь эту практику, бизнес-мафиози объявляли забастовку, и итальянские города начинали тонуть в горах мусора. Не приходится сомневаться, что украинские предприниматели способны не только воспроизвести, но и творчески развить этот итальянский опыт. Логичным «предохранителем» от подобных намерений могло бы стать обязательное устройство на частном мусорном полигоне мощностей по сортировке и переработке отходов.

Автор: Иван Мельник


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту