ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
«Не ищу пользы для себя...
14.10.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 118(2981) / Тираж: 7500

Профессор Вадим Анатольевич Скороходов, заслуженный работник образования Украины, обладатель премий имени Николая Островского и Николая Аркаса, в 2002 году признанный «Горожанином года» в номинации «Образование» — яркая личность, харизматичный лидер, руководитель Южнославянского института Киевского славистического университета, удостоенного звания «Лидер современного образования».

История ЮСИ КСУ началась в непростые 90-е годы, когда казалось, что перестроечные волны затопят все. Помните, у Есенина: «когда кипит морская гладь, корабль в плачевном состоянии»? Подобно библейскому Ною, Вадим Скороходов построил свой корабль, который прошел все испытания, преодолел рифы и мели, дошел до цели и сегодня успешно продолжает плавание.

Смелый герой взял на себя всю ответственность за коллектив будущего вуза. Первопроходцем быть непросто, путь был тернист, и трудностей было немало: законодательная база постоянно менялась, — только основополагающие документы, которые давали вузу статус и возможность работать, пришлось переоформлять три раза. А ведь еще нужно было создавать коллектив, материальную базу, учебно-методическое обеспечение! Учебное заведение нового типа начало работу на базе Южной академии повышения квалификации при поддержке ее руководителя профессора Н.А. Нагорного.

Сегодня все это представляется простым и обыденным делом: вуз, студент и плательщик заключают трехсторонний договор, по которому вуз обязуется оказывать образовательные услуги в соответствии с государственными стандартами, студент обязуется выполнять учебный план, а плательщик — оплачивать; при выполнении всех означенных требований вуз выдает диплом государственного образца. Но в 90-е годы прошлого века все это было ново и необычно.

Кризис — это не только испытания, но и возможность. Чтобы ее увидеть, нужно обладать мудростью. Превратить возможность в действительность, приблизить будущее может только сильная личность, смелый и уверенный в себе человек, лидер.

Никто не рождается личностью, ибо, по определению, личность — это целостность и определенность, которой еще не может быть ребенок. Личностью человек становится на пути самореализации, стать на этот путь толкают необходимость и предназначение.

Основатели ЮСИ КСУ замечательно поняли потребность времени в новых специальностях, они первым в нашем городе стали готовить финансистов, менеджеров, специалистов по управлению земельными ресурсами. Первыми начали готовить филологов-германистов по классическим университетским программам, причем впервые вторым и третьим изучаемыми языками стали славянские — польский, болгарский, русский. До 90-х годов прошлого века психологов в городе не готовил никто, и эту нишу прекрасно заполнил новый вуз.

Основатель ЮСИ КСУ Вадим Скороходов — приверженец самой современной концепции в философии образования. Он считает, что просто обучить студента, дать ему определенную сумму знаний, подготовить специалиста — это еще не все, необходимо создать условия для максимального развития способностей студентов, становления их личностей и будущей их самореализации.

Сегодня Южнославянский институт — учебное заведение со своим неповторимым лицом. Учиться в молодой «Славянке», с ее творческой атмосферой, интересно и комфортно. Основателей вуза не увлекла идея гигантомании — экстенсивному пути развития они предпочли интенсивный. Только личность может воспитать личность, поэтому студенты «Славянки» работают в малых группах и получают максимальное внимание преподавателей, большинство из которых сами — яркие, полнореализованные личности. Такие условия способствуют будущей самореализации молодых людей.

Ежегодно в Южнославянском институте проходит весьма значимое в культурной жизни города событие — «Международные славяноведческие чтения», посвященные Дню славянской письменности и культуры. В этом году знаковое событие состоялось в пятнадцатый раз.

В 1996 году все начиналось довольно скромно: 24 мая, в День просветителей Кирилла и Мефодия, решили провести научную конференцию, имя которой совпало с именем вуза. Теперь «Международные славяноведческие чтения» длятся десять дней. В научном форуме принимают участие студенты и ученые из России, Болгарии, Сербии, Польши, многих городов Украины, всех вузов Николаева. «Славянка» тесно сотрудничает с музеями: в этом году чтения началась в музее имени В.Верещагина открытием выставки известного русского художника Константина Коровина. Всего во время Славянской декады состоялось девять круглых столов, работал студенческий пресс-клуб.

Вот уже на протяжении четырех лет в Южнославянском институте успешно работает студенческое научное общество, которым руководит выпускник ЮСИ КСУ аспирант Л.А.Грушевский. Ежегодно организуются студенческие научные конференции, в которых принимают участие студенты всех николаевских вузов, из других городов Украины и из-за рубежа; по результатам конференций издаются сборники научных трудов.

Из беседы с В.А. Скороходовым:

- Вадим Анатольевич! Вы основатель и руководитель одного из лучших, а это общепризнанно, вузов Украины, успешный менеджер. Когда у человека все получается, хочется узнать, в чем секреты его успехов. Пожалуйста, расскажите о вашем становлении как ученого и руководителя.

- Я родился в семье интеллигенции, и считаю, что Родина начинается с семьи. Мой отец Анатолий Владимировч Скороходов окончил Одесскую высшую партийную школу, был партийным работником, но большую часть своей жизни он возглавлял отдел кадров крупного дорожно-строительного управления, работал с большим количеством людей. Мама Лидия Александровна — педагог, окончила Одесский университет, долго работала в райкоме партии, а в последние десять лет была директором школы № 3, самой большой в городе. Я очень благодарен своим родителям: общаясь с ними, я понял, что в любом деле главное — это человек, что его нужно выслушать, понять, а только потом принимать решение.

У моих родителей всегда был высокий уровень требований к себе, и это они стремились воспитать во мне. В пять лет мама начала мне объяснять, что такое «нет». Отец и мама всегда были на работе, я чаще всего оставался дома сам, поэтому научился структурировать время: сначала делал то, что важнее, — уроки, причем, начиная с самого трудного, а потом — все остальное. Привык не уходить от проблем, а решать их. Я окончил с отличием один из лучших вузов Советского Союза — Николаевский кораблестроительный институт, был ленинским стипендиатом.

- Может быть, чувство ответственности у человека врожденное?

- Может быть, во всяком случае, моя внучка Настя чрезвычайно ответственный человек, она не представляет, как можно пойти в школу неподготовленной, или куда-то прийти не вовремя, опоздать.

- Кто еще для вас был примером?

- Мне повезло, на втором курсе Николаевского кораблестроительного института я попал в научную лабораторию профессора Я.Ф.Анисимова, который создал свою научную школу, очень серьезную, она выходила на Национальную Академию наук Украины, работы проводились по постановлениям Кабинета Министров СССР. И Яков Федорович, и профессор В.М. Рябенький учили меня мыслить системно, ставить перед собой задачи и выполнять их наилучшим образом.

Когда проводился научный эксперимент, то не приходилось считаться со временем, порой я проводил в лаборатории дни и ночи. Говорят, что наука — это очень благодарное дело, но это прежде всего большой труд. Так получилось, что тема моей курсовой работы стала дипломной, а потом и диссертационной. К окончанию аспирантуры я защитил диссертацию: «Разработка и исследование широтноимпульсного полупроводникового преобразователя напряжения с повышенным качеством выходного напряжения».

- Затем вы изменили сферу деятельности, сегодня ваша работа носит гуманитарный характер.

- Мне нравится работать с людьми. Я пришел в Южную академию повышения квалификации старшим преподавателем, затем стал заведующим кафедрой, потом первым проректором. Мое становление как руководителя происходило под влиянием Николая Александровича Нагорного. Его стиль руководства, при котором во главе угла стоит человек, я воспринял как единственно приемлемый: внимание к сотрудникам, к их потребностям — необходимое условие эффективной деятельности.

Я преподаю менеджмент психологам, много размышляю о природе управления и пришел к выводу, что диктат, администрирование ничего не дают, нужно искать ту мотивацию, которая стимулирует творческую деятельность личности. Во главе угла должен стоять человек, в этом залог успеха коллектива. Я всегда говорю студентам: «Человека не нужно заставлять, нужно создать условия, чтобы он стремился». При этом нужно соизмерять интересы личности, коллектива и государства.

- Вы — основатель высшего учебного заведения нового типа, как возникла такая идея?

- В девяностые годы, в период государственного кризиса, бюджетное финансирование практически прекратилось, и зарплату сотрудникам было платить нечем. Родилась идея: привлечь средства из внебюджетных источников... Я всегда объясняю студентам, что ничего бесплатного в принципе не бывает, то, что представляется «бесплатным», финансирует государство, в конечном счете, налогоплательщики. За все время работы Южнославянского института не было случая задержки зарплаты. А вот бюджетное финансирование в период кризиса очень уязвимо, это мы видим и сейчас.

- Сегодня «Славянка» — вуз со своими прекрасными традициями, у него есть свое лицо.

- Нам удалось создать научно-методический, учебный и воспитательный комплекс. Мы много занимаемся просветительской деятельностью. Учебная работа, научная и просветительская — вот три кита, на которых мы стоим.

Наш вуз награжден рядом дипломов и грамот Министерства образования Украины, Академии педагогических наук, чем мы очень гордимся. Есть диплом за международное сотрудничество, диплом за издание учебных пособий нового поколения, за совершенствование инновационного развития. В этом году наш коллектив награжден дипломом Федерации работодателей Украины «За подготовку кадров», считаю, что это очень почетно. Городской голова В.Д.Чайка удостоил меня знаком «За заслуги перед городом». Признанием городской общины я дорожу более всего.

Наш вуз делает все возможное для единения славянского мира. «Славяноведческие чтения» объединяют филологов-славистов разных стран. В прошлом году в Славянской декаде приняли участие консулы России, Болгарии и Польши.

Очень важный аспект нашей деятельности реализует издательский центр. Конечно, издание книг требует значительных затрат, но мы на это идем. Издаем учебники под грифом Министерства образования, которые пишут наши преподаватели. Вот недавно у меня вышла очередная книга «Менеджмент землепользования: информационные аспекты», написанная в соавторстве с профессором А.Я. Сохничем, а всего их у меня четырнадцать.

Наша гордость — «Славянский альманах», мы издаем его уже десять лет. Цель издания — знакомить широкий круг читателей с научными исследованиями в сфере славянских литератур и письменности. Нам предлагали сделать его чисто научным, но тогда альманах стал бы интересен только специалистам. А мы, повторю еще раз: стремимся заниматься просвещением, поэтому издаем альманах культурологического плана для людей, которые интересуются наукой и культурой. Я полагаю, когда речь идет о просветительской деятельности, планка стоит выше, чем когда речь идет просто об обучении.

Все, что мы делаем, подчинено одной цели: дать студенту возможность стать полноценным специалистом и способствовать его самореализации в деятельности на благо общества. Деньги — это очень важно, но это еще не все. Главное для каждого человека — это его самореализация. Когда человек стоит на этом пути, когда он востребован, — он счастлив. Помните, святой Сергий Радонежский говорил: «Не ищу пользы для себя, но для многих, чтобы спастись»?

Автор: Людмила Щетинина, кандидат филологических наук.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту