![]() |
|
Новая книга об аграриях и для аграриев
Пятьсот страниц текста, фотоиллюстраций и рисунков, таблиц о работе инженерно-технических структур агропромышленного комплекса, руководителей сельхозпредприятий, управленцев районного и областного уровня — такова внешняя сторона книги Історія розвитку механізації агропромислового комплексу Миколаївської області И. В. Каляка и А. В. Петрова, увидевшей свет в издательстве «Атолл».
Что касается ее содержания, то авторы, известные аграрные инженеры, так объясняют замысел своего исследования: историю надо знать всем поколениям, так как в прошлом находятся наши корни, наша биография, и кто их не знает, тот, как трава перекати-поле. И с ними нельзя не согласиться.
Основному тексту книги предшествует статистика о технической вооруженности сельского хозяйства Прибужья столетие назад. В Николаевской губернии тогда было в наличии: сох — 945 единиц, деревянных плугов и рал соответственно 9 680 и 60 668, деревянных борон — 18 798, одноконных плугов — 210 000. Сравнив этот «шлейф» с сегодняшним оснащением агропрома, видим, какой большой путь им пройден в машинизации. Возникла и совершенствовалась инженерно-техническая служба для села, которая в своем развитии имела следующую цепочку организационно-правовых форм: машинно-тракторные станции (МТС) — ремонтно-технические станции (РТС) — система «Сельхозтехники» — облагропром — рыночные структуры. Хронология их деятельности и определила композицию книги.
В первом разделе — «Механизация и индустриализация области в 20 — 40-х годах» — читатель узнает обо всех машинах, орудиях и механизмах, применявшихся в указанный период на вспашке земли, севе культур, уборке урожая и его обмолоте, прессовании сена, а также в приготовлении кормов на фермах, охлаждении молока. На фото и рисунках изображены служившие селу погрузчик, ветроагрегат, передвижная трансформаторная подстанция.
Авторы не замалчивают негативних последствий насильственной коллективизации, раскулачивания, высылки трудолюбивих семей в Сибирь, голода. Силы села были основательно подорваны, и лучом надежды на улучшение жизни стало создание в 1929 году МТС. Второй по счету такой станцией в Украине была Баштанская. МТС: оказывали услуги по вспашке земель, севу и уборке урожая, а позже и в механизации животноводства. Организация таких станций, отмечается в книге, способствовала преобразованию низкотоварного индивидуального хозяйствования в многоотраслевое, высокопродуктивное индустриально-вооруженное производство. Интересно, что первые МТС входили в состав акционерного общества «Трактороцентр», акции которого продавались колхозам, совхозам, индивидуальным крестьянским хозяйствам. Представление о правових аспектах деятельности машинно-тракторных станций дает образец договора между ними и колхозом. По данным авторов, на Николаевщине было 54 станции, имевших 2501 трактор, 822 разных комбайна, 283 автомобиля.
«Индустриализация области в 50 — 60-е годы и Гостехнадзор» — так называется второй раздел, посвященный реорганизации в 1958 году МТС. На их базе создали ремонтно-технические станции (РТС) — гсударственные предприятия с более узкими задачами. Они занимались продажей новой техники колхозам и ее ремонтом. Позже в составе РТС появились мехотряды, оказывавшие хозяйствам услуги по мелиорации земель, вывозке удобрений на поля. Однако через два — три года в деятельности РТС стали заметны негативные тенденции. Так, был утрачен контроль за эффективным использованием техники, ее своевременным и качественным ремонтом, техобслуживанием. По этой причине в разгар полевых работ кое-где простаивало до 30 процентов техники. Резко подскочила себестоимость сельхозпродукции при снижении темпов роста производства. Это был самый худший период в работе инженерной структуры, обслуживавшей АПК, считают авторы. Партийные, государственные и сельскохозяйственные органы на местах забили тревогу. Требовались решения, которые бы позволили улучшить использование сельхозмашин, повысить технический потенциал колхозов и совхозов, оперативне управлять процесами инженерного обслуживания, укрепить службы механизации кадрами.
Единственным позитивным моментом недолгого существования РТС, пишут авторы, стало создание службы Гостехнадзора. Ее инспекторы появились в каждом районе, для большей мобильности им выделили мотоциклы. Они взяли под свой контроль эксплуатацию машинно-тракторного парка, выполнение планово-предупредительных ремонтов.
Наиболее объемен третий раздел книги, посвященный возникновению и развитию обласного объединения «Сельхозтехника» и его подразделений в районах. Их задачами были продажа сельхозтехники, запасных частей и других материально-технических средств, ремонт тракторов, комбайнов и других машин. В создании структур нового объединения авторы отмечают большую роль А. С. Рябцева. Его инициативы способствовали улучшению использования машинно-тракторного парка колхозов и совхозов. В частности, были уменьшены потери урожая в зерноуборочных комбайнах, внедрены стерневые сеялки. Отмечается также большой вклад в развитие областной «Сельхозтехники» И. Г. Молчана.
Через конкретные факты авторы раскрывают тему специализации и концентрации ремонтного производства в системе «Сельхозтехники». Так, в Первомайске на реконструкции мастерской по ремонту двигателей к тракторам «Беларусь» с 900 до 3000 штук в год действовал штаб из областных и местных специалистов (в него входил один из авторов книги), которые круглосуточно находились на объекте. Так появился конвейер по сборке двигателей на потоке — «близнец» имевшейся линии на Минском тракторном заводе. Опыт, наработанный в Первомайске, помог в реконструкции в других районах. Когда совершенствовали мощности по ремонту тракторов Т-150 и Т-150К, И. Г. Молчан, тогда работавший в Баштанке, пригласил на должность заведующего мастерской инженера-конструктора из Харькова Я. Т. Гацуру. Он-то и предложил разработать напольный движущийся переналаживаемый сборочный конвейер. Получился как бы Харьковский завод меньшего масштаба.
Авторы также повествуют об истории всех районных объединений и отделений «Сельхозтехники», их специализации, руководителях и главных специалистах, примерах инженерного творчества. Так, изобретатель-самоучка И. А. Рудой из Баштанского района разработал эффективные приспособления к комбайнам для уборки трав, кукурузы на силос (последнее стало прообразом силосоуборочного прицепного комбайна КС-2,6). Будучи на Черноморском судостроительном заводе, Иван Афанасьевич заприметил измерительный инструмент и за «магарыч» вынес его за проходную. Появилась возможность с высокой точностью измерять гильзы на ремонте двигателей стареньких комбайнов «Дмитровец-6» и тем самым продлить срок их службы.
В двух последних разделах исследуется развитие механизации сельского хозяйства с 1970-х годов по наши дни. Здесь представлены характеристики новой техники, которой вооружалось село в 1970 — 80-е годы, рассказывается об организации управления службами механизации, их реорганизациях во время перестройки в СССР и после его распада. Непродуманные реформы привели ко многим потерям в системе агропрома, в частности к гибели «Облсельхозтехники». Авторы пишут об этом так: «С 1995 года проводилось реформирование сельского хазяйства, колхозы и совхозы ликвидировались как юридические организации, а на их месте появились частные структуры (ООО, СХООО, ЧП и так далее). Они не несли ответственности за своих предшественников, в результате все райсельхозтехники стали потенциальными банкротами, за поставленные ими технику и материалы никто не хотел платить». В эти годы райсельхозтехники потеряли более 29 миллионов рублей. Огромная инфляция (10 000 процентов в год) добила их окончательно, отмечают И. В. Каляк и А. В. Петров.
Время реформ проверяло всех, и особенно строго управленцев. Не все успешно выдержали экзамен. Но было немало и таких, кто не растерялся, принял вызов времени. В их числе называются Я. Т. Гацура, возглавлявший одно время «Облсельхозтехнику», В. В. Кем из Веселиново, И. Д. Буговский из Первомайска, В. В. Лагодиенко из Нового Буга и ряд других.
Когда все рушилось, ремонтно-снабженческие предприятия бывшей системы «Сельхозтехники» предложили создать ЗАО «Николаевоблагротех» как структуру по внедрению единой технической политики в производственном, сервисном и материально-техническом обеспечении товаропроизводителей АПК всех форм собственности, а также как основного лизингодержателя в Николаевской области. Инициативу реализовали. Подразделения этого общества появились в каждом районе. Несмотря на кризис, налоговый пресс, отсутствие льготных кредитов, они работают. Ныне 70 — 80 процентов сельхозтехники отработало свой срок или морально устарело. Как быть в этой ситуации? Экономически выгодным, считают авторы, становится покупка тракторов, комбайнов и другой техники и орудий по финансовому лизингу. Его услуги предоставляет Николаевский филиал компании «Украгролизинг». Благодаря ему в область уже пришло техники на 50 миллионов гривень.
Читателя заинтересует и такой факт. В компанию «Украгролизинг» вошли МТС, создание которых инициировало правительство В. И. Пустовойтенко. Три машинно-тракторных станции дислоцировались в нашей области. Неплохо стартовала Николаевская МТС, обслуживавшая свыше 200 хозяйств. Однако работа в сложных условиях экономического и финансового кризиса, без оборотных средств помешала этой форме релизоваться в полной мере. Аграрии рассчитывались с ней лишь на 40 процентов. Кое-где эти неплатежи поощрялись местными органами власти: мол, МТС принадлежит государству и оно со временем спишет долги хозяйств.
В завершение рассказа об истории развития механизации сельского хозяйства Николаевщины авторы размышляют о технике будущего, путях организации крупнотоварного производства в Украине. Об актуальности книги-исследования, ее ценности для нынешних и будущих аграриев говорят во вступительной части издания заместитель губернатора по вопросам АПК В. И. Травянко, ректор Николаевского государственного аграрного университета В. С. Шебанин.
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |