ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Николай Круглов: «Налоговый кодекс — компромисс между властью, бизнесом и обществом»
19.10.2010 / Газета: Рідне Прибужжя / № 115(3003) / Тираж: 6008

Последние резонансные события в нашем регионе, связанные с обсуждением проекта Налогового кодекса, согласился прокомментировать председатель Николаевской ОГА Николай КРУГЛОВ.

- 13 октября в Николаеве состоялся достаточно многолюдный митинг местных частных предпринимателей, протестующих против статей проекта Налогового кодекса, касающихся налогообложения их хозяйственной деятельности. Почему, по Вашему мнению, несмотря на неоднократное и многочасовое обсуждение и в регионе, и в столице положений этого законопроекта с участием представителей общественных организаций предпринимателей-плательщиков единого налога, отраслевых советов и профсоюзов, митинг и забастовка ряда коммерческих структур все же состоялись?

- Мы действительно неоднократно встречались с представителями малого бизнеса: и в августе, когда шло общенациональное обсуждение проекта Налогового кодекса, и в сентябре, и накануне объявленного митинга, который сопровождался забастовкой отдельных торговых, транспортных и других частных предприятий. Все предложения малого бизнеса были систематизированы и переданы в Кабмин разработчикам налогового законопроекта. После того как он был принят в первом чтении в Верховной Раде, я отвез эти предложения в профильный комитет ВР, который теперь вместе с рабочей группой занимается рассмотрением всех предложенных изменений и дополнений в этот документ.

Мне кажется, что эти резонансные события произошли из-за непонимания или нежелания услышать и понять отдельными людьми или группой лиц, взявших на себя лидерские полномочия, чего добивается власть, предлагая бизнесу и обществу этот документ. Эти люди должны понять, что государство и общество всегда заинтересованы в наведении порядка, который выражается в выработке четких и честных правил, в том числе и для бизнеса. Понятно, что не все приветствуют подобные процессы, привыкнув за долгие годы ловить «золотую рыбку» в «мутных водах» далеко не совершенного украинского законодательства, в том числе и налогового. И они заинтересованы в консервации такой ситуации.

Так вот, на предыдущей встрече с предпринимателями в течение 3-х часов мы вели подробный и предметный разговор. К чему, собственно, сводились претензии наших предпринимателей, работающих на едином налоге? К трем вещам: объем дохода — 300 тысяч в год (это много или мало), 500 тысяч (это много или мало), использование контрольно-кассового аппарата (применение или неприменение) и, скажем, слишком большие права налоговой службы. Вот эти три проблемы больше всего волновали предпринимателей на встрече в ОГА в присутствии того же председателя профсоюза (Е. Герасимчук — председатель николаевского областного профсоюза работников малого и среднего бизнеса. — Авт.), которая на следующий день собирала митинг.

Есть четкая точка зрения на эти проблемы Президента В.Ф. Януковича. И я ее изложил на этой встрече предпринимателям. Я сказал, что Виктор Федорович поручил правительству еще раз рассмотреть «цифру» 300 тысяч в год (много это или мало), применение контрольно-кассовых аппаратов (которое может поощряться снижением ставки налога) и налоговых проверок (хотя они меньше всего распространяются на «единоналожников»).

Казалось бы, мы обо всем договорились: Президент дал поручение рассмотреть эти вопросы после принятия проекта Налогового кодекса в первом чтении в парламенте, когда можно в него вносить изменения. Мы предложили передать замечания наших предпринимателей в рабочую группу по доработке этого законопроекта народному депутату В. Гурееву, который присутствовал на этой встрече и имеет право законодательной инициативы.

Можно было довести эту информацию до широкого круга предпринимателей? И можно, и нужно.

А что произошло на самом деле? Группы людей на микроавтобусах ездили по рынкам, угрожали предпринимателям, чтобы они закрывали свои магазины и шли митинговать. И в жесточайшем порядке вывели людей на площадь.

Ладно, собрались... Но так расскажите людям, о чем мы договорились накануне! Дайте людям ответы на те вопросы, которые их волнуют. Но этого не случилось.

А получилось, что Е. Герасимчук и подготовленные люди начали снова «раскручивать» перед предпринимателями, которые в большинстве своем не читали проект Налогового кодекса, те же «больные» темы, призывая скандировать лозунги «Долой!», «Даешь!» и «Ганьба!».

Осознавали ли Е. Герасимчук и ее окружение, что они говорят людям неправду, а правду — скрывают?

- Что же, на Ваш взгляд, недоговаривают или скрывают от предпринимателей организаторы акций?

- К примеру, существует расхожий тезис, который звучал и на митинге, и во время выступлений на телевидении и в прессе, что малый бизнес формирует бюджет на 30%.

Я показываю официальную «картину» за 10 месяцев текущего года: сумма поступлений в областной бюджет от налога с доходов физических лиц составила 783 млн. грн. Из этой суммы от работающих в промышленности поступило 228 млн. грн., на транспорте — 74 млн. грн., работающих в образовании — 44,5 млн. грн., медики дали 53 млн. грн.

Граждане, работающие на фиксированном налоге, дали в бюджет области 30 млн., в том числе работающие на едином налоге — 4 млн. 750 тыс. грн. Насколько сопоставимы эти взносы? А ведь именно из этих поступлений финансируются те же школы, больницы, ремонтируются дороги. Отсюда идут отчисления и в Пенсионный фонд.

Или вот другой вопрос. Предприниматели говорят — у нас годовой доход 300 тысяч в год. Простой арифметический расчет — 72 тысячи предпринимателей в Николаевской области умножаем на 300 тыс. грн. — это получается 21 млрд. 600 млн. грн. Это получается, что на такую сумму в нашей области они продают товары и оказывают услуги в год. Это огромная сумма: у нас общий валовый доход в Николаевской области за прошлый год — 19,6 млрд. грн. Это и турбины «Зори»-«Машпроекта», и электроэнергия, выработанная АЭС, перегрузка в портах, построенные и отремонтированные суда, и многое другое.

Так что далеко не все частные предприниматели «вырабатывают» эти 300 тыс. грн.

При этом до 300 тыс. грн. в год показали в своих отчетах 91% предпринимателей. И только менее 9% предпринимателей имеют доход 500 тыс. грн. и выше. А доход в 1 млн. грн. и выше — только у 0,1% предпринимателей.

Так скажите, чьи интересы затронуты новым кодексом, а чьи нет? Затронуты интересы тех лиц, которые завозят контейнерами в Украину ширпотреб и реализуют его через таких же предпринимателей-«единоналожников», работая на том же едином налоге.

Почему всполошились те, кто имеет доход более 300 тыс. грн. в год? Да потому, что теперь им необходимо будет работать через контрольно-кассовый аппарат, который покажет истинные доходы, которые сегодня в «тени».

Или относительно только двух работающих у одного предпринимателя. Хочешь на 300 тыс. грн. 10 человек содержать, возьми минимальную заработную плату и посчитай, сколько это будет и что останется тебе как хозяину. А ведь эти наемные работники тоже оформляются как «единоналожники» и тоже не платят подоходный налог в полном объеме...

Тех, кому придется платить налоги на общих основаниях, у нас наберется не больше 5% предпринимателей, ранее работавших на едином налоге. Это аудиторы, торговцы недвижимостью, нотариусы, совершающие и заверяющие сделки на миллионы гривен. Так зачем, спрашивается, будоражить тех 95%, интересы которых проект Налогового кодекса не затрагивает?

У нас в области сегодня 277 тысяч работающих (включая предпринимателей) и 347 тысяч пенсионеров. Если 72 тысячи предпринимателей будут и дальше минимизировать свои отчисления в бюджет и Пенсионный фонд, то за счет кого прикажете содержать бюджетную сферу и платить пенсионерам, которые тоже могут выйти на площадь?

Поэтому состоявшийся митинг я расцениваю как организованную и спланированную акцию, которая ни на йоту не помогла решить проблемы рядовых предпринимателей, которых организаторы еще больше дезориентировали и завели в тупик.

Мы же призываем учитывать интересы всех слоев общества — и возрастные, и имущественные, и, если хотите, корпоративные. Которые, как показывает даже короткая история нашего независимого государства, могут кардинально меняться.

- Древнее латинское изречение «Времена меняются, и законы меняются вместе с ними» по-прежнему актуально?

- Именно. Возьмем ситуацию в стране в середине 90-х годов. В Николаеве основные предприятия, где были рабочие места подавляющего числа горожан, стояли без заказов. Людям, если их не увольняли, то месяцами не платили зарплату. Десятки тысяч николаевцев выживали, как могли: нелегально торговали всем, чем можно и нельзя, подвергаясь поборам со стороны криминальных структур и «террору» налоговых служб.

Что сделала тогда центральная власть? Предложила этим людям регистрировать свой бизнес, упрощенную систему налогообложения, а в 1998 году — единый и фиксированный налоги, размер которых тогда удовлетворял и предпринимателей, и власть, с учетом тогдашнего среднего уровня зарплаты и пенсии.

Городские и районные власти старались не злоупотреблять ставками этих налогов, отдавали под рынки стадионы и другие сооружения, по минимальным земельным ставкам отводили участки под строительство новых стационарных рынков и торговых мест, обеспечивая хотя бы минимально безопасность и комфорт, работающих там людей.

Миллионы украинских граждан, ушедших, как говорят, на свои хлеба, получили серьезную льготу, по сравнению со всеми остальными гражданами, работающими на крупных предприятиях всех форм собственности, в школах, больницах и т.д., автоматически плативших все налоги и сборы на общих основаниях. Хотя уже принятая к тому времени Конституция утверждала, что все в этом отношении равны.

То есть на протяжении последующих 15-ти лет малый и средний бизнес имел серьезное преимущество в налогообложении перед другими субъектами хозяйствования.

Но ситуация в обществе и государстве быстро меняется, и сегодня нужно опять садиться за стол, обсуждать объективно изменившиеся обстоятельства и снова о чем-то договариваться.

Вот динамика платежей в Пенсионный фонд за последние годы: 15 лет назад при средней пенсии в Николаевской области 26,8 грн. предприниматели платили 18 грн. То есть 42% от единого налога, который составлял тогда в среднем 42 грн.

Прошло 15 лет. Средняя пенсия в нашей области теперь 1 тыс. 64 грн. Давайте посмотрим откуда она формируется.

Всего в Пенсионный фонд от зарплат наемных работников в Николаевской области поступили 1 млрд. 762 млн. грн.

Врачи при средней зарплате 2,5 тыс. грн. перечисляют в ПФ 904 грн. ежемесячно.

Работники образования при зарплате 1705 грн. — 566 грн.

Николаевский морпорт: при средней зарплате 4 тыс. грн. его работники отчисляют в ПФ 1420 грн.

Морпорт «Октябрьский»: средняя зарплата — 8 тыс. грн., отчисления в ПФ — около 3-х тыс. грн.

Николаевский предприниматель, работающий на едином налоге, сегодня отчисляет в ПФ в среднем 68 грн.

При этом предприниматели говорят, что для них зарплата 5 тыс. грн. не является большой. А ведь с 5 тыс. грн. отчисления в Пенсионный фонд должны быть не менее 35%. Сегодня для них установлены отчисления в ПФ максимум 306 грн., а минимальная пенсия сегодня в пределах 800 грн.

Спрашивается, где же равные права и обязанности граждан, указанные в Конституции? Вот эту правду мы должны говорить людям.

Значит нужно находить в обществе компромисс и говорить: то, что было хорошо в 1998 году, сегодня нужно пересматривать. А тем, кто берет на себя лидерские функции в своем сегменте в масштабах города или региона, пора научиться нести солидарную ответственность за происходящее и в области, и в стране.

- Николай Петрович, спасибо за исчерпывающие ответы.

Автор: Вячеслав ЧИЧЕНИН, mk.mk.ua


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту