В газете «Вечерний Николаев» от 5 октября т.г. директор судостроительного завода «Лиман», лидер общественной организации «Наш город» Сергей Исаков обвинил городскую власть в безразличии к изменениям в налоговой и бюджетной политике государства и их влиянию на интересы городского бюджета, а также обратил внимание на другие вопросы городской жизни. На эти темы согласилась высказать свое мнение заместитель городского головы — директор департамента финансов, заслуженный экономист Украины Валентина Бондаренко.
- Валентина Ивановна, что, по вашему мнению, принесут изменения законодательства финансовой системы городскому бюджету?
- В течение девяти лет с принятия первого Бюджетного кодекса Украины мы на практике убедились, насколько важно для территориальной общины знать правила игры на финансовом рынке, ведь эти правила являются едиными для всех участников, стабильными и не зависящими от воли или желания субъектов этих отношений. Таким документом стал Бюджетный кодекс 2001 года, когда появилась перспектива прогнозирования финансового ресурса непосредственно для города на 2-3 года. И хотя этот документ разрабатывался с учетом мирового опыта, он требовал изменений, продиктованных временем, изменений в общественном и экономическом развитии страны. Вопросы совершенствования норм действующего Бюджетного кодекса в последние годы поднимались неоднократно городским советом и его исполнительными органами. И хочу заметить, что большинство предложений органов местного самоуправления, в том числе и от города Николаева, учтены в новой редакции этого документа, принятого Верховной Радой в июле текущего года.
Относительно Налогового кодекса — все хорошо понимали, что действующее налоговое законодательство с его большим количеством законов и подзаконных актов требует коренных изменений и создания единого специального кодекса, что гармонизировало бы всю налоговую систему. Стабильность, равенство всех плательщиков налогов перед законом, одинаковое понимание всеми участниками налоговых отношений своих прав и обязанностей — вот что, в принципе, в первую очередь должен обеспечить этот документ.
Наиболее конфликтными стали вопросы реформирования упрощенной системы налогообложения, которая в объеме налогов и сборов городского бюджета Николаева составляет 5%. Ни для кого не ново, что и эта система требует изменений, но есть вопросы, к которым надо еще раз взвешенно подойти. И на последней сессии городского совета депутаты поддержали обращение представителей малого бизнеса города к Президенту Украины.
Да, все понимают, и господин Исаков на этот момент обратил внимание, что на первом этапе после введения в действие Налогового кодекса произойдет снижение налоговых поступлений. Но, будучи в свое время заместителем губернатора области, он не мог быть в стороне от формирования местных бюджетов. Поэтому считаю его комментарий о потерях городского бюджета без учета норм Бюджетного кодекса, мягко говоря, некорректным.
Во-первых, Бюджетный кодекс предусматривает механизм регулирования баланса доходов и расходов по делегированным местным бюджетам государственным полномочиям в бюджетной сфере (здравоохранение, образование, социальная защита и т.д.) посредством дотирования при недостаточности налоговых поступлений или изъятия при их расчетном избытке.
Во-вторых, с введением с января 2011 года новой редакции Бюджетного кодекса у местных бюджетов существенно — в Николаеве до 35 процентов — увеличится финансовый ресурс на выполнение собственных полномочий, а это прежде всего решение наболевших проблем жилищно-коммунального хозяйства и выполнение других местных программ. Кроме того, увеличится объем бюджета развития и, что отрадно, наполнение его будет происходить на постоянной основе за счет обязательных платежей, а не только от продажи имущества и земли.
- Вы как опытный финансист считаете, что отмена двенадцати местных налогов и сборов значительно отразится на наполнении городского бюджета?
- Чтобы была понятна наша позиция по данному вопросу, я остановлюсь немного на показателях городского бюджета. Так вот, в общий фонд городского бюджета поступило за 2009 год 865,7 млн. грн. (в 2010 ожидается 1012,3 млн. грн.), в том числе, налогов и сборов 553,5 млн. грн., из них местные налоги и сборы составляют 2% поступлений, а в объеме собственных доходов их удельный вес занимает около 11%. Из 12 млн. грн. местных налогов и сборов, которые поступили в прошлом году, 9,7 млн. грн. — поступления рыночного сбора и 2 млн. грн. — коммунального налога, а на все остальные шесть местных налогов и сборов, принятых на территории города Николаева и являющихся на сегодня обязательными, приходится 0,3 млн. грн.
Да, для городского бюджета почти 10 млн. грн. рыночного сбора — это потери. Но, учитывая природу этого платежа, взимание платы наличными, а также невозможность его администрирования контролирующими органами, нет уверенности, что вся уплаченная торгующими на рынках сумма в бюджет попадает. И то, что сегодня потеряет территориальная община через бюджет в виде рыночного сбора, сэкономит торгующий на рынке для своих нужд и уплаты других платежей.
Мы понимаем, что задача правительства сложная — обеспечить не только наполнение бюджета, социальное равенство всех участников налоговых отношений, но и минимизировать потери местных бюджетов. Первые две задачи должен решить Налоговый кодекс. Последняя из этих задач решена принятием Бюджетного кодекса в новой редакции. Так, в городской бюджет для выполнения собственных полномочий будут зачисляться: 100% платы за землю (ранее 75%), плата за торговый патент. По нашим расчетам, такие изменения увеличат собственные доходы на сумму около 35 млн. грн.
С принятием Налогового кодекса мы ожидаем значительное увеличение поступлений сбора за места парковки транспортных средств за счет расширения перечня объектов, на которых будет взиматься этот сбор (например, автостоянки), привязки ставки к минимальной заработной плате и определения плательщиком юридического лица, которое будет осуществлять эту работу.
Наряду с этим считаю, что поступления налога на недвижимость будут незначительными в связи с тем, что из налогообложения выводится большинство объектов недвижимости.
Несколько настороженно мы относимся к замене налога с владельцев транспортных средств транспортным налогом, который вместо ежегодной уплаты предусматривается уплачивать собственником транспортных средств только при их первой регистрации. Этот практически единственный источник наполнения дорожного фонда по городу, составляющий сегодня около 12 млн. грн., на наш взгляд, никак не заменит патент с автозаправочных станций. А за какие средства содержать и ремонтировать дороги? Поэтому мы и дальше будем отстаивать свою позицию: оставить транспортный налог в действующей редакции, т.е. с ежегодной уплатой.
- Принятие Налогового кодекса обеспечит местные бюджеты достаточным финансовым ресурсом?
- Налоговой кодекс, на мой взгляд, — это прежде всего единые правила игры на длительный период для участников налоговых отношений. К сожалению, уровень экономического развития страны на сегодня не обеспечивает желаемый уровень жизни и потребности общества. При той экономической ситуации, которая сложилась на сегодня, наша задача — реально оценивать возможности, рационально и экономно использовать имеющийся финансовый ресурс, что обеспечивало бы динамичное развитие.
Хочу еще раз обратить внимание, что именно по нормам Бюджетного кодекса распределяются ресурсы государства между уровнями бюджетов, а новая редакция этого кодекса — как раз в пользу местных бюджетов. Вопрос принятия Налогового кодекса сегодня актуален еще и потому, что должен обеспечить правовую связь бюджетных и налоговых отношений.
- Перейдем от глобальных проблем, которые подняты в статье, к более частным. Валентина Ивановна, как бы вы прокомментировали другие аспекты этой статьи: скажем, выражения типа «отстегнул» в горисполкоме, «взятки, откаты», «в коррупционных дырах исчезают десятки и сотни миллионов»?
- Не очень мне хочется об этом говорить, но и молчать не могу. Скажу одно: если Сергей Михайлович Исаков владеет конкретными фактами о том, что он говорит, — ему надо обратиться в соответствующие органы.
Прежде чем поднимать вопрос, кто и как отстаивает интересы города, кто и как владеет ситуацией в городе, надо обратить внимание на предприятие, которым руководишь сам. Сегодня ругать Чайку можно со всех сторон — на его плечах полумиллионный город с территорией в 60 кв. км, и проблем в таком хозяйстве хватает. Есть проблемы и на предприятии, которым руководит Сергей Михайлович: сегодня на нем работают 140 человек, а еще два года назад их было 230. На предприятии введен режим неполного рабочего дня, периодически возникают проблемы с выплатой заработной платы. Что можно сказать? Только одно: и в большом, и в малом хозяйстве всегда есть проблемы, которые надо решать.
Мы относимся ко всем гражданам города одинаково: и к предпринимателям, и к учителям, и медработникам. И поверьте, что местные исполнительные органы делают все возможное, чтобы в нашем городе жилось всем комфортно. И интересы городской общины мы защищаем и отстаиваем на должном уровне.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |