Негодование предпринимателей по поводу принятия нынешней редакции Налогового кодекса может здорово аукнуться руководителю группы по его подготовке, величайшему реформатору украинской современности Сергею Тигипко. А рикошетом — и его представителям на выборах в органы местного самоуправления.
...А ведь еще совсем недавно стильный и обаятельный Сергей Леонидович, кочуя в рамках предвыборного «турне» по стране, очень убедительно рассказывал, что его многострадальное детище кардинально улучшит предпринимательский климат в Украине.
При этом, красочно расписывая, как над совершенствованием Налогового кодекса, уже один раз вчистую забракованного Президентом и парламентом, без устали трудились представители Совета предпринимателей при Кабмине, Совета работодателей Украины, а также ведущие экономисты преуспевающих стран, Тигипко нечаянно обмолвился об одной существенной детали. «Налоговый кодекс — хороший. Но работать над главным фискальным документом должны профессионалы. Поэтому обсуждать его всем народом — просто страшно», — сказал партийный лидер отечественных «силовиков».
Логика, надо признать, далеко не новая: все хорошо, но народец у нас того... подкачал. Умом не дорос. А поэтому нечего с ним и советоваться — большому дяде видней. Более того, соваться к людям со своими прогрессивными идеями еще и небезопасно: глядишь, отреагируют не то, что восторженно, а наоборот — крайне недружелюбно. Вплоть до физического воздействия.
Однако переделанный проект кодекса вызвал неудовольствие не только у рядовых жителей Украины, но и на самом высоком уровне. О чем и сообщила журналистам первый заместитель главы Администрации Президента Украины Ирина Акимова.
Есть смысл процитировать список претензий по возможности дословно. «Процесс подготовки проекта Налогового кодекса постоянно находится в поле зрения Президента Украины. Благодаря позиции главы государства первый вариант разработанного правительством проекта кодекса был отклонен потому, что носил дискриминационный характер по отношению к налогоплательщикам.
К тому же по требованию главы государства доработанный проект кодекса уже не содержит норм о продлении сроков проведения проверок и расширении прав налоговых органов. В частности изъяты нормы о контроле за осуществлением операций наличными, осмотре жилья граждан. Из проекта убраны льготные налоговые режимы для отдельных территорий, что могло привести к нарушению условий справедливой конкуренции.
Хотя внесенный в парламент правительственный проект Налогового кодекса демонстрирует существенное позитивное продвижение в направлении защиты прав и интересов налогоплательщиков, в нем еще присутствует ряд рискованных моментов, которые могут негативно влиять на хозяйственную деятельность и по которым надо найти взаимоприемлемый компромисс в обществе. Прежде всего это касается запрета на включение в расходы налогоплательщика на прибыль затрат на товары, приобретенные у плательщиков единого налога. Эта норма делает экономически невыгодным сотрудничество субъектов упрощенной системы с предприятиями, которые облагаются налогом на общих основаниях.
Вводятся новые льготы, которые могут нанести ущерб отечественным товаропроизводителям. Например, предусматривается освобождение от НДС поставок детской одежды и обуви, а также широкого спектра изделий из древесины (древесностружечные, древесноволокнистые плиты, фанера и т.д.), что создаст более благоприятные условия для импортеров этой продукции и негативно повлияет на работу отечественных производителей.
В проекте значительно расширяются полномочия Кабинета Министров в сфере налогообложения. Такой подход не только не согласуется с Конституцией Украины, но и создает почву для нестабильности налоговых правил, сужения прав плательщиков. Недопустимым является определение правительством перечня затрат плательщиков налога на прибыль, которые занимаются добычей полезных ископаемых (речь идет об отнесении затрат на конкретный объект необоротных активов); порядка проведения контрольных проверок, обследований помещений и территорий (кроме жилья граждан, что уже исключено). Необоснованным является отсрочка до 2014 года введения налогообложения транспортным сбором при первой регистрации самолетов и вертолетов. В кодексе не сохранен действующий порядок осуществления платежей без принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика физическими лицами, которые по своим религиозным или другим убеждениям отказываются от такого номера. Процедура получения плательщиком права на автоматическое возмещение НДС выписана нечетко. Нельзя согласиться с расширением возможности получения налоговыми органами информации, содержащей коммерческую тайну», — подчеркнула в конце комментария госпожа Акимова.
Не менее негативной была реакция и, казалось бы, давней и верной соратницы Тигипко — бывшего председателя Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Александры Кужель, которая и вовсе сочла проект нового Налогового кодекса угрожающим демократии.
«Самые большие опасения по Налоговому кодексу — это то, что он направлен на уничтожение демократии в Украине», — заявила Кужель на встрече с предпринимателями в Симферополе. В подтверждение своих слов она провела аналогию с декретами Советской власти, которыми та пыталась запретить деятельность ремесленников, поскольку считала их «самостоятельными и независимыми». По ее мнению, разработчики проекта Налогового кодекса по такому же принципу хотят нейтрализовать представителей малого и среднего бизнеса, так называемый «средний класс».
О том, чьи же интересы за счет отечественных предпринимателей защищает Тигипко, откровенно рассказал в своем блоге Михаил Бродский, сменивший Александру Кужель в кресле главы Госкомитета по предпринимательству: «На очередном совещании по Налоговому кодексу, в котором принимали участие Колесников, Тигипко, Хомутынник, я и ряд представителей бизнеса, вице-премьер Колесников выступил за то, чтобы повысить допустимый объем дохода для единщиков с 300 до 500 тыс. грн. Хомутынник, который возглавляет парламентский комитет по вопросам налоговой политике, эту идею поддержал. Но категорически против неё высказались вице-премьер Тигипко и замминистра финансов Ефименко. Мол, планка в 300 тысяч — это жесткое требование МВФ».
Между тем сам губитель украинской демократии (по версии Кужель) не намерен останавливаться на достигнутом и уже хищно приглядывается к т.н. «упрощенцам». По его мнению, для субъектов предпринимательства, пользующихся упрощенной системой налогообложения, необходимо разработать отдельное законодательство: «Для самого маленького бизнеса — для «упрощенцев» — конечно, необходимо отдельное законодательство. Признаю, что по некоторым позициям для этой категории будут ухудшения».
Остается лишь гадать, сколько протестного народу в следующий раз выведут на улицы эти ...ухудшения по некоторым позициям». Что Сергея Леонидовича, судя по всему, тревожит мало, т.к. он и чиновники из Международного валютного фонда лучше знают, чего неблагодарному украинскому народу надо.
Но такое наплевательское отношение к мнению сограждан беспокоит многих представителей Тигипко на местах, потому как именно им, а не далекому вождю, «выгребать» от разгневанных земляков за его «реформы». И вот уже сын Раисы Богатыревой, стоявший у истоков создания новой партии Тигипко в Донецкой области и руководивший ее областной организацией, накануне выборов оставил свой руководящий пост. Его коллеги объяснили этот поступок яснее некуда: «Просто он, как порядочный человек, оказался перед выбором, извините, торговать лицом или же работать. Он принял тяжелое, мужское решение».
Сам же Тигипко, в отличие от Игоря Богатырева, не счел зазорным «торговлю лицом», возглавив список кандидатов в депутаты Днепропетровского областного совета от своей партии. И это несмотря на более чем прозрачную рекомендацию главы правительства Николая Азарова: «Я на этом настаиваю: чтобы никто не отвлекался от текущих дел. Если кто-то желает принять участие в выборах, пожалуйста. Но надо сделать выбор — где ты собираешься работать: в правительстве или в тех органах, в которые баллотируешься».
Вообще до недавнего времени вице-премьер по вопросам экономики, как настоящий бизнесмен, успешно «продавал» свой мужественный лик по системе франчайзинга.
Франчайзинг — развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.
Дело в том, что представители его политической силы в регионах не могут похвастаться ни популярностью, ни хотя бы известностью среди местных жителей. Эту узнаваемость, без которой в принципе нет смысла участвовать в выборах, им и обеспечивает растиражированный еще с президентских выборов образ «сильного» вождя: «Вот Тигипко. А рядом с ним — я!». Ну а в случае победы «франчайзи» будут потом рассчитываться за использование «бренда» различными услугами.
Примерно так в Николаеве «вдруг, откуда ни возьмись» появился кандидат на должность городского головы Александр Болтянский. Еще вчера безвестный торговец винно-водочными изделиями сегодня позиционирует себя не иначе, как... ну правильно — «сильный мэр»! И даже, беря пример со «старшего товарища», тоже начинает «торговлю» определенными частями тела. Украсившие город бигборды с лицами участниц очередного конкурса красоты, а также самого Александра Михайловича в качестве председателя жюри, похожие то ли на фото из выпускного альбома, то ли на рекламный проспект салона определенных услуг, свидетельствуют о серьезности намерений и отменном вкусе претендента.
Но последние события в регионах показали, что электоральная любовь — штука капризная и недолговечная. И если в Николаеве протестующие предприниматели ограничились заявлениями и кратковременной забастовкой, то их коллеги из Запорожья принесли в подарок милейшему Сергею Леонидовичу... поминальный венок.
С такими настроениями в обществе впору не «брендом лица» торговать, а спешно искать запасной аэродром. И вот тут мандат депутата Днепропетровского облсовета будет очень даже кстати. Не бог весть что, конечно, но хоть какая-то «соломка» на случай экстренного «приземления». Тем более в запасе имеется уже успешно обкатанный в 2004-м фокус с исчезновением «по-английски», без последнего «прости» брошенным на произвол судьбы соратникам.
И главное, ничего личного, просто бизнес. «Снял кассу — прощай, массы!»...
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.010Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |