Состоявшееся 6 октября заседание коллегии облгосадминистрации было в основном посвящено вопросам, которые сейчас больше всего волнуют каждого, — ценам и тарифам. На все: на жилищно-коммунальные услуги, на продукты питания и пр. И ситуация с ценами и тарифами, уверен глава облгосадминистрации Николай Круглов, вышла из-под контроля. Но ненадолго, обещает руководитель области.
По данным Госинспекции по контролю за ценами в Николаевской области, которая провела проверки в 244 предприятиях, работающих в разных отраслях, в 206 (84%) нашла нарушения Порядка формирования, установления и применения тарифов и применила экономические санкции на сумму 64 млн. грн. (!). Больше всего было найдено нарушений у предприятий теплоэнергетики (66,7%), по продаже продуктов питания (97,3%), реализации лекарственных препаратов (54,4%), предприятий пищевой промышленности (53,8%), предприятий транспорта (33,4%) и предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги (84%).
Дорогая «коммуналка»
На заседании коллегии облгосадминистрации из уст начальника Госинспекции по контролю за ценами в Николаевской области Людмилы Коваль звучали преимущественно николаевские предприятия, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.
Напомним, что прежде чем поднять тарифы, свои расчеты предприятие предоставляло в Госинспекцию, чтобы получить заключение. В случае положительного заключения, которое, по сути, являлось признанием экономической обоснованности новых тарифов, органы местного самоуправления могли принять решение о повышении тарифов. Так было до недавнего времени, пока не была создана Национальная комиссия по регулированию энергетики, которая будет устанавливать тарифы на тепло, воду, канализацию. Но на сегодняшний момент она еще не действует, поэтому сейчас все предприятия, которые поставляют данные услуги, утверждать новые тарифы должны в НКРЭ (до 1 января 2011 г.). На этот момент Николай Круглов особо обращал внимание представителей органов местного самоуправления, призывая их не заниматься «махновщиной» — утверждать новые тарифы.
Как будут утверждаться новые тарифы на тепло и водоснабжение, пока неизвестно, но о том, как это делалось некоторыми предприятиями до появления Национальной комиссии по регулированию энергетики, рассказала начальник Госинспекции по контролю за ценами в Николаевской области. А ее рассказ предварила информация Н.Круглова: из 125 поданных материалов о повышении тарифов 70 тут же вернули обратно без рассмотрения, а из оставшихся 75 только 4 получили положительные заключения, что говорит о качестве поданных в Госинспецию документов.
К примеру, «Николаевводоканал» 5 раз за короткий период обращался в Госинспекцию (с октября-ноября 2009 года по январь нынешнего года) с новыми тарифами. И 5 раз получал отрицательное заключение Госинспекции, потому что, по мнению специалистов Госинспекции, документы были подготовлены некачественно. Однако, получив замечания Госинспекции, в «Николаевводоканале» не желали исправляться, а только писали жалобы в Минэкономики, Генпрокуратуру, СБУ, а в конце концов обратились в суд, чтобы заставить Госинспекцию дать положительное заключение о новых тарифах.
Негативно «прозвучало» КП «ДЭЗ «Корабел» в Корабельном районе, который необоснованно взимал с жителей Корабельного района плату за вывоз мусора и не предоставлял услуги в полном объеме. Схема, по словам Л.Коваль, была такая: ДЭЗ «Корабел» заключает договор на вывоз мусора с возчиками, которые прошли конкурсный отбор и имеют для этого транспортные средства. Плата за вывоз ТБО «сидит» в квартплате (с 1 кв. м), а у перевозчиков расценки — на метр кубический. Причем, если с населения взималась плановая плата, то с возчиками мусора рассчитывались по факту. В результате ДЗ «Корабел» «заработал» на вывозе мусора 282 тыс. грн. К этому предприятию по результатам проверки были применены Госинспекцией санкции на сумму 724 тыс. грн.
Еще одна интересная, по словам Л.Коваль, схема была разработана Николаевским горсоветом по предоставлению услуг по вывозу ТБО. Для этого было создано КП «Николаевкоммунтранс», ему были утверждены тарифы. Это предприятие когда-то имело большое количество транспорта, но весь транспорт был передан в аренду ООО «Никспецсервис», которое является официальным поставщиком услуг по вывозу ТБО. Исполком горсовета утвердил этому предприятию тарифы — 23 грн./куб. м. КП «Николаевкоммунтранс» заключало договоры с жилищными предприятиями о предоставлении услуг по вывозу ТБО и брало за это 28 грн./куб. м. Разница в 5 грн. оставалась предприятию, которое фактически являлось посредником. Кроме этого, КП «Николаевкоммунтранс» завышал объемы вывезенных ТБО на сумму 390 тыс. грн. За завышение непредоставленных услуг были применены санкции на сумму 753 тыс. грн. Данные материалы переданы в прокуратуру для рассмотрения.
Аналогично, по словам Л.Коваль, действовало ЖКП «Мрія», которое также не является поставщиком по предоставлению услуг по вывозу ТБО, но работало по такой же схеме. Разница в тарифе, правда, была значительно меньше — всего 1 копейка. Но на жителях «заработали» 6 тыс. грн. Санкции в отношении предприятия составили 16 тыс. грн.
Дорогая еда
На заседании коллегии разбирались не только с жилищно-коммунальными тарифами, но и уделили отдельное внимание ценам на продукты питания.
Напомним, что в этой сфере есть два главных отправных момента.
Во-первых, есть перечень продуктов питания (он утвержден распоряжением главы облгосадминистрации), на которые производители могут повысить цену не более, чем на 1% в месяц. Если повышение цены предполагается на большую сумму, то обоснованность такого повышения производители опять-таки обязаны доказывать в Госинспекции по ценам. В этот перечень входят мука пшеничная высшего, первого и второго сортов, мука ржаная, говядина, свинина, мясо птицы, колбасные изделия вареные (кроме высшего сорта), коровье молоко жирностью 2,5%, творог жирностью до 9%, сметана жирностью до 20%, масло сливочное жирностью до 72,5%, яйца куриные, сахар-песок, подсолнечное масло.
Второй момент: граничная торговая надбавка на оптово-отпускные цены может составить только 15%, и не больше.
Что происходит на деле. Производители стараются обходить госрегулирование: у нас уже появилось молоко жирностью 2,6%, а сливочное масло жирностью 73%. И если это прекрасно видят и знают в облгосадминистрации, то у губернатора возникает закономерный вопрос: а почему молчат Госстандарт, управление по защите прав потребителей? Почему они не идут на эти предприятия с проверками? Ответа на этот вопрос на заседании коллегии никто не дал.
Впрочем, не только производители стараются обходить неприятные для них моменты — это делают и продавцы. Л.Коваль привела пример с макаронными изделиями. Производитель — фирма «Мрія» — отпускала макароны по цене 3,5 грн./кг (в эту цену вошли маркетинговые услуги — 0,8 грн.) в «Пятый Океан», который продавал эти макароны по цене 4,02 грн./кг (в эту стоимость еще раз вошли маркетинговые услуги). «Как нам объяснил руководитель предприятия, маркетинговые услуги — это стоимость того торгового места, за которое с производителя торговая сеть взимает дополнительно деньги. Если посчитать — 3,5 грн. плюс 15% и плюс маркетинговые услуги 4,5%, — то завышение цены на макаронные изделия составило 61 коп.», — сказала Л.Коваль.
Интересная ситуация, судя по информации руководителя Госинспекции по контролю за ценами в Николаевской области, складывается с яйцами. Два предприятия-производителя — Николаевская птицефабрика ЗАО «Эталон» и Снигиревское предприятие «Реал-Снигиревка» — летом продавали свою продукцию по цене от 1,7 до 2,6 грн. за десяток яиц, тогда как задекларированная цена за десяток яиц была 7 грн. (ЗАО «Эталон») и 6,3 грн. («Реал-Снигиревка»), т.е. фактически предприятия летом торговали своей продукцией по ценам ниже себестоимости. Это привело к тому, что с рынка, не выдержав такой конкуренции, ушли другие предприятия, которые торговали яйцами. А теперь эти два предприятия, помимо того, что резко подняли цены в сентябре, обращаются в Госинспекцию по контролю за ценами, чтобы задекларировать изменение цены до 12 грн./дес. Эти материалы Госинспекция передала в отделение АМКУ.
Но еда становится дороже не только из-за попыток производителей поднять цену на свой товар. 60% продовольственных товаров, которые имеют социальное значение, продаются через субъектов предпринимательствкой деятельности — физических лиц, которые находятся на упрощенной системе налогообложения. По словам Л.Коваль, при проведении проверок они в один голос твердят: коль мы находимся на единой системе налогообложения, то бухучета не ведем. Из-за этого непонятно, как они «складывают» цены на тот или иной товар, выдерживают ли требования по 15-процентной торговой надбавке. По правилам, к цене, указанной в декларации производителя, должны быть прибавлены 15% надбавки, и вуаля — вот цена товара в рознице. Однако, как выяснилось при проверках, физические лица-предприниматели не имеют таких деклараций. Тем не менее, у специалистов Госинспекции есть цены производителей из всех регионов, так что обсчитать нарушения они могут. Но даже оплата штрафа за один день проверки не дает гарантий, что в дальнейшем предприниматель исправится и начнет обсчитывать цену товаров так, как это предусмотрено законодательством.
Еще одна проблема: очень много торговых предприятий являются филиалами предприятий, зарегистрированных в других областях. Поэтому при проверках они отмахиваются от Госинспекции: мол, мы — филиал, бухучета не ведем, весь бухучет ведется в головном офисе. Но с этим, считает Л.Коваль, можно и нужно бороться.
Что хочет сделать власть
Помимо проекта распоряжения главы облгосадминистрации о стабилизации ценовой ситуации области, губернатор Николай Круглов предложит Николаевскому горсовету внести изменения как в Правила торговли на рынках Николаева, так и в Положение об условиях осуществления предпринимательской деятельности обособленных подразделений субъектов хозяйствования (те самые филиалы торговых предприятий из других областей — прим. авт.). Эти изменения, по мнению губернатора, сделают ценообразование более прозрачным, а значит, нас, потребителей, — более защищенными от скачков цен.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |