ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Построить Европу в украинских городах и селах
21.10.2010 / Газета: Южная правда / № 116(22706) / Тираж: 24600

Впечатление о стране, в которую приезжаешь в первый раз, составляют люди, улицы, транспорт. Показатели ВВП и уровня жизни исчезают из памяти, когда видишь чистые, ухоженные переулки, качественные дороги, освещенные города, зеленые скверы. Сразу понимаешь, что это — развитая страна и живут здесь хоро шо.

На самом деле, такая ситуация — это не фантастика и не призрачная реальность, до нее рукой подать. Например, в какой бы из маленьких городков Польши вы не приехали, увидите там именно такую картину. Вспоминая, что Польша совсем недавно была «такая, как мы», украинцы удивляются — откуда взялся такой порядок. Не все из нас понимают, что такие уютные города и села — заслуга самих жителей, а не только их правительств.

Человеческая природа проста — мы наводим порядок в своем доме, стремимся его сделать чистым и уютным. Только границы «дома» у всех разные. У одних они заканчиваются дверью собственной квартиры, у других — улицей, городом, страной. Уровень гражданского общества, социальной ответственности, демократического развития прямо пропорционален желанию обустраивать свой город. Мы превращаемся из физических лиц в «нацию» не только тогда, когда начинаем смотреть фильмы на родном языке, но и когда заботимся о стране, в которой живем.

Местное самоуправление по-европейски

На улицах Польши практически идеальная чистота, вы не найдете ни одной бумажки, а урна всегда будет в нескольких шагах от вас. Все улицы освещены, деревья — огорожены, множество лавочек, на которых прохожие всегда смогут отдохнуть. Главное то, что такую картину можно наблюдать даже в небольших городках, а не только в столице. Автору этих строк довелось пообщаться с одним из кандидатов в мэры Познани. Он делился своими впечатлениями, как следует проводить избирательную кампанию: «Люди давно устали от политики. Не надо их пытаться задобрить или купить сладкими обещаниями. Они всегда чувствуют обман. Необходимо строить кампанию вокруг конкретной проблемы и предлагать решения». Проблема того города сводилась к продолжению трамвайной линии, которую следовало проложить в новоотстроенный район. Лично мне бы очень хотелось, чтобы в моем городе это была самая большая проблема.

20 лет назад Польша была далеко не в самом лучшем состоянии. Люди среднего возраста помнят, как на заре независимости Украины поляки приезжали к нам и разбирали все товары. Тем не менее они смогли организоваться и реализовать одну из наиболее успешных реформ — местного самоуправления. Суть реформы сводилась к следующему: сделать услуги доступными всем. Все основные проблемы должны решаться на местах. Например, за справками не нужно ехать в райцентр. Вместе с полномочиями поляки предоставили местному самоуправлению и финансовую самостоятельность — большая часть денег оставалась в регионах. А кто, как не люди на местах, лучше знают, на что их потратить.

Поляки поняли, что «пенять» больше не на кого, а уровень их жизни зависит только от них. В результате в первые годы реформы было построено в десятки раз больше километров водопровода и канализации, чем за предыдущее десятилетие.

Участие поляков в местном самоуправлении сводится не только к голосованию на выборах. Так, они контролируют работу властей, требуют от них отчетности за исполнение избирательных обещаний. В этой стране престижно, чтобы власть была «прозрачной». Существует даже специальный сертификат «Прозрачная Польша», который получают те города, чиновники которых максимально полно предоставляют населению информацию о своих действиях.

Интересен опыт Швеции — страны, признанной эталоном социальной защиты. Конечно, мифы о Швеции не соответствуют реальности на все 100%, в конце концов, у каждого свои проблемы. Тем не менее работа местного самоуправления этой страны действительно находится на высоком уровне.

К полномочиям местной власти относится обеспечение деятельности органов здравоохранения, библиотек, культурных заведений, организация дошкольного воспитания, школьного образования, строительство муниципальных дорог, формирование и организация работы спасательных служб, сбор и утилизация мусора, водоснабжение и канализация, помощь пожилым людям и инвалидам. Этот список можно продолжать до бесконечности, потому что они делают все, чтобы люди в Швеции жили хорошо.

Не буду вдаваться в детали про зеленый газон зимой, отсутствие бездомных животных, идеальные дороги, чистую воду (в Швеции самая чистая вода в Европе, они даже в ресторанах ее наливают из-под крана). Остановлюсь на их местных бюджетах. Известно, что основная часть бюджетных расходов покрывается за счет налогов. Но вопрос в том, что шведы могут быть абсолютно спокойны за свои «налоги», они действительно идут на обеспечение их высокого уровня жизни. Мне довелось побывать в обычной шведской школе для детей старших классов — такому уровню технического оснащения (лабораторные, библиотеки, музыкальные и спортивные классы) могут позавидовать лучшие университеты Украины. В столовой школьников ждет неограниченный выбор обедов, список которых не уступает меню украинского ресторанчика (вспоминаешь обеды наших школ — пол-яйца и ложка каши). И это — «бесплатно», точнее, за налоги. Такой же уровень обеспечения больниц. Все это — примеры самоуправления «по-шведски» в действии.

О том, что «налоги» идут по назначению, свидетельствует и внешний вид чиновников — вы нигде не увидите мэра (он же губернатор) на Мерседесе Е-класса. Я встречалась с губернатором муниципалитета Ханинге в Южной Швеции — обычный дедушка, со старенькой Nokia и замечательными манерами.

Почему у нас не так?

Можно анализировать различные модели местного самоуправления, и каждая из них будет неэффективной, если в местной власти будет побеждать политика над менеджментом. Тем не менее каждый раз, выбирая местную власть, мы наступаем на одни и те же грабли.

Ошибка первая. Мы привыкли к тому, что в стране должен быть «правитель», который своей милостью решит все наши проблемы, наведет «порядок». Поэтому в каждом новом президенте украинцы будут разочаровываться, ведь глава государства не может (да и не должен) контролировать, к примеру, строительство новой дороги в региональном городке.

В свою очередь, все президенты также не хотят отказываться от роли «мессии», раздавая обещания «всем помочь» и «все уладить», как делал Ющенко или заявлял Янукович в своей предвыборной программе. Конечно, как президент мог отказать в просьбе какой-нибудь бабушке провести газопровод. А сколько таких бабушек встречалось ему во время поездок по регионам Украины? Все просьбы автоматически передаются помощникам, влияние которых ограничено. Но президентам приятно думать, что они помогают «простым смертным», а нам — что манна небесная свалится и на нашу голову.

Ошибка вторая. Представляя всю власть в одном лице (президенте или премьере), большинство из нас абсолютно игнорирует работу органов местного самоуправления, а те, в свою очередь, «потихоньку» проводят нужные решения в своих меркантильных интересах — кому землю отдать, закрыть школу, «помочь» запустить или приостановить строительство объекта. Мы привыкли к тому, что «политика происходит на кухне». Мы увлеченно спорим о вопросах, к решению которых не имеем никакого отношения (ведь каждый «разбирается» в конституционной реформе, например), и при этом абсолютно игнорируем проблемы, требующие нашего внимания и вмешательства.

Выборы в местные органы власти происходят по принципу парламентских — мы голосуем за набор лозунгов любимой политической силы, а не за тех людей, которые ответственны за порядок в городе. Поэтому местное самоуправление должно быть очищено от политики. «На местных выборах должны конкурировать интересные программы, которые предлагают кандидаты для решения конкретных проблем, а не политические бренды. Местная власть должна заниматься ремонтом дорог, строительством школ и больниц, освещением улиц, обустройством детских площадок, а не играть в политические игры», — подтверждает народный депутат, член Коллегии партии Христианско-Демократический Союз Сергей Харовский.

Ошибка третья. Ожидая помощи «сверху», мы разучились защищать свои права. Не вывозят мусор? Так пусть он неделями скапливается около подъездов. Ведь куда приятнее обсудить с соседями, какие плохие ЖЭКи, чем от коммунальщиков добиваться выполнения ими работы. А если ваши требования игнорируют, нужно обращаться к представителям местной власти и требовать, чтобы они выполняли все обещания, которым мы «поверили», приведя их к власти.

Ошибка четвертая. Каждый народ имеет такую власть, которую он заслуживает. Если вы едете на красный свет с мыслью «проскочу», выбрасываете бутылку на тротуар, проходите мимо бездомного человека, лежащего на асфальте, то не стоит надеяться, что в вашем городе скоро настанут изменения к лучшему. Реформы начинаются с нас. Мы должны быть требовательны в первую очередь к себе самим.

Эти ценности не упадут нам на голову. За них нужно бороться. Придя на избирательный участок, 10 раз подумайте, за кого отдать свой голос. Проанализируйте — что представители тех или иных политических сил уже сделали либо не сделали для вас, и стоит ли их партии еще на один срок подпускать к управлению. Согласитесь, что все «раскрученные» политические бренды уже имели возможность доказать свою эффективность, и честно ответьте сами себе — доказали?

Я считаю, что на этих выборах власть должна поменять свое лицо. Нужно дать дорогу идеологическим проектам, наполненным ценностями и желанием работать. Одним из них является Христианско-Демократический Союз — партия, чья идеология прошла многолетнюю проверку в европейских странах. Эта политическая сила доказала, что является не только идеологическим проектом, но и отличным управленцем. А теперь у нее должен появиться шанс построить Европу в Украине.

Автор: О. НИКОЛАЕВА


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту