В первой декаде ноября в стране должен, по прогнозам премьер-министра Украины Николая Азарова, наконец-то появиться Налоговый кодекс, который заменит более 4 тыс. актов в налоговой системе и сделает, если верить ему, ведение бизнеса простым и понятным.
Так уже было в 1995 году, когда государство провело первую налоговую реформу, в результате которой часть предпринимателей ушли в тень. К чему это привело, многие помнят: сократились поступления в бюджеты и, как следствие, в стране начались задержки выплаты пенсии и зарплаты. Ситуация сохранялась до 1998 года, когда была введена упрощенная система налогообложения, позволившая вывести предпринимателей из тени и оживить экономику. Так стоит ли наступать на те же грабли?! Или они все-таки другие?!
Проект Налогового кодекса, о котором «1К» уже рассказывала, претерпел не одно изменение, но суть осталась прежней. Есть в нем и положительные моменты: например, поэтапное снижение ставки налога на прибыль с 25 до 16% (в 2011 и 2012 годах -19%, в 2013 и 2014 годах — 18%, в 2015 году — 17%, с 2016 года -16%), уменьшение НДС с 20% до 17% с 2014 года, введение автоматического возмещения НДС и даже введение штрафных санкций, если государство задерживает платежи: Вреде бы здорово, да только, НДС получают в нашей стране только экспортеры, то есть крупный бизнес, а всем остальным от этого ни холодно ни жарко. К тому же чтобы попасть в списки на возмещение НДС, нужно пройти государственный аудит за последние 3 года, а за такой срок у самого законопослушного бизнесмена можно найти массу нарушений и ошибок — и он получит отказ.
Упрощенная система налогообложения, по которой работают подавляющее большинство мелких предпринимателей, тоже претерпит изменения: планируется ввести налоговые каникулы на срок до 5 лет для новообразовавшихся субъектов хозяйствования, а также предприятий с ежегодным объемом доходов до 3 млн. грн. Впрочем, в окончательном варианте документа этот пункт не значится. Зато есть требование повсеместной установки кассовых аппаратов, чего торговле не хочется, ведь это значит, что доходы станут «белыми».
Плохо это или хорошо? Для одних плохо, для других хорошо, поэтому и есть у кодекса как сторонники, так и противники. Взять, например, легкую промышленность. Ей, как и гостиничному бизнесу, предприятиям судостроительной и самолетостроительной промышленности, Налоговый кодекс дает 10 лет освобождения от налогообложения прибыли (кроме предприятий, производящих продукцию из давапьческого сырья). Но тут же нашлись недовольные в лице импортеров second-hand, ведь если отечественное производство одежды увеличится, им уже не удастся за большие деньги
продавать ношеные иностранные вещи. Бизнесу, конечно, урон, но, с другой стороны, до каких пор Украина будет поднимать экономику Польши, Турции, Китая, может, и своей пора заняться?!
Ничего плохого не видится в том, что кодекс предусматривает освобождение от налогообложения 80% прибыли предприятий, полученной от продажи энергосберегающих товаров собственного производства, и 50% прибыли от реализации энергосберегающих мероприятий. Временное освобождение от уплаты налогов обещают производителям биотоплива и предприятиям, добывающим и использующим метан угольных месторождений. Но при этом надо иметь в виду, кому принадлежат такие предприятия, — явно не малому и среднему бизнесу.
Кроме того, здравым можно считать и то, что в кодекс вернулся налог на недвижимое имущество. Не будут облагаться им 40 кв. м площади на каждого зарегистрированного человека, при этом льгота на один объект не может быть меньше 100 кв. м в городах и 200 кв. м в сельской местности.
Ничего нет плохого и в том, что отменят 12 местных налогов и сборов, которые все равно не работают, и введут 5% налог с процентов по депозитам, общая сумма которых в течение месяца превышает 2 минимальные зарплаты (т.е. из общей суммы депозитов свыше 200 тыс. грн.). Думается, по основной массе граждан это не ударит, а богатым не грех и поделиться с государством, на котором они заработали. Кстати, вводит кодекс и налогообложение по ставке 15% части суммы пенсий или ежемесячного пожизненного содержания, превышающей максимальный размер базы начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. То есть налогом будут облагаться щедрые депутатские пенсии, ¦'
Что плохого в том, что теперь подача декларации крупными и средними предприятиями обязательна в электронной форме с применением электронной подписи? По идее, это должно сократить бумажный оборот и упростить жизнь тому же бизнесу. Положительно и то, что любой человек, пожелавший заняться бизнесом, сможет сделать это сам, без подсказок, без рытья в кипах подзаконных актов, которыми изобилует наше законодательство.
А плохо то, что все это не уменьшает налоговое бремя на работающих членов общества. 'Хотя отчасти мы сами в этом виноваты, ведь нужно учиться защищать свои права, мы же по старинке продолжаем терпеть и плакаться в жилетку соседкам, а не идем на баррикады.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |