27 октября в Николаеве с рабочим визитом пребывала заместитель председателя ГлавКРУ Наталья Рубан. Она провела совещание с работниками КРУ Николаевской области и пообщалась с местными представителями СМИ.
Наталья Рубан акцентировала внимание ревизоров области на том, чем им придется заниматься в ближайшее время в связи с выборами в местные советы:
Сейчас обновится депутатский состав, в местные советы придут новые люди, у которых специфические знания по бухгалтерскому учету, по бюджетному законодательству, конечно, отсутствуют. А местные советы — распорядители бюджета. Чтобы максимально минимизировать возможные нарушения в бюджетной сфере, надо уже сейчас провести инвентаризацию, посмотреть, какие типовые нарушения были в предыдущую каденцию депутатов, и провести учебу с новоизбранными сельскими головами, председателями советов.
Наталья Рубан не отрицает, что сейчас присутствует особое внимание к работе ГлавКРУ, к итогам его деятельности по результатам работы правительства. Отчасти этот особый политический и общественный интерес связан с выборами, потому что по итогам деятельности ревизоров можно судить о состоянии бюджетной дисциплины в государстве. Но работа самой службы с выборами никак не связана, потому что деятельность КРУ заключается не только в том, чтобы обнаружить нарушения, а чтобы причиненный ущерб был возмещен, а нарушений становилось меньше. В частности, КРУ Николаевской области по показателям возмещения причиненного ущерба на хорошем счету, наши ревизоры добились 65% «погашения» растратчиками бюджетных средств.
- Нас обвиняют в том, что именно сейчас, перед выборами, КРУ заработала. Мы проанализировали свою активность, и могу сказать: в 1997 году мы делали 80 тысяч проверок, с 2006-го — 15-20 тысяч проверок, в этом году мы осуществили 10 тысяч проверок. Ежегодно мы проверяем около 60% бюджетных учреждений и равномерно каждый год устанавливаем нарушения нецелевого, незаконного использования и недостоверного отражения в отчетности, что привело к убыткам. С 1997 года это было 600 млн. грн., потом 800 млн.грн. и до миллиарда. Начиная с 2005 года — уже 1,4 млрд. грн., 1,6 млрд. грн., 1,8 млрд. грн., а в прошлом году — 2 млрд. грн. А в этом году незаконного и нецелевого использования бюджетных средств мы установили на 28 млрд. грн. Это действительно год всплеска нарушений законодательства, что привело к убыткам. У нас есть и статья «прочие нарушения, которые не привели к убыткам». В прошлом году по этой статье было установлено нарушений на 22 млрд. грн., и в этом году на столько же. Чем объясняется такая сумасшедшая сумма по хищениям и нецелевому расходованию бюджетных средств? Тем, что мы сконцентрировали свое внимание на 28 направлениях, которые были в Национальном аудите. В основном это суммы незаконных расходов Аграрного фонда, Резервного фонда, Стабилизационного фонда, Резервного фонда Кабмина, это деньги государственных банков, которые получались под рекапитализацию из Госбюджета, а потом фактически были выплачены в качестве кредитов своим лицам, и государство их потеряло. Общая сумма — 53 млрд. грн., из которых 28 млрд. грн. — незаконные и нецелевые расходы и хищения и 22 млрд. грн. прочих расходов. И когда политики говорят, что там еще превышение по внешнему долгу, а еще деньги по Киотскому протоколу, то могу сказать, что это тоже нарушения, но они уже не в сфере интересов нашей службы. Да, если госбюджет выписан с учетом того, что Украина может взять в долг только 193 млрд. грн., а берут на 40 млрд. больше, это нарушение? Это преступление. Потому что это подрывает макроэкономические показатели. Я не говорю, что эти деньги нельзя было брать, просто все нужно делать по закону: через парламент и перерасчет экономистов.
Наталья Рубан сообщила, что и в работе КРУ Николаевской области тоже все ровно и планомерно.
Рассказывая о ситуации в Госрезерве, заместитель председателя ГлавКРУ напомнила, что Госрезерв существует для того, чтобы с помощью интервенций регулировать ценовую ситуацию на потребительских рынках. Но инвентаризация установила, что за последних два года Государственный резервный фонд попросту разграблен. Его грабили и в предыдущие годы, но не так масштабно и системно. Каким образом это осуществлялось? Разными методами. Чаще всего нарушением сроков замены заложенных на резервное хранение продуктов. Например, закладки масла нужно заменить через год, а меняли через 3 месяца. Причем реализовывали запасы по заниженным ценам, а закупали по завышенным. В итоге сегодня в Госрезерве зерна — 47% от потребности, угля — на 7%, мяса — 2,6%, а масла вообще нет. Сократилась и номенклатура запасов — с 77 до 38 наименований. Конечно, в таких условиях рассчитывать на то, что государство сможет как-то регулировать цены на потребительском рынке, не приходится.
Стоит ли этому удивляться, если, например, в 2008-2009 гг. более 500 млн. грн. бюджетных средств было направлено коммерческой структуре «Бабусины рецепты» для закупки мяса. В итоге ни мяса, ни денег, ни самой этой коммерческой структуры, ничего нет.
Очень много нарушений в Аграрном фонде (там установлена недостача зерна на 108 млн. грн.), по Госкомзему и Пенсионному фонду. Почти нормой стало то, что государственные фонды обрастают «присосками»-посредниками, на счетах которых остается значительная часть бюджетных средств под самыми разными предлогами. Например, Пенсионный фонд направил в коммерческую структуру 17 млн. грн. на печатание извещений о перерасчете пенсий. При том, что пенсии хоть на 2 гривни, но пересчитываются каждый год, и пенсионеры это видят при получении пенсий, расходовать бюджетные средства на такие адресные извещения — по меньшей мере нерационально.
Перечисленные нарушения, а если говорить прямо — преступления, задокументированы и переданы правоохранительным органам. И правоохранительные органы стали работать активнее. В частности, после передачи им 4 тысяч материалов возбуждено тысяча уголовных дел, 600 дел уже передано в суды. Но дождемся ли мы судебных приговоров по этим громким делам — другой вопрос. Как рассказала Наталья Рубан, судебные разбирательства длятся годами и не всегда заканчиваются ожидаемым результатом. Как добавила начальник КРУ в Николаевской области Александра Кривда, в нашем управлении все такие дела находятся на контроле, ничто не забывается:
- Так, уже давно арестованы 4 человека по делу «Дельта-лоцмана», и есть перспектива, что эти люди будут осуждены на значительные сроки.
Бушевавшая в прошлом году в Украине паника по поводу гриппа спровоцировала серьезные злоупотребления по линии Минздрава.
Как сообщила заместитель председателя ГлавКРУ, тогда из Резервного фонда Кабмина было выделено 214 млн. грн. на закупку оборудования, медикаментов и марлевых повязок. Причем по закону все это должно закупаться непосредственно у производителей, а закупалось у посредников, с хорошей ценовой дельтой в пользу посредников и в ущерб Госбюджету.
Сейчас завершилась инвентаризация, проведенная по поручению Премьер-министра Николая Азарова, и оказалось: за прошедший год из закупленного использовано только 11%, остальное лежит на складах, потому что такие запасы Украина может использовать только за 9 лет. Николаевской области было выделено медпрепаратов и медсредств на 6,8 млн. грн. Использовано только на 2,4 млн. грн., остальное лежит. А срок годности истекает. Предположительно, половина из того, что осталось, будет по этой причине списана.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |