ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
«БЕЛОБЕРЕЖЬЕ СВЯТОСЛАВА» ПОЧЕРНЕЛО ОТ МУСОРА
30.10.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 127(2990) / Тираж: 7500

Катер замедляет ход, тихо подходит к берегу и утыкается носом прямо в песок. Наконец-то длинный и трудный путь через широкие просторы Днепро-Бугского лимана преодолен, и экзотический Кинбурнский полуостров, о которой так много говорят и спорят в последнее время, богатый биоразнообразием заповедный уголок, — у твоих ног. Вместе с директором Регионального ландшафтного парка «Кинбурнская коса» Зиновием Петровичем и начальником службы государственной охраны парка Василием Чаусом мы отправляемся в заповедный уголок для проведения природоохранного рейда.

Немного оглянувшись, замечаешь, что в этот солнечный осенний день к заповедному берегу устремилось немало людей. Катера, большие и маленькие, один за другим причаливают к берегу и выплескивают толпы грибников с ведрами, корзинами, мешками, пакетами с питьем и едой. Одни приезжают, другие — уезжают, в ожидании плавсредств столпившись под маслиновыми деревьями. Тут же на ходу перекусывают, жуют бутерброды, сухарики, чипсы, пьют воду и пиво, а упаковки швыряют на берег — ни одного мусорного контейнера здесь не наблюдается. Сейчас Кинбурнская коса переживает второе нашествие после летнего отдыха. Любители грибной охоты прибывают в леса на Кинбурне, целые группы приезжают из Очакова, Николаева, Одессы, чтобы насладиться дарами природы. Увы, последствие этого нашествия — горы мусора. Неприглядная картина открывается уже в том месте, где причаливают плавсредства в с.Покровское (Рымбы, причала здесь нет, его разрушил ледоход одной из минувших зим). Полиэтиленовые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки, бумажки, консервные банки — всем этим завалена зеленая трава. Впечатление удручающее — кроме себя, любимых, многие люди привозят на косу много мусора, а обратно его никто не увозит.

Первая стихийная свалка — на берегу лимана, где причаливают катера. Вторая гора мусора возвышается при выезде из хутора Рымбы. Здесь 3 недели стоял прицеп с мусором, который собрали лесники с рекреационного участка. Третья свалка находится буквально через полкилометра недалеко от соленого озера по дороге к морю в маслиновой роще. Четвертая — на берегу моря, на участке, где проводилась «рекреационная деятельность» лесничеством. Пятая — прямо в лесу около Покровских хуторов. Шестая... Таких несанкционированных свалок ТБО на Кинбурнском полуострове мы насчитали больше десятка. Речь идет о крупных свалках, а не о гуляющих целлофановых мешках, которыми увешаны деревья и кусты. И растут эти стихийные свалки очень быстро.

- Быстрее, чем мы их убираем, — говорит местный житель Василий Трофимов. — Иногда мы, коренные жители, не выдерживаем, собираемся по нескольку человек и выгребаем на причале все отходы. Но через неделю-две мусор появляется снова.

- Я — частный предприниматель по перевозке пассажиров из Очакова на Кинбурнский полуостров, — говорит Леонид Казанли. — Мне очень обидно, что пассажиры мусорят на берегу и за собой не убирают. Я не раз организовывал сбор мусора, платил свои деньги. Но стихийная свалка возле причала снова и снова заполняется отходами.

К сожалению, это не единственная стихийная свалка, — рассказывает местный житель, работник парка Владимир Гаркуша. — И виноваты в этом не только туристы, приезжающие на несколько дней. В населенных пунктах, границы которых расширились до необъятных размеров, появилось много коттеджей, частных гостиниц. Повсюду идет строительство новых дворцов (а как иначе их назвать?). Строительный и бытовой мусор втихаря вывозят в лес, сбрасывают прямо на территории заповедника. Как-то лесники поставили тракторную площадку на берегу моря. Отдыхающие набросали туда мусора больше, чем она могла вместить. Приехал трактор, зацепил площадку и повез... А мусор почти весь высыпался и остался на берегу. Нигде на территории сел и на побережье нет ни одного мусорного бака. Да и в селах тоже.

Василий Чаус, начальник службы госохраны парка:

- Хотя наша служба регулярно составляет протоколы о правонарушениях за загрязнение территории парка, выдает предписания по ликвидации стихийных свалок, обращается во всевозможные органы, в том числе к средствам массовой информации, но результат этой работы минимальный.

- А почему?

- Потому, что корень её решения — в системной работе по недопущению загрязнения косы, в повышении ответственности землепользователей за санитарное состояние своих территорий, в изменении психологии людей, как местных, так и приезжих, которые на косе, не найдя ни одной элементарной урны или площадки для сбора мусора, какими бы экологически сознательными они ни были, вынуждены выбрасывать мусор там, где придется.

- Проблема засорения природного ландшафта Кинбурской косы стоит очень остро, она гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд, — говорит Зиновий Петрович. — Это может обернуться катастрофой не только для флоры и фауны, но и для людей, живущих здесь. Дело в том, что новоявленные хозяева, зачастую непростые люди, построившие коттеджи (законно или незаконно получив здесь землю) и частные гостиницы, хотят жить красиво и с удобствами, не заботясь об окружающей среде. Канализации на Кинбурнской косе нет, а жидкие отходы жизнедеятельности выводятся прямо в песок. Пресная питьевая вода на песчаном полуострове залегает очень близко, где-то на глубине от 30 сантиметров до 6 метров, в дождливые дни она даже выходит на поверхность. Все неочищенные стоки, в т.ч. фекалии, попадают в водоносный горизонт, перемешиваются, а потом хозяева гостиниц эту жижу пьют сами и поят своих постояльцев. Уже были случаи заражения гепатитом целой группы отдыхающих и местных жителей на хуторе Рымбы. Эта вирусная инфекция никуда не делась, новые отдыхающие рискуют также заразиться этой болезнью. Из-за засорения подземных вод фекальными, а заповедной земли — бытовыми и строительными отходами, может полностью измениться биологическое состояние Кинбурнского полуострова. А ведь здесь обитают сотни видов птиц, животных, растений, многие из которых занесены в списки редких видов. А некоторые — уже исчезающие совсем. Очень грустно, что местные власти не встревожены такой ситуацией.

Кинбурнская коса, которая многих к себе приворожила своей уникальной первобытной природой, оказалась по жизни очень невезучей. Не будем углубляться во времена турецких и немецких оккупаций — что с варваров возьмешь? Сегодня мы уничтожаем уникальный природный уголок своими руками, причем — по-варварски. На территории полуострова когда-то был создан Региональный ландшафтный парк «Кинбурнская коса». Но дальше объявления о создании парка дело не пошло. Некоторые чиновники увидели в этом угрозу потери своих полномочий. Лесники побоялись, что не смогут делать с природой и ресурсами косы все, что им захочется, сельский голова понял, что будут проблемы с раздачей земли, колхозники — с распаеванием и приватизацией земель на берегу моря. Поэтому восемнадцать лет они, при помощи всяких покровителей, тормозили развитие регионального парка, мешая утверждению проектной документации по организации территории парка. Используя эту паузу, сельский совет, без утвержденных границ сел, незаконно раздал сотни земельных участков в частные руки, очень часто — чиновникам областного и районного масштаба, состоятельным бизнесменам. Проведено незаконное распаевание и приватизация 350 га заповедных земель, земель водного фонда в прибрежной полосе Черного моря. В «дерибане» кинбурнской земли также успешно приняли участие и чиновники контролирующих органов, и пока все сошло с рук.

На основе РЛП «Кинбурнская коса» указом Президента Украины в 2009 году был создан национальный парк «Белобережье Святослава», но до сих пор не создана дирекция этого парка.

- Лесное ведомство, которое около 20 лет тормозило развитие регионального и создание национального парка, — рассказывает Зиновий Петрович, — теперь решило созданный парк подчинить себе. Национальный парк, по указу Президента, создан на 35 тысячах га, из них 25 тыс. га занимает акватория Черного моря, что никак не вяжется с лесопокрытыми землями. Основная задача парка — сохранение природных комплексов морских акваторий и песчаных степей, что не совпадает с интересами лесного ведомства. Было бы абсурдным отдать такую заповедную территорию лесникам. Абсолютно отсутствует активная позиция Покровского сельского совета, который возглавляет Г.М. Агафонов, одного из самых богатых сельских советов Николаевской области, который за период своей каденции не отвел ни одного участка под полигон твердых отходов и не создал даже в элементарном, зачаточном виде коммунальную службу, которая бы занималась вопросами сбора и утилизации мусора.

И пока решаются эти ведомственные вопросы, на Кинбурнской косе продолжает твориться беззаконие. Не успевший родиться национальный парк «Белобережье Святослава» стал уже грязным от мусора, в том числе на святом Суворовском историческом месте — Кинбурнской стрелке, в результате «рекреационного хозяйствования» лесников, разрешение на которое им дает Очаковский районный совет. Лесники пока только собирают деньги с палаточников на берегу моря, хотя к этому берегу не имеют никакого отношения. Между прочим, почти не предоставляя при этом никаких услуг — ни мусорных баков, ни вывоза ТБО, ни оборудованных мест для отдыха. Сезон рекреации 2010 года завершился горами неубранного мусора в местах пребывания отдыхающих и новыми припрятанными свалками.

Автор: Екатерина Наточа.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту