ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Умышленная нерасторопность?
03.11.2010 / Газета: Николаевский бизнес / № 44(348) / Тираж: 5100

1 сентября 2008 года возле Николаева произошло ДТП. В стоящий на перекрестке автодорог Одесса-Мелитополь-Новоазовск и Николаев-Кировоград Жигуленок врезалась другая машина. От удара автомобиль выбросило на встречную полосу, где Жигуль таранил проезжавший здесь большегрузный МАН. В результате аварии водитель и пассажир автомобиля только чудом остались живы, и если со временем их здоровье пусть не полностью, но восстановилось, то машину пришлось сдать на металлолом. При этом виновник ДТП — водитель другого вазовского изделия, похоже, отделался всего лишь легким испугом. А помог ему в этом следователь из Жовтневого РОВД.

Черный понедельник

Тот злополучный День знаний Игорю Токареву и его родственнику Василию Гусельникову врезался в память навсегда. Притом, что вначале ничто не предвещало беды. В тот день родственники договорились о том, чтобы перевезти улей с дачи Игоря Токарева на дачу к Василию Гусельникову. Погрузив в машину Токарева пчелиный домик, отправились в путь. У поворота на Терновку, там, где дорога на Кировоград пересекается с дорогой Одесса-Новоазовск, родственники остановились, чтобы пропустить двигавшийся по встречке МАН. Вообще-то, по слонам водителя — Игоря Токарева — до двигавшегося грузовика было не менее 100-150 метров, и можно было успеть повернуть, не пропуская машину. «Я просто не люблю лихачить, и на дороге стараюсь вести себя предсказуемо», — вспоминает Игорь Эдуардович.

Но «благородство» остановившегося Жигуленка не на шутку встревожило водителя МАНа. Как сообщил он потом Токареву, увидев новенькую машину с тонированными окнами, уступавшую ему дорогу, он решил, что там могут сидеть какие-то шишки, и стал в свою очередь притормаживать, уступая дорогу легковой машине. По-видимому, именно это обстоятельство и спасло родственников. Ведь когда сзади в их машину на полной скорости врезалась вазовская девятка, с прицепом, полным арбузов, и Жигуленок Токарева вылетел на встречку, МАН двигался по ней со скоростью всего лишь 20-30 км в час. Поэтому удар большегрузной машины хоть и. был сильным, смявшим полностью капот легковой машины, но не стал смертельным для его водителя и пассажира. Очевидцы аварии еще тогда говорили, что если бы МАН шел со скоростью, в два раза большей, то от попавшего ему под колеса Жигуленка точно бы ничего не осталось.

Тяжелые последствия

Водителем, врезавшимся в машину Токарева, был предприниматель Юрий Демидов.. Вместе с женой он возвращался с Херсонщины в родное село Дзензелевку Маньковского района Черкасской области, где и сегодня проживает вместе с семьей. По мнению Игоря Токарева, мотаясь по селам Херсонской области в поисках

дешевых арбузов, он, по-видимому, ночью как следует не выспался, поэтому и допустил столкновение. Иначе как объяснить, что среди белого дня (ДТП произошло в районе полудня) при отличной видимости и хорошем состоянии дороги можно было врезаться в не затормозившую, а спокойно стоящую на перекрестке машину? Последствия этого ДТП для пострадавших были тяжелыми. У Игоря Токарева было сотрясение головного мозга, а впоследствии и слух на одно ухо упал до нуля. У его родственника — Василия Гусельникова — была порвана наружная боковая связка правого коленного сустава. Оба провели несколько недель в больнице. О машине Токарева и говорить нечего — смятая спереди и сзади, ремонту она уже не подлежала. Впоследствии хозяин был вынужден ее просто продать на металлолом. И это притом, что машина была практически новая и в отличном состоянии — купил ее Токарев в автосалоне в 2005 году и успел отъездить на ней всего 9 тысяч км, что для транспортного средства является показателем незначительном.

Расследование без расследования

Вина черкащанина была очевидной, поэтому уверенный в том, что следствие по делу пройдет быстро, и дело без проволочек будет передано в суд,

Игорь Токарев вместе с Василием Гусельниковым были заняты поправкой здоровья. За приемом лекарств и прохождением оздоровительных процедур ход расследования отошел для них на второй план. Когда же Токарев пришел к следователю Жовтневого РОВД капитану Сергею Клименко, которому поручили его дело, то был несказанно удивлен, узнав от милиционера, что уголовное дело по факту ДТП вообще не возбуждалось. «А что, вы ведь ко мне сами пришли, значит, у вас легкие телесные повреждения, от причинения которых уголовное дело не заводится», -пояснил опешившему Токареву свое поведение правоохранитель.

Странно было потерпевшему узнать и то, что техническая экспертиза его разбитой машины проводилась аж 13 октября — через полтора месяца (!) после аварии. У Токарева сложилось впечатление, что по каким-то причинам следователь решил порученное ему дело добросовестно «похоронить». Не согласный с таким оборотом, Игорь Токарев подал на милиционера жалобу прокурору Жовтневого района. Как он и рассчитывал, произошло запланированное «чудо»: следователь вдруг «прозрел»! Перезвонив через несколько дней, он сообщил Токареву, что, еще раз изучив все факты, понял, что возбуждать уголовное дело все-таки необходимо. Но даже после этой маленькой победы поводов для морального удовлетворения у Игоря Токарева и его родственника не появилось. Причина в том, что следствие по делу шло крайне вяло. И это несмотря на то, что никакой особой сложности оно собой не представляло — все было настолько просто и очевидно. Установленного законом срока в два месяца вполне достаточно, чтобы его полностью расследовать и передать в суд. Между тем у следователя Сергея Клименко ушло на него в два с половиной раза дольше времени — четыре с половиной месяца. Такого времени обычно требуют сложные запутанные дела. Вскоре Токарев понял причину такой нерасторопности правоохранителя.

Доброта по-милицейски?

Еще осенью 2008 года Токарев несколько раз интересовался у следователя, сообщил ли он в страховую компанию, в которой был оформлен полис Демидова, о ДТП. Сергей Клименко утверждал, что сообщил. Но когда в январе 2009 года пострадавший в аварии попробовал узнать у страховщика, когда же начнутся обязательные ему выплаты, то с удивлением узнал, что об аварии те ничего не знают. Притом, что страховка у Демидова была оформлена до 7 декабря 2008 года. Это означало, что Токарев на выплату положенных ему средств рассчитывать уже не может.

Но это была не последняя «услуга», вольно или невольно оказанная следователем Жовтневого РОВД Сергеем Клименко виновнику аварии. Так, именно он подписал распоряжение, по которому машину со штрафплошадки Демидову передали на временное хранение. Это позволило тому переписать автомобиль на зятя, получив соответственно доверенность на право управления. Позже, когда исполнительная служба будет описывать имущество Демидова, то у него за душой ничего не будет — все окажется переписанным на родственников. Даже машина, хотя в ее техпаспорте было указано, что она принадлежит виновному в ДТП. Кстати, на тот момент на нем еще и числилась коммерческая фирма ООО «Демидов и К», которая тоже перекочевала в другие руки.

Тем не менее суд, который закокончился по данному делу в апреле 2009 года, освободил Демидова опт наказания по амнистии.

Следующий суд по гражданско-правовому иску о возмещении материального и морального ущерба Токареву И.Э. и Гусельникову В.В. со стороны Демидова Ю.Г. решение по компенсации ущерба принял. И суммы назначил весомые — 39 тысяч гривен материального ущерба Токареву и одну тысячу Гусельникову; кроме того, по семь тысяч гривен каждому из них за возмещение морального вреда. Впрочем, учитывая, что у Демидова к тому времени «за душой» уже ничего не было, а официальная зарплата мизерная, то и брать с него оказалось нечего. Исполнительная служба приняла решение о взыскании с Демидова в пользу Токарева по 200 гривен ежемесячно. Чтобы покрыть назначенную сумму, понадобится лет двадцать. Проживет ли еще такое количество лет на земле Токарев, которому в этом году исполнилось 60, не уверен.

Игорь Эдуардович винит в произошедшем следователя Сергея Клименко, который, по его мнению, умышленно затягивал дело, давая возможность виновнику переписать все нажитое за пятьдесят лет добро на других лиц. Какой следователю был в этом резон — Токарев может только предполагать. Но одно утверждает определенно: хотя и считает правоохранителей виновными в том, что не сможет получить справедливую компенсацию за потерю машины и здоровья, судиться с милицией не будет. Просто убежден, что правоохранителя все равно оправдают.

***

Владимир ВАСИЛИНЮК, заместитель начальника отдел а по расследованию ДТП Следственного управления УМВД Украины в Николаевской области

- Все обвинения Токарева в адрес следователя С. Клименко мы считаем необоснованными. По жалобе Игоря Эдуардовича мы проводили проверку и вот что установили; дело было расследовано и отправлено с обвинительным заключением в суд. Под амнистию Демидова никто не подводил, это уже в процессе рассмотрения дела в суде суд по ходатайству, скорее всего, обвиняемого применил к нему закон «Об амнистии». Сам потерпевший в ходе досудебного и судебного следствия имел право заявить ходатайство, что его право нарушено, но он этого не сделал.

Что касается ареста имущества, то здесь тоже нарушений со стороны следователя не было. Машина Демидова была признана вещественным доказательством, и с ней были проведены все'необходимые экспертизы. Но так как Демидов не является владельцем автомобиля, поэтому арест на нее не накладывался, Учитывая, что автомобиль стоял на коммерческой штрафплощадке, за которую необходимо платить деньги, следователь передал его под расписку Демидову. Касательно недвижимого имущества, то по месту его жительства направлялся запрос, на кото-

рый был получен ответ, что Демидов проживает в доме, принадлежащем его матери, поэтому арест не мог быть наложен.

Что касается страховой компании, то в обязанности следователя не входит уведомлять страховую компанию о ДТП. Это должен делать непосредственно застрахованный, т.е. Демидов. Милиция к этому отношения не имеет.

Обвинение в затягивании досудебного следствия тоже необоснованно. В данном случае Токарев неправильно исчисляет срок, который в соответствии с законом начинает идти с момента предъявления обвиняемому обвинения. В данном деле срок также не был нарушен. Некоторое затягивание следствия было, по объяснению следователя, потому что Токарев все время предоставлял новые медсправки по вопросу назначения новых медэкспертиз. А они быстро не делаются. Это само по себе затянуло следствие, но со стороны следователя нарушения сроков досудебного следствия не произошло, Дело проверялось Жовтневой прокуратурой, но и там никаких нарушений выявлено не было.

Автор: Ярослав ЧЕПУРНОЙ


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту