Льстящий самолюбию наших сограждан тезис о неслучайности рождения среди нас родоначальника мазохизма на самом деле не соответствует действительности.
Ну, не мог Леопольд фон Захер-Мазох родиться среди матерых конформистов, позёров и маниловых — это против всяких правил природы. Увы, искупительное сословие как общественная прослойка у нас практически всегда отсутствовало. И это во многом объясняет беспросветный драматизм украинской истории.
Если нет праведников, готовых поглотить вселенскую боль и предоставить образцы моральной безукоризненности и интеллектуального совершенства, то невроз ответа на вызов времени обретает хронические формы — боль начинает резонировать в теле народа, а проблема искомого уровня этики и интеллекта оказывается вообще неразрешимой.
Впрочем, с народа в целом снять груз ответственности не только можно, но и нужно, ведь он — по существу — всего лишь «гужевая сила» исторического процесса, а как резонно заметил один наблюдательный человек, «коні не винні. Вся ответственность лежит на тех, кто стегает коней вожжами — то бишь, на элите.
Во время поисков достойной элиты у нашего народа карта почти всегда ложилась не в масть. Особенно это бросается в глаза на уровне политико-управленческого менеджмента.
История располагает грандиозным количеством ярчайших примеров, но чтобы не утомлять других и не утомиться самому, ограничусь новейшими. Без малого восемь месяцев безмолвствовал Ющенко. До этого он ежедневно находил по нескольку поводов для едких пикировок в адрес Тимошенко, а сейчас — по его логике вещей — пожар идёт по плану, поэтому незачем особенно суетиться.
Вот разве что съезд НУНС — тут заговоришь поневоле. Будем откровенны: кое-какие изменения к лучшему в мировоззренческой патографии Ющенко просматриваются.
К примеру, он тщательно избегает употребления слова «впевнений», которое весьма обременительно с точки зрения ответственности и которым он недопустимо легкомысленно жонглировал в течение всей президентской каденции.
Пусть это и мелочь, но она свидетельствует, что в оценке мира и себя в нём дела у Ющенко пошли на поправку.
Ещё один позитивный симптом — признание своей вины за проигрыш в президентских выборах. Но откровение у Ющенко получилось несколько двусмысленным: «Если в 2004 году победили миллионы украинцев, то в 2010 году проиграл конкретный человек. Выборы проиграл я. Точка». Видимо, ему невдомёк, что его личный проигрыш не стоит и выеденного яйца и что по-настоящему проиграла Украина — по крайней мере, та её часть, которая не мыслит себя в системе цивилизационных, ценностных и моральных координат нынешней власти.
К слову, опосредованно Ющенко признал беспроигрышность своего теперешнего статуса, когда отметил, что месяцы после выселения с Банковой «оказались далеко не худшими в его жизни». Ну, что ж, Виктор Андреевич, мы искренне рады: хорошо, что жизнь налаживается...
Но давайте на секунду-другую возвратимся к съезду НУНС, развенчавшему слухи об онемении Ющенко. Когда Виктор Андреевич взвалил на свои непривычные к тяжестям плечи бремя ответственности за поражение, то по рядам однопартийцев пробежал холодок подозрения, что сейчас они станут свидетелями харакири.
Но Ющенко перешел к размышлениям на тему «нація ще має прозріти» — причём, по версии Виктора Андреевича, перспективы прозрения нации пребывают в непосредственной зависимости оттого, сумеет ли она осознать безальтернативность Ющенко и его политической силы. . У предшественника Виктора Андреевича не было страсти к сценическим эффектам, поэтому, когда он лукавил, то делал это — пардон, за каламбур -абсолютно честно, по-простецки.
К примеру, Леонид Данилович на днях так и сказал: понятие «темники» придумали для Украины западные политтехнологи.
У публики осталась призрачная надежда на то, что хотя бы воплощение идеи принадлежало отечественным кулибиным, а то как-то мы выглядим уж совсем нерадивыми. Впрочем, оперативно оценив неадекватность сказанного, Кучма начал отыгрывать в обратную сторону — дескать, «а как я мог доносить до общества свою политику?». Было бы что доносить!.. Кстати, а что в таких случаях делают политические лидеры цивилизованных стран? Как они решают подобные проблемы? К сведению Данилыча, Украина располагает десятками академических учреждений, которые могут в сколь угодно развёрнутом виде ответить на эти вопросы. Элегантная разновидность плутовства -ложь с претензией на наивность. К примеру, тёртый калач украинского политикума Александр Лавринович, в попытке оградить Януковича от необходимости подтвердить свою легитимность после пересмотра конституционных полномочий президента, изрёк: граждане избирают конкретных людей, а не полномочия.
Странно, а мне почему-то всегда казалось, что наличие или отсутствие человека выборами не регламентируется. Это не значит, что выборы не нужны: на них мы отдаём голос, в первую очередь, за полномочия и лишь потом — за Иванова, Петрова или Сидорова. Это объясняется элементарным аргументом: при неопределённости полномочий любые выборы априори лишены смысла. Know-how министра юстиции решила позаимствовать замглавы Администрации президента Анна Герман. Она предложила ввести в Украине сразу три официальных языка — украинский, русский и английский. При этом, по версии Герман, языками межнационального общения будут русский и английский.
Андрей Макаревич для подобных случаев располагает метким сравнением: «Этот город затиснут во лжи, как «Челюскин» во льдах».
Бумага — подруга покладистая, она всё стерпит — хоть придание статуса межнационального русскому, хоть английскому или даже китайскому языку (здесь Герман нужно согласовать приоритеты с премьер-министром, который зарекомендовал себя ярым приверженцем языка Поднебесной). Вопрос в другом: какой из этих языков овладеет нишей языка межнационального общения? Полагаю, ответ очевиден — причём, не только для абсолютного большинства читателей, но и для Герман с Азаровым.
Один из седеющих представителей «Новой дегенерации» недавно настаивал, что людям нужна не правда или ложь, а счастье. Если он имел в виду не общество в целом, а социальные прослойки идиотов и наркоманов, то вполне возможно, что его концепция имеет шансы на успех.
Хотя, даже у наркомана после «богатого прихода» начинается «отходняк», во время которого каждый готов поклясться на чём угодно, что правда важнее. Недавно поймал себя на мысли, что многие беды Украины обусловлены легкомысленностью восприятия солженицинского эссе «Жить не по лжи». Если бы в конце 80-тых смысловой акцент этого произведения был усвоен на глубинном, экзистенциальном уровне, то Украине не пришлось бы иметь дело со столь вызывающей, доходящей до абсурда ложью.
Нет, желающих солгать не стало бы меньше — просто, они отдавали бы себе отчет в том, что их ложь не имеет никаких шансов. А это значит, что мы жили бы уже в совсем ином обществе... Сегодняшнее состояние страны и государства вынуждает формулировать мысли предельно аргументировано и принципиально. Безусловно, горечь этой пилюли понравится не всем, да и сама пилюля не является гарантией скорейшего выздоровления. Но надо четко понять очевидное: без интенсивной терапии, а может даже и хирургии, переломить негативную динамику хронической болезни невозможно.
Песочные часы иллюзий отсчитали последние песчинки... Отныне у страны под условным названием «Украина» намечается простенькая альтернатива: либо начать называть вещи своими именами, либо осознать, что завтра не наступит никогда.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |