Когда я спросила у своего 13-летнего сына, какую профессию ты хочешь себе выбрать, он ответил: «Профессию, которая дает возможность человеку зарабатывать много денег». И так ответили бы, я думаю, многие его сверстники, потому что дети ориентированы сегодня, в первую очередь, на материальный достаток и престижность профессии.
Раньше идеальный образ профессионала был связан с образом конкретных людей и их профессиональной «биографией». Часто это был сборный образ, который формировался годами, нередко это был образ, на который равнялась молодежь. На современном этапе происходит замена «идеального образа профессионала» на «идеальный образ жизни» («европейский», «американский», «богемный» и т. д.) Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения такого образа жизни, а не как его существенная часть. Но правильно ли выбирать профессию, ориентируясь только на ее материальную сторону? Наверное, нет, хотя это и немаловажно. Для правильного выбора профессии необходимо следующее:
- иметь представление о самом себе, своих интересах и способностях, о своих сильных и слабых сторонах;
- знать мир профессий, требования той или иной профессии;
- располагать сведениями о том, востребована ли на рынке труда интересующая профессия.
Известный педагог К. Д. Ушинский сказал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». И это действительно так. Очень важно, чтобы работа приносила радость, потому что ненависть к ней вы будете испытывать не только с 8 до 17, она будет отравлять вашу жизнь круглые сутки. Если человек проводит рабочее время в непрерывном поглядывании на часы, на самом деле, он смотрит за тем, как проходит мимо его жизнь. Счастлив тот человек, который правильно выбрал профессию и занимается любимым делом.
Профессия в переводе с латыни означает «публичное заявление». По профессиональному признаку люди объединяются в группы, занимающиеся одинаковой деятельностью. Отдать предпочтение какой-либо профессии — означает не только выбрать работу, но и быть принятым в группу, принять ее нормы, правила, образ жизни.
В современном мире насчитывается больше 40 тысяч профессий. Как правильно разобраться и не потеряться в этом разнообразии? Обычно перечень известных человеку профессий складывается стихийно: по совету родителей своих и одноклассников, знакомых семьи, соседей, из кинофильмов, газет, Интернета. И эти познания достаточно обобщенные и поверхностные. Постарайтесь получить как можно больше информации о профессии, которую вы выбрали. В центрах занятости имеются уникальные описания профессий как в печатных изданих, так и видеоверсиях, которые характеризуют профессию от «А до Я»: история возникновения профессии и ее характеристика, требования к работнику, где можно пройти обучение, медицинские противопоказания, заработная плата, перспективы занятости и др.
Представляя себе профессию, человек может не знать — подходит он этому выбору или нет. Выводы о себе не всегда могут соответствовать действительности. Можно переоценить свои данные или, наоборот, недооценить свои возможности. Как же выявить свою принадлежность к той или иной профессии? Узнайте мнение родителей, учителей, психолога, друзей, приятелей, просто одноклассников, а можно пройти тестирование в центре занятости, и специалист-профконсультант порекомендует вид деятельности и расскажет о том, какие профессии востребованы на рынке труда. Не бойтесь советоваться. Пригодность человека к профессии не есть задаток от природы. Способности человека развиваются в процессе профессиональной деятельности.
Сегодняшнее время требует новых подходов в профессиональной ориентации молодежи. С 2008 года службой занятости внедряется новый проект — современный помощник в выборе профессии под названием «Профориентационный терминал». Что собой представляет такой терминал? Это своеобразный мини-компьютер, который размещается в школах в общедоступных местах для пользования учащимися, их родителями, педагогами. Терминал содержит очень много интересной и полезной информации о мире профессий, учебных заведениях, известных людях, которые достигли профессиональных вершин, профессиях актуальных на рынке труда и др. С помощью терминала можно также пройти тестирование и получить в подарок на мобильный телефон сюрприз — картинку или песню. Привлекательный и интересный терминал сегодня размещается в 60 школах области, а к концу 2010 года будет установлен еще в 160 школах.
В этом году для учащихся 7 — 8 классов сельских школ службой занятости был подготовлен подарок: «Профориентационный деловой дневник школьника». Рядом с традиционными страницами дневника — страницы профориентационного содержания — о современных профессиях, интересных людях, формуле выбора пработы, основах внутреннего «Я» человека, успешном общении. Записывая домашнее задание, подросток может прочитать интересующую информацию и задуматься о своем выборе.
Оба проекта призваны привлечь старшеклассников к выбору профессии, чтобы объединить необходимое с полезным в интересной и доступной форме. И действительно, лозунг этих двух новых профориентационных разработок «Живи и работай в Украине!» является актуальным сегодня. И будем надеяться, что новые современные формы работы с молодежью внесут свою лепту в формирование будущего трудового потенциала Украины.
Н. Русанова, начальник отдела организации профориентации областного центра занятости.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.011Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |